Михаил Уколов: «Мы будем первым российским интернет-магазином, который проведет IPO» - «Интервью»
«Ютинет.ру» — первый российский интернет-магазин, которой привлекает средства инвесторов через первичное размещение акций. О целях привлечения этих средств и планах развития бизнеса рассказывает генеральный директор компании Михаил УКОЛОВ.
— Российские компании, занимающиеся интернет-ретейлом, еще не выходили на публичный рынок. На какой опыт будете опираться?
— К сожалению, такого опыта в России пока, действительно, нет. В таком случае нам гораздо приятнее выступать первопроходцами. Однако мы надеемся на наших партнеров и организаторов размещения, в числе которых выступят инвестиционная группа «Финам», национальное листинговое агентство «Региональные инновации и инвестиции» и другие компании.
— На каких биржах будет происходить размещение?
— Мы будем размещать бумаги на ММВБ в секторе информационных технологий. Как я уже сказал, организатором размещения будет «Финам».
— Насколько, по вашему мнению, компании российского рынка готовы сейчас проводить IPO? Благоприятствует ли этому рыночная конъюнктура? Если да, то в каких секторах?
— Мне трудно говорить за все компании, в разных отраслях разная ситуация. К IPO готовы те, кто чувствует почву под ногами, обладает планом развития и готовностью воплощать этот план в жизнь. Многие компании еще не оправились от последствий кризиса, некоторые ищут инвестиции другим путем. Мне кажется, что в ближайшее время стоит ожидать еще несколько размещений в IT-отрасли.
— У вас уже готова инвестиционная программа? Сколько средств вы намерены привлечь в результате IPO и на что они будут направлены?
— Да, для инвесторов мы уже подготовили подробную программу — планируем привлечь около 12 миллионов долларов, однако считаем, что сумма может быть и выше. 8 миллионов долларов мы собираемся потратить на рекламу и маркетинг, 3 миллиона — на техническое развитие, в том числа на систему «обывательского» поиска. По планам все это поможет нам к 2012 году увеличить клиентскую базу до 1 миллиона пользователей, а к 2014-му достичь капитализации в 1 млрд долларов и занять 5% всего рынка.
— Однако на этом рынке есть и другие игроки. Что вы можете противопоставить таким гигантам, как «Яндекс.Маркет» или «Озон»?
— Мы не считаем «Яндекс.Маркет» своим прямым конкурентом, это скорее агрегатор, а не ретейлер. А для других конкурентов мы найдем соответствующие меры воздействия, и это не всегда будет прямым противостоянием на рынке. К примеру, в 2010 году мы начали сотрудничество с крупнейшим интернет-магазином бытовой техники «Холодильник.ру» — на «Ютинет.ру» открылась партнерская витрина. Заменив конкуренцию сотрудничеством, мы приобрели важного партнера и укрепили свои позиции в новой для себя сфере. Конкуренция не так выгодна, как взаимовыгодное сотрудничество, и все это прекрасно понимают.
— Каких инвесторов вы рассчитываете привлечь?
— На сегодняшний момент мы готовы предоставить 15% акций широкому кругу инвесторов, как частным, так и институциональным. Существующие акционеры компании не будут продавать свои доли. Очевидно, что, так как размещение будет проходить на российской площадке, мы в первую очередь рассчитываем на отечественных покупателей.
— Как вы собираетесь обеспечить стратегию доходности инвесторов?
— Главная стратегия доходности — это непрерывный рост прибыли компании, который сейчас достигает 50—70% в год. Параллельно росту доходности мы занимаемся непрерывным снижением маркетинговых затрат. А еще мы в «Ютинет.ру» задумываемся о создании собственной торговой компании для экспансии в высокодоходные сферы торговли.Речь идет, к примеру, о рынке бытовой техники и электроники для дома.
— Когда состоится размещение?
— Оно пройдет в первый декаде этого месяца. 5 июля мы откроем книгу заявок в рамках первичного размещения.
— Вы сказали, что привлеченные средства будут направлены в том числе на технологическое развитие. Что представляет собой система «обывательского» поиска, внедренная в этом году?
— Это действительно новая для интернет-ретейла технология. Мы научились обрабатывать поисковые запросы на привычном и удобном для пользователей языке, и им теперь не нужно тратить время на изучение языка запросов и часами выбирать нужную модель в каталоге товаров магазина. Пользователь может искать «красный ноутбук в подарок девушке». Ранее такой подход казался немыслимым, но сейчас все убедились в его перспективности. Система поиска по запросам на обывательском языке позволит повысить конверсию в два раза минимум, однако она еще требует некоторой доводки. На усовершенствование системы в том числе и будут потрачены деньги инвесторов.
— Какие другие технологии представит ваша компания в ближайшем будущем?
— Мы пока оставим это маленькой коммерческой тайной. Скажу только, что планируем и дальше развивать систему поиска товаров.
Татьяна СЕМЕНОВА,