«Россиян охватили два вида страха» - «Интервью» » Финансы и Банки
Создать акаунт

«Россиян охватили два вида страха» - «Интервью»

31 дек 2014, 17:54
Интервью
197
0
«Россиян охватили два вида страха» - «Интервью»
Татьяна Тихонова
психоаналитический психотерапевт, член Восточно-Европейской конфедерации психоанализа


«Россиян охватили два вида страха» - «Интервью»

Замедление темпов экономического роста, ускорение инфляции, падение цены нефти, ослабление рубля спровоцировали некоторых россиян на весьма опрометчивые решения и действия. О том, какие психические процессы стоят за поведением россиян в кризис, порталу Банки.ру рассказала психоаналитический психотерапевт, член Восточно-Европейской конфедерации психоанализа Татьяна ТИХОНОВА.

– Татьяна Евгеньевна, дайте оценку с точки зрения психоанализа поведению россиян после 16 декабря, когда произошло резкое ослабление рубля?

– По моим наблюдениям, поведение россиян при обвале рубля было неоднородным. Поведение одной категории наших сограждан выражалось в протесте и было направлено на обвинение российских властей. Поведение другой категории россиян, можно сказать, более «патриотично» настроенных, было направлено на обвинение Запада, в частности Америки, которая сейчас играет роль внешнего, параноидного врага.

– В психоанализе это называется «преследующий объект»?

– Да, преследующий объект. Поведение россиян было расщепленным, разделенным на два лагеря.

– Могли бы вы пояснить, что значит «расщепленное поведение»?

– В психоанализе расщепление подразумевает такое поведение, при котором личность разделяет вещи и явления четко только на черное и белое, на плохое и хорошее. Соответственно, две категории граждан России, о которых я сказала выше, это два лагеря-антагониста. «Патриотически» настроенные россияне воспринимают то, что происходит в нашей стране, исключительно как позитивное, защищающее границы страны. Политика Америки в отношении РФ видится ими как нечто исключительно плохое.

С другой стороны – группа граждан, которые видят ситуацию принципиально иначе. Именно в этом выражается расщепление. На мой взгляд, именно эта позиция расщепления и создает напряженную атмосферу в обществе. Потому что люди не способны увидеть и в том, и в другом какие-то положительные и отрицательные моменты, чтобы обозначить точки соприкосновения. В таком случае становятся невозможными объединение точек зрения и, соответственно, стабилизация ситуации.

– Какие психические процессы внутри каждого россиянина и всех наших сограждан как большой социальной группы могли привести к расщеплению?

– Я думаю, что само по себе расщепление говорит о регрессивных процессах в психике россиян. С точки зрения психоанализа это означает достижение некоторого состояния спокойствия, чувства стабильности, о чем говорят и некоторые сограждане. Иными словами, люди уже привыкли к определенному уровню жизни, достатка, курсу рубля, и вдруг происходят непредвиденные события. Это непредвиденное представляет собой травматическую ситуацию, а мы, россияне, – дитя, и так уже весьма травмированное различными кризисами, войнами, которые происходили на протяжении практически всей истории нашего государства.

При попадании в очередную травматичную ситуацию происходит «откат назад», прежде всего в ментальном пространстве.

– Насколько я знаю, психоаналитическая теория травм гласит о том, что травмированная личность склонна повторять, повторно проживать травматическую ситуацию, сама того не ведая. Можно ли сказать, что у россиян под влиянием кризисов и иных трудностей уже сформировались какие-то специфические психические образования и поведенческие особенности?

– Я думаю, что можно говорить о таких образованиях и поведенческих образцах. У наших сограждан, принадлежащих и к одной, и к другой группе, сформировалось стабильное чувство страха.

У одного лагеря природа этого страха несет примерно следующий смысл: «Мы должны защищать наши границы, мы не позволим кому-то чужому диктовать, как нам жить». То есть получается, что у одной категории граждан при травматической ситуации активизируется так называемый страх внедрения, страх проникновения извне, что может нарушить уже отлаженный ход вещей. Это внедрение может нанести вред, например разрушить. Поэтому некоторые и говорят: «Главное, чтобы не было войны, бог с ними, с импортными продуктами».

У другой категории россиян страх другой природы. Можно сказать, что в ментальном пространстве другой группы страх несет смысл ускользания, ухода Америки. Это страх потери хорошего, страх остаться ни с чем, опустошенным. Здесь, выражаясь психоаналитическим языком, в противоположность параноидному преследующему объекту можно наблюдать нехватку хорошего объекта.

– Психоаналитическая теория конфликтов страх последней группы россиян называет конфликтом между автономией и зависимостью?

– Я бы не стала говорить о конфликте, потому что конфликт – это более позднее психическое образование. С психоаналитической точки зрения конфликт – то, что разыгрывается внутри психики. Здесь же мы наблюдаем за разыгрыванием некоей внешней ситуации. Такие психические феномены свойственны ребенку еще до того, как в его психике образовываются конфликты. Ведь конфликт – это компромиссное образование между собственным желанием и совестью…

– Вы сказали, что послание одной из групп наших сограждан несет смысл «лишь бы не было войны, и плевать на импортные товары». Как бы вы могли объяснить массовую скупку продуктов и иных товаров после падения рубля? Зачем резко может понадобиться несколько холодильников, стиральных машин, автомобилей?..

Это как раз и есть выражение регрессии на более ранние стадии психического функционирования. Человек сталкивается с очень ранним страхом – страхом опустошения, страхом лишения. По своей сути страх остаться без благ связан с нашей всеобщей травматизацией, которая передается из поколения в поколение. Ведь не одно поколение русских пережило войну, кризисы. Они помнят эти страхи на уровне межпоколенческой передачи. Этот страх сидит где-то в бессознательном, поэтому люди запасаются всем, что доступно, чтобы не остаться голодными в прямом и переносном смысле. Психоанализ называет такой страх страхом аннигиляции, отчуждения, опустошения. Такой страх подвигает людей полагать, что лучше пусть всего будет много, про запас, лучше я потом выброшу или отдам кому-то, чем останусь совсем пустым, совсем голодным.

– Могли бы вы подробнее рассказать, как психоанализ трактует страх оказаться голодным и опустошенным?

– В связи с этим можно говорить о младенце, который испытывает сильное чувство неудовлетворенности в связи с тем, что, возможно, его мать не дает ему достаточного эмоционального тепла, в котором нуждается каждый ребенок. Ведь одновременно с пищей ребенок нуждается еще и в эмоциональном участии. Если маленький ребенок постоянно испытывает нехватку такого чувственного опыта, он вырастает дефицитарным человеком, который проносит страх остаться голодным через всю свою жизнь. По сути, это лишение – страх остаться без гречки, без стиральных машин – можно приравнять к более глубокому страху оказаться без материнской поддержки, без материнского участия. Потому что все эти вещи символически связаны с биологическим выживаем человека. Страх активизируется в таких ситуациях.

– Поможет ли россиянам имеющийся опыт переживания кризисов, войн и лишений в преодолении текущего кризиса и в будущем?

– Вопрос очень интересный. Вероятно, одной категории россиян этот опыт поможет. Прежде всего, это те граждане, которые в силу возраста успели захватить прежние эпохи. Опыт не может проходить бесследно, он позволяет формировать навыки выживания и способы мышления в трудных ситуациях.

Но поколение молодых людей может оказаться в неожиданной ситуации. Поэтому я бы сформулировала вопрос иначе: поможет ли личный детский опыт каждого человека пережить нынешний кризис?

Если тот или иной человек не претерпевал на раннем этапе жизни каких-то лишений, то его психика будет достаточно крепкой и способной интегрировать новые опыты, новые жизненные реалии. Человек, который не расщепляет мир только на хорошее и плохое, который способен анализировать, имеет шансы не только выжить в этой ситуации, но и достойно пережить кризис и даже выйти на более высокий уровень собственного развития. Чем больше окажется таких россиян, тем выше шансы страны не допускать повторения кризисов в дальнейшем.

– Как может сказаться общая экономическая ситуация на дальнейшем психологическом самочувствии и поведении россиян?

– Такой опыт – это встряска. Если применять эту ситуацию к психическому функционированию, это стрессовая ситуация для любого человека. Любая стрессовая ситуация влечет за собой те или иные последствия. Конечно, здесь все зависит от готовности каждого человека справляться с такой ситуацией.

Второй момент – насколько далеко этот кризис может зайти, потому что адаптивные способности даже психически очень устойчивых людей не безграничны. Даже у сильных людей может произойти психологический срыв. Поэтому я бы не стала утверждать, что то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Ведь есть и так называемые социально незащищенные слои населения, кризис может ударить по ним очень сильно, им может быть очень трудно. Я считаю, что такой категории граждан обязательно нужна поддержка государства.

– Какие психические установки или образования должны быть у личности и российского общества в целом, чтобы пережить кризис?

– Мне вспомнилась одна мудрость: ночь наиболее темна перед самым рассветом. То есть, когда мы говорим о черной и белой полосах в жизни, о том, что жизнь развивается не по кругу, а по спирали, можно научиться относиться как к своей собственной, так и к социальной жизни как к некоей цикличности. И знать, что бывают периоды спада, но за ними всегда последует период роста. Важно осознавать и верить, что в кризисном периоде есть и свои плюсы, свои возможности. Ведь любой кризис нас чему-то учит. К кризису можно относиться как к трудному учению и выносить из него уроки.

Кроме того, на мой взгляд, человеку важно научиться отходить от исключительно материальных ценностей и находить радость и удовлетворение в ценностях духовных. Например, найти хобби, которое не требует больших затрат. Такие хобби являются своего рода самотерапией.

– Что бы вы как практикующий психоаналитический психотерапевт могли рекомендовать каждому россиянину в нынешних условиях?

– Я бы могла порекомендовать обратиться за психологической поддержкой и теплом к членам семьи, близким. От того, насколько члены семьи способны делиться любовью, утешать, поддерживать, давать положительную оценку действиям друг друга, может зависеть и то, как россияне пройдут это испытание. А это испытание на любовь, на доверие, на надежду и уважение.

Люди, которые поддерживают друг друга в семейной системе в кризисных ситуациях, выходят из кризиса с более прочными межличностными отношениями. Это может стать залогом стабильности.

Поэтому хотелось бы пожелать в Новый год нашим согражданам, чтобы они учились понимать друг друга, помогать друг другу, чувствовать друг друга, быть добрее и терпимее друг к другу. Такое отношение к себе, близким и даже первым встречным способно сделать нашу нацию сплоченнее и взрослее в психологическом смысле.

Беседовал Михаил ТЕГИН,


Татьяна Тихонова психоаналитический психотерапевт, член Восточно-Европейской конфедерации психоанализа Замедление темпов экономического роста, ускорение инфляции, падение цены нефти, ослабление рубля спровоцировали некоторых россиян на весьма опрометчивые решения и действия. О том, какие психические процессы стоят за поведением россиян в кризис, порталу Банки.ру рассказала психоаналитический психотерапевт, член Восточно-Европейской конфедерации психоанализа Татьяна ТИХОНОВА. – Татьяна Евгеньевна, дайте оценку с точки зрения психоанализа поведению россиян после 16 декабря, когда произошло резкое ослабление рубля? – По моим наблюдениям, поведение россиян при обвале рубля было неоднородным. Поведение одной категории наших сограждан выражалось в протесте и было направлено на обвинение российских властей. Поведение другой категории россиян, можно сказать, более «патриотично» настроенных, было направлено на обвинение Запада, в частности Америки, которая сейчас играет роль внешнего, параноидного врага. – В психоанализе это называется «преследующий объект»? – Да, преследующий объект. Поведение россиян было расщепленным, разделенным на два лагеря. – Могли бы вы пояснить, что значит «расщепленное поведение»? – В психоанализе расщепление подразумевает такое поведение, при котором личность разделяет вещи и явления четко только на черное и белое, на плохое и хорошее. Соответственно, две категории граждан России, о которых я сказала выше, это два лагеря-антагониста. «Патриотически» настроенные россияне воспринимают то, что происходит в нашей стране, исключительно как позитивное, защищающее границы страны. Политика Америки в отношении РФ видится ими как нечто исключительно плохое. С другой стороны – группа граждан, которые видят ситуацию принципиально иначе. Именно в этом выражается расщепление. На мой взгляд, именно эта позиция расщепления и создает напряженную атмосферу в обществе. Потому что люди не способны увидеть и в том, и в другом какие-то положительные и отрицательные моменты, чтобы обозначить точки соприкосновения. В таком случае становятся невозможными объединение точек зрения и, соответственно, стабилизация ситуации. – Какие психические процессы внутри каждого россиянина и всех наших сограждан как большой социальной группы могли привести к расщеплению? – Я думаю, что само по себе расщепление говорит о регрессивных процессах в психике россиян. С точки зрения психоанализа это означает достижение некоторого состояния спокойствия, чувства стабильности, о чем говорят и некоторые сограждане. Иными словами, люди уже привыкли к определенному уровню жизни, достатка, курсу рубля, и вдруг происходят непредвиденные события. Это непредвиденное представляет собой травматическую ситуацию, а мы, россияне, – дитя, и так уже весьма травмированное различными кризисами, войнами, которые происходили на протяжении практически всей истории нашего государства. При попадании в очередную травматичную ситуацию происходит «откат назад», прежде всего в ментальном пространстве. – Насколько я знаю, психоаналитическая теория травм гласит о том, что травмированная личность склонна повторять, повторно проживать травматическую ситуацию, сама того не ведая. Можно ли сказать, что у россиян под влиянием кризисов и иных трудностей уже сформировались какие-то специфические психические образования и поведенческие особенности? – Я думаю, что можно говорить о таких образованиях и поведенческих образцах. У наших сограждан, принадлежащих и к одной, и к другой группе, сформировалось стабильное чувство страха. У одного лагеря природа этого страха несет примерно следующий смысл: «Мы должны защищать наши границы, мы не позволим кому-то чужому диктовать, как нам жить». То есть получается, что у одной категории граждан при травматической ситуации активизируется так называемый страх внедрения, страх проникновения извне, что может нарушить уже отлаженный ход вещей. Это внедрение может нанести вред, например разрушить. Поэтому некоторые и говорят: «Главное, чтобы не было войны, бог с ними, с импортными продуктами». У другой категории россиян страх другой природы. Можно сказать, что в ментальном пространстве другой группы страх несет смысл ускользания, ухода Америки. Это страх потери хорошего, страх остаться ни с чем, опустошенным. Здесь, выражаясь психоаналитическим языком, в противоположность параноидному преследующему объекту можно наблюдать нехватку хорошего объекта. – Психоаналитическая теория конфликтов страх последней группы россиян называет конфликтом между автономией и зависимостью? – Я бы не стала говорить о конфликте, потому что конфликт – это более позднее психическое образование. С психоаналитической точки зрения конфликт – то, что разыгрывается внутри психики. Здесь же мы наблюдаем за разыгрыванием некоей внешней ситуации. Такие психические феномены свойственны ребенку еще до того, как в его психике образовываются конфликты. Ведь конфликт – это компромиссное образование между собственным желанием и совестью… – Вы сказали, что послание одной из групп наших сограждан несет смысл «лишь бы не было войны, и плевать на импортные товары». Как бы вы могли объяснить массовую скупку продуктов и иных товаров после падения рубля? Зачем резко может понадобиться несколько холодильников, стиральных машин, автомобилей? – Это как раз и есть выражение регрессии на более ранние стадии психического функционирования. Человек сталкивается с очень ранним страхом – страхом опустошения, страхом лишения. По своей сути страх остаться без благ связан с нашей всеобщей травматизацией, которая передается из поколения в поколение. Ведь не одно поколение русских пережило войну, кризисы. Они помнят эти страхи на уровне межпоколенческой передачи. Этот страх сидит где-то в бессознательном, поэтому люди запасаются всем, что доступно, чтобы не остаться голодными в прямом и переносном смысле. Психоанализ называет такой страх страхом аннигиляции, отчуждения, опустошения. Такой страх подвигает людей полагать, что лучше пусть всего будет много, про запас, лучше я потом выброшу или отдам кому-то, чем останусь совсем пустым, совсем голодным. – Могли бы вы подробнее рассказать, как психоанализ трактует страх оказаться голодным и опустошенным? – В связи с этим можно говорить о младенце, который испытывает сильное чувство неудовлетворенности в связи с тем, что, возможно, его мать не дает ему достаточного эмоционального тепла, в котором нуждается каждый ребенок. Ведь одновременно с пищей ребенок нуждается еще и в эмоциональном участии. Если маленький ребенок постоянно испытывает нехватку такого чувственного опыта, он вырастает дефицитарным человеком, который проносит страх остаться голодным через всю свою жизнь. По сути, это лишение – страх остаться без гречки, без стиральных машин – можно приравнять к более глубокому страху оказаться без материнской поддержки, без материнского участия. Потому что все эти вещи символически связаны с биологическим выживаем человека. Страх активизируется в таких ситуациях. – Поможет ли россиянам имеющийся опыт переживания кризисов, войн и лишений в преодолении текущего кризиса и в будущем? – Вопрос очень интересный. Вероятно, одной категории россиян этот опыт поможет. Прежде всего, это те граждане, которые в силу возраста успели захватить прежние эпохи. Опыт не может проходить бесследно, он позволяет формировать навыки выживания и способы мышления в трудных ситуациях. Но поколение молодых людей может оказаться в неожиданной ситуации. Поэтому я бы сформулировала вопрос иначе: поможет ли личный детский опыт каждого человека пережить нынешний кризис? Если тот или иной человек не претерпевал на раннем этапе жизни каких-то лишений, то его психика будет достаточно крепкой и способной интегрировать новые опыты, новые жизненные реалии. Человек, который не расщепляет мир только на хорошее и плохое, который способен анализировать, имеет шансы не только выжить в этой ситуации, но и достойно пережить кризис и даже выйти на более высокий уровень собственного развития. Чем больше окажется таких россиян, тем выше шансы страны не допускать повторения кризисов в дальнейшем. – Как может сказаться общая экономическая ситуация на дальнейшем психологическом самочувствии и поведении россиян? – Такой опыт – это встряска. Если применять эту ситуацию к психическому функционированию, это стрессовая ситуация для любого человека. Любая стрессовая ситуация влечет за собой те или иные последствия. Конечно, здесь все зависит от готовности каждого человека справляться с такой ситуацией. Второй момент – насколько далеко этот кризис может зайти, потому что адаптивные способности даже психически очень устойчивых людей не безграничны. Даже у сильных людей может произойти психологический срыв. Поэтому я бы не стала утверждать, что то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Ведь есть и так называемые социально незащищенные слои населения, кризис может ударить по ним очень сильно, им может быть очень трудно. Я считаю, что такой категории граждан обязательно нужна поддержка государства. – Какие психические установки или образования должны быть у личности и российского общества в целом, чтобы пережить кризис? – Мне вспомнилась одна мудрость: ночь наиболее темна перед самым рассветом. То есть, когда мы говорим о черной и белой полосах в жизни, о том, что жизнь развивается не по кругу, а по спирали, можно научиться относиться как к своей собственной, так и к социальной жизни как к некоей цикличности. И знать, что бывают периоды спада, но за ними всегда последует период роста. Важно осознавать и верить, что в кризисном периоде есть и свои плюсы, свои возможности. Ведь любой кризис нас чему-то учит. К кризису можно относиться как к трудному учению и выносить из него уроки. Кроме того, на мой взгляд, человеку важно научиться отходить от исключительно материальных ценностей и находить радость и удовлетворение в ценностях духовных. Например, найти хобби, которое не требует больших затрат. Такие хобби являются своего рода самотерапией. – Что бы вы как практикующий психоаналитический психотерапевт могли

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика