«30% выплат по ОСАГО достается мошенникам» - «Интервью» » Финансы и Банки
Создать акаунт

«30% выплат по ОСАГО достается мошенникам» - «Интервью»

19 ноя 2015, 18:00
Интервью
217
0
«30% выплат по ОСАГО достается мошенникам» - «Интервью»
«Финансы и Банки»
«30% выплат по ОСАГО достается мошенникам» - «Интервью»

Для борьбы с мошенниками страховщики могут получить доступ к системе ГИБДД «Поток», отслеживающей перемещение автомобилей. ­­Какие еще меры помогут страховому сообществу не платить жуликам и в каких видах страхования махинации растут «в геометрической прогрессии», в интервью Банки.ру рассказал вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей ЕФРЕМОВ.

– Сергей Иванович, фиксируется ли всплеск мошенничества с ОСАГО после повышения тарифов в апреле прошлого года?

– Мошенничество всегда возрастает в условиях кризиса – мы это видели в 1998-м, в 2008 году и наблюдаем в 2015-м. Сейчас до 30% от всех выплат по ОСАГО достается мошенникам. Большую долю мошеннических операций составляют поддельные полисы, страхование задним числом, поддельные исполнительные листы, которые приносят страхователи, пытаясь получить страховые выплаты сразу в нескольких банках, играют роль проблемы с автоюристами. Кроме того, это зависит от региона: в таких городах, как Ульяновск или Оренбург, уровень мошенничества выше, чем в среднем по России, поскольку там более сложная экономическая обстановка.

– Много ли случаев мошенничества возникает при оформлении европротокола?

– Доля отказов по европротоколу, связанная с тем, что предоставленная информация не соответствует данным трасологической экспертизы, составляет 8–10%. Точных цифр по мошенничеству нет, но процент тоже немалый. В основном здесь бывает сговор между водителями. Поскольку базовый лимит по европротоколу – 50 тысяч рублей, то уже имеющиеся повреждения автомобиля в пределах этой суммы недобросовестные граждане пытаются «повесить» на страховщика. Договариваются между собой, выезжают на какое-то место, делают видимость дорожно-транспортного происшествия и заполняют извещение о ДТП. Затем обращаются к страховщикам, и страховщики платят, так как доказать, что заявленного ДТП не было, очень сложно.

– Как с этим бороться?

– У ГИБДД есть программа видеорегистрации «Поток», которая фиксирует движение автомобиля и его местоположение в определенное время. Если страховщик видит, что во время якобы ДТП автомобиль движется и не поврежден, а к нам заявляется с повреждениями, компания может автовладельцу такого авто отказать, потому что здесь налицо фальсификация.

– Страховщики используют эту систему?

– Мы точечно запрашиваем у ГИБДД эту информацию, когда по результатам трасологической экспертизы у нас возникает подозрение, что эти конкретные повреждения были получены раньше по времени, или нам кажется, что два транспортных средства не могли получить именно такие повреждения в описанной ситуации. ГИБДД эту информацию по запросу предоставляет, правда, на это уходит определенное время. Мы надеемся получить полный доступ к системе «Поток», чтобы получать эту информацию в автоматизированном порядке.

– Когда планируете получить этот доступ?

– Сейчас ведутся переговоры с ГИБДД. Здесь не все зависит от нас, поэтому по срокам сказать сложно. Помимо этого, мы ожидаем, что большинство ДТП по европротоколу будет фиксироваться в Глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС) – как это происходит сейчас в рамках пилотного проекта в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В этих регионах лимит европротокола с лимитом в 400 тысяч рублей работает только с привязкой к ГЛОНАСС: когда на автомобиль устанавливается специальное устройство, которое фиксирует место, время страхового случая и собственно сам факт ДТП. Надеемся, что в дальнейшем такие устройства смогут фиксировать и повреждения. Но в любом случае с массовым вводом таких устройств мы будем уверены, что оба автомобиля находились в этом месте и там произошла авария. Это серьезно снизит процент мошенничеств. Через год уже надеемся этого достичь.

– Достичь того, чтобы через год все ДТП по европротоколу фиксировались в ГЛОНАСС?

– А пока ничего другого здесь придумать нельзя. Ну и конечно, более тщательно проверять страховые случаи, проводить экспертные исследования, трасологические экспертизы, повышать общую культуру страхователей.

– Что еще мешает страховщикам бороться с мошенниками?

– Проблема страховых компаний состоит в том, что у них нет права делать запросы в государственные и официальные органы. Специалисты, которые занимаются расследованием страховых случаев, не имеют необходимых для своей работы прав – даже тех, которые имеют, например, частные детективы, – запрашивать информацию и производить выемку документов. Чтобы страховщики получили такие права, нужно вносить изменения в закон о страховании.

– Вы уже выступали с такими инициативами, предлагали изменения регулятору?

– На экспертном совете в Центральном банке страховщики довели до сведения регулятора, что, по нашему мнению, необходимо дать статус расследованиям страховых случаев и соответствующие полномочия страховым компаниям. Законодательных инициатив пока не выдвигали. Этим вопросом будет заниматься Всероссийский союз страховщиков, так как проблема существует не только в автостраховании.

– Какие еще виды страхования кроме ОСАГО подвержены мошенничеству?

– В ОСАГО наблюдается больше всего случаев мошенничества, поскольку это самый массовый вид страхования. Кроме того, за последнее время мы наблюдаем рост мошенничества в добровольном медицинском страховании и страховании жизни, и этот рост идет просто в геометрической прогрессии. Мошенничество в страховании жизни составляет 15–20% от всех выплат (пять лет назад, до кризиса, этот показатель был на уровне 5–10%).

– Какие уловки используют мошенники в ДМС и страховании жизни? Неужели люди специально подстраивают несчастные случаи?

– Люди делают липовые справки о получении травм, оформляют инвалидность по подложным документам, чтобы предъявить потом эти бумаги банкам. По ДМС мошенникам часто удается получить фальшивые справки в сговоре с врачами, есть злоупотребления в лечебных учреждениях, которые проводят по полису ДМС лечение, положенное по ОМС, и списывают деньги у страховых компаний. Встречается лечение застрахованных по болезням, которые не входят в покрытие полиса, оформление страховых случаев задним числом.

Бороться с этим очень сложно, поскольку не все травмы можно впоследствии подтвердить – например, как проверить сотрясение головного мозга? А главное препятствие – тот факт, что страховые компании не имеют статуса для запроса в лечебные учреждения.

Беседовала Елена ПЕТЕШОВА,


«Финансы и Банки» Для борьбы с мошенниками страховщики могут получить доступ к системе ГИБДД «Поток», отслеживающей перемещение автомобилей. ­­Какие еще меры помогут страховому сообществу не платить жуликам и в каких видах страхования махинации растут «в геометрической прогрессии», в интервью Банки.ру рассказал вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей ЕФРЕМОВ. – Сергей Иванович, фиксируется ли всплеск мошенничества с ОСАГО после повышения тарифов в апреле прошлого года? – Мошенничество всегда возрастает в условиях кризиса – мы это видели в 1998-м, в 2008 году и наблюдаем в 2015-м. Сейчас до 30% от всех выплат по ОСАГО достается мошенникам. Большую долю мошеннических операций составляют поддельные полисы, страхование задним числом, поддельные исполнительные листы, которые приносят страхователи, пытаясь получить страховые выплаты сразу в нескольких банках, играют роль проблемы с автоюристами. Кроме того, это зависит от региона: в таких городах, как Ульяновск или Оренбург, уровень мошенничества выше, чем в среднем по России, поскольку там более сложная экономическая обстановка. – Много ли случаев мошенничества возникает при оформлении европротокола? – Доля отказов по европротоколу, связанная с тем, что предоставленная информация не соответствует данным трасологической экспертизы, составляет 8–10%. Точных цифр по мошенничеству нет, но процент тоже немалый. В основном здесь бывает сговор между водителями. Поскольку базовый лимит по европротоколу – 50 тысяч рублей, то уже имеющиеся повреждения автомобиля в пределах этой суммы недобросовестные граждане пытаются «повесить» на страховщика. Договариваются между собой, выезжают на какое-то место, делают видимость дорожно-транспортного происшествия и заполняют извещение о ДТП. Затем обращаются к страховщикам, и страховщики платят, так как доказать, что заявленного ДТП не было, очень сложно. – Как с этим бороться? – У ГИБДД есть программа видеорегистрации «Поток», которая фиксирует движение автомобиля и его местоположение в определенное время. Если страховщик видит, что во время якобы ДТП автомобиль движется и не поврежден, а к нам заявляется с повреждениями, компания может автовладельцу такого авто отказать, потому что здесь налицо фальсификация. – Страховщики используют эту систему? – Мы точечно запрашиваем у ГИБДД эту информацию, когда по результатам трасологической экспертизы у нас возникает подозрение, что эти конкретные повреждения были получены раньше по времени, или нам кажется, что два транспортных средства не могли получить именно такие повреждения в описанной ситуации. ГИБДД эту информацию по запросу предоставляет, правда, на это уходит определенное время. Мы надеемся получить полный доступ к системе «Поток», чтобы получать эту информацию в автоматизированном порядке. – Когда планируете получить этот доступ? – Сейчас ведутся переговоры с ГИБДД. Здесь не все зависит от нас, поэтому по срокам сказать сложно. Помимо этого, мы ожидаем, что большинство ДТП по европротоколу будет фиксироваться в Глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС) – как это происходит сейчас в рамках пилотного проекта в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В этих регионах лимит европротокола с лимитом в 400 тысяч рублей работает только с привязкой к ГЛОНАСС: когда на автомобиль устанавливается специальное устройство, которое фиксирует место, время страхового случая и собственно сам факт ДТП. Надеемся, что в дальнейшем такие устройства смогут фиксировать и повреждения. Но в любом случае с массовым вводом таких устройств мы будем уверены, что оба автомобиля находились в этом месте и там произошла авария. Это серьезно снизит процент мошенничеств. Через год уже надеемся этого достичь. – Достичь того, чтобы через год все ДТП по европротоколу фиксировались в ГЛОНАСС? – А пока ничего другого здесь придумать нельзя. Ну и конечно, более тщательно проверять страховые случаи, проводить экспертные исследования, трасологические экспертизы, повышать общую культуру страхователей. – Что еще мешает страховщикам бороться с мошенниками? – Проблема страховых компаний состоит в том, что у них нет права делать запросы в государственные и официальные органы. Специалисты, которые занимаются расследованием страховых случаев, не имеют необходимых для своей работы прав – даже тех, которые имеют, например, частные детективы, – запрашивать информацию и производить выемку документов. Чтобы страховщики получили такие права, нужно вносить изменения в закон о страховании. – Вы уже выступали с такими инициативами, предлагали изменения регулятору? – На экспертном совете в Центральном банке страховщики довели до сведения регулятора, что, по нашему мнению, необходимо дать статус расследованиям страховых случаев и соответствующие полномочия страховым компаниям. Законодательных инициатив пока не выдвигали. Этим вопросом будет заниматься Всероссийский союз страховщиков, так как проблема существует не только в автостраховании. – Какие еще виды страхования кроме ОСАГО подвержены мошенничеству? – В ОСАГО наблюдается больше всего случаев мошенничества, поскольку это самый массовый вид страхования. Кроме того, за последнее время мы наблюдаем рост мошенничества в добровольном медицинском страховании и страховании жизни, и этот рост идет просто в геометрической прогрессии. Мошенничество в страховании жизни составляет 15–20% от всех выплат (пять лет назад, до кризиса, этот показатель был на уровне 5–10%). – Какие уловки используют мошенники в ДМС и страховании жизни? Неужели люди специально подстраивают несчастные случаи? – Люди делают липовые справки о получении травм, оформляют инвалидность по подложным документам, чтобы предъявить потом эти бумаги банкам. По ДМС мошенникам часто удается получить фальшивые справки в сговоре с врачами, есть злоупотребления в лечебных учреждениях, которые проводят по полису ДМС лечение, положенное по ОМС, и списывают деньги у страховых компаний. Встречается лечение застрахованных по болезням, которые не входят в покрытие полиса, оформление страховых случаев задним числом. Бороться с этим очень сложно, поскольку не все травмы можно впоследствии подтвердить – например, как проверить сотрясение головного мозга? А главное препятствие – тот факт, что страховые компании не имеют статуса для запроса в лечебные учреждения. Беседовала Елена ПЕТЕШОВА,

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика