Игорь Арефьев: «Большая часть рынка пойдет в мобильный check-out» - «Интервью»
«Финансы и Банки»
Альфа-Банк – крупнейший игрок рынка онлайн-эквайринга, как по числу партнеров, так и по вложениям в развитие эквайринговых технологий. Начальник управления электронной коммерции Альфа-Банка Игорь АРЕФЬЕВ рассказал порталу Банки.ру, куда движутся технологии онлайн-эквайринга.
– Что интересного вы сейчас можете предложить в области эквайринга?
– Мы предлагаем, естественно, знаменитый интернет-эквайринг. Это когда клиент платит на страничке оплаты интернет-магазина. Также мы сильны в м-коммерсе, мобильном эквайринге. То есть обеспечиваем эквайринг в мобильном приложении партнера. Есть еще вариант с оплатой через кол-центр.
– Это кол-центр партнера или ваш?
– Именно партнера, не наш. Это действительно очень удобно – например, для авиакомпаний. Бывают случаи, к примеру при обмене билета, когда возникает маленькая недоплата, хотя бы в рубль. Пока этот рубль не оплатите, вам бронирование не подтвердят.
В этом случае звоните в кол-центр, вам формируют заказ, по которому нужно что-то оплатить, вы диктуете номер телефона или электронный адрес. Вам присылают ссылочку. Вы ее открываете, смотрите свой заказ, за что платите, вбиваете в форму номер карты и срок действия, потом пароль 3D Secure – и заказ оплачен. Обратите внимание: диктовать номер карты сотруднику кол-центра необязательно.
– Какие технические процедуры требуются для подключения эквайринга по этому варианту?
– Подключения фактически не требуется, нужно только договор подписать. Компании даже не нужно иметь сайт. И принимать можно любую валюту.
– Неужели любую?
– Мы процессируем более 30 валют. Что это значит? Например, вы – авиакомпания. Вы летаете из разных точек. У вас клиент заходит, например, из Казахстана, естественно, у него карточка, скорее всего, в тенге. В данном случае он выбирает тенге как валюту оплаты. Списание с карточки происходит в тенге. А мы зачисляем компании рубль, по-другому мы делать не можем. Соответственно, мы производим конвертацию, курс привязан к курсу ЦБ.
Клиент доволен, у него списалась ровно та сумма, что на сайте, и никакие скачки курса его не волнуют. И партнер принял платеж, не заключая никаких договоров с казахстанскими банками. Конечно, это возможно при условии согласования валютного контроля.
– За чей счет этот банкет? Кто оплачивает конвертацию?
– По-разному. Комиссия за конвертацию прописывается в договоре по эквайрингу.
– Часто ли возникают претензии по поводу оплат со стороны держателей карт?
– У нас лучший риск-менеджмент на рынке. Лучшее соотношение чарджбэков к обороту – по-моему, 0,008%. Visa нам выдала статуэтку за этот показатель, он у нас один из лучших в мире.
– Что происходит с мерчантами, нарушающими правила платежных систем? Например, взимающими дополнительную комиссию при оплате картой.
– У нас в контракте с клиентом прописано, что сумма по карточке не должна отличаться от суммы, если бы был наличный платеж. За этим следит платежная система. Может внести в черный список эту компанию, и она не будет эквайриться, в принципе не сможет принимать карты.
– И вам придется разрывать с ними договор?
– В принципе, да. Но мы изначально не будем заключать подобный договор.
– У вас не было таких случаев?
– На самом деле запросы такие есть. К примеру, государственные компании, работающие в секторе ЖКХ, не могут платить торговую уступку платежной системе. Вместо этого мы, банк, по оферте берем с плательщика комиссию за оплату картой. Клиент подписывается под офертой, что коалиционная комиссия у нас в тарифном сборнике прописана. Мы, как банк с клиентом, подписываем оферту, что если он хочет делать этот платеж, то заплатит, к примеру, 10 рублей. Этот вариант возможен. Но мы это тоже не очень любим. Потому что клиенты скажут, что банк жадный. Но иначе мы бы вообще не могли спроцессировать этот платеж.
– Куда будет развиваться эквайринг от Альфа-Банка?
– Мы верим, что большая часть рынка пойдет в мобильный check-out. То есть в мобильный эквайринг через привязанную карту в мобильном приложении. Второе направление – соцсети, привязка карты к учетной записи. Привязав карту, вы платите, ее не предъявляя, – вот где будущее. В этом направлении идут и такие сервисы, как Uvenco или RuBeacon.
Также, уверен, будущее за мобильными терминалами, в том числе и интегрированными с мобильным приложением мерчанта.
– Историю про мобильный check-out я слышу минимум три года.
– И это реально работает. Конечно, пока не в гигантских объемах, но направление реально нащупано. Те же Gettaxi, Uber, «Яндекс.Такси» показали успех этого направления. Но есть следующая фишка – чаевые, которые пока никто не собирает с карт. А у нас есть уже решения, по которым вы и чаевые можете так заплатить, причем двумя вариантами: отдельным онлайн-переводом либо они будут заложены в сумму счета.
Это, кстати, очень важно для продвижения мобильного check-out. Например, официанты не любят, когда клиент оплачивает картой, так как при этом часто не оставляют чаевых. И они нередко придумывают что-то, чтобы наличными получить – терминал якобы не работает или еще что-нибудь. А если он будет знать, что при онлайн-оплате получит больше, то ему уже безразлично будет, налом клиент платит или безналом.
Беседовал Михаил ДЬЯКОВ,