«До 30% населения России пока не могут позволить себе автомобиль даже в кредит» - «Интервью»
Владимир Мартюков
директор департамента автокредитования Сетелем Банка
Директор департамента автокредитования Сетелем Банка Владимир МАРТЮКОВ рассказал Банки.ру о текущей ситуации на рынке автокредитов, о том, почему именно сейчас надо покупать автомобили, и объяснил, почему «Сетелем» предпочитает быть квазикэптивным банком.
— Какой у банка «Сетелем» на данный момент объем кредитного портфеля?
— Наш текущий розничный портфель превышает 65 миллиардов рублей и продолжает динамично расти. Две трети приходится на автокредиты, остальная часть — это POS-кредиты. Помимо прочего, банк осуществляет кредитование наличными и развивает направление кредитных карт, в том числе и через cross-sell по своему портфелю клиентов.
— В чем преимущество Сетелем Банка по отношению к другим игрокам на рынке?
— Мы квазикэптивный банк. Это нас отличает от универсальных банков, которые, несмотря на то, что предлагают весь спектр банковских услуг для клиентов и имеют много партнеров в разных областях, сфокусированы в первую очередь на себе и собственных задачах. «Сетелем» же является финансовым инструментом увеличения продаж для партнеров.
— Что вы имеете в виду?
— Задачей кэптивного банка является увеличение продаж своей материнской компании — автопроизводителя. Универсальный банк
смотрит на автокредитование, скорее, как на средство увеличения объема собственного кредитного портфеля и элемент его диверсификации, а это не совсем одно и то же. Мы в автокредитовании больше кэптивный банк, чем универсальный. Нашей первостепенной задачей является поддержка дилеров и автопроизводителей, чтобы у них росли объемы продаж. Мы без проблем работаем под брендом автопроизводителей. Наш персонал имеет опыт работы и в автокредитовании, и на автопроизводителей, и на дилеров. Универсальные банки проигрывают нам, поскольку в силу своих размеров и универсальности они менее приспособлены к тому, чтобы полностью синхронизироваться с задачами партнера. А мы можем и умеем это делать.Наша задача — быть лидером на рынке автокредитования через максимизацию продаж наших партнеров, предлагая при этом высочайшее качество и сервис. Чтобы быть квазикэптивным банком, требуется соответствовать очень высоким стандартам, делать продукты и подходы отдельно для каждого автопроизводителя, учитывая только ему присущие особенности.
— Именно поэтому вам удалось заполучить весомую долю рынка?
— В том числе. Еще год назад мы замыкали по выдачам топ-10 на рынке автокредитования, в начале 2013 года наша доля была на уровне 3%. За декабрь 2013 года группа Сбербанка, куда входит и «Сетелем», по выдачам месяца вышла в лидеры на рынке с долей 21,2%.
— Какие у вас планы по выдаче автокредитов?
— В 2013 году наш портфель вырос почти в четыре раза. В этом году мы намерены продолжить расти с не меньшей энергией. Во многом благодаря тому, что мы умеем специализироваться, выдерживать качество, а также за счет технологии: мы предлагаем самые быстрые решения на рынке — заемщик узнает об одобрении или неодобрении ему кредита за несколько минут.
— Сколько клиентов возвращается к вам за кредитом после одобрения заявки?
— Из 100% одобренных заявок до 40% в итоге трансформируется в автокредит. Это очень высокий показатель по рынку, учитывая, что в каждом автомобильном бренде у нас два-три конкурента среди банков.
— В части автокредитования Сетелем Банк в основном работает через дилерские центры или через собственные офисы?
— Только через дилерские центры. У нас в принципе нет офисов, есть только клиентские зоны, где производится послепродажное обслуживание клиентов (прием и выдача ПТС, справок). В некоторых случаях, если дилер отправляет клиента к нам на оформление в банк, мы оформляем кредитные договоры в клиентских зонах.
— Сколько у вас дилерских центров по России?
— Более 3 тысяч. При том что всего в России порядка 4,3 тысячи дилерских автоцентров.
— А как обстоит дело с собственной филиальной сетью?
— На сегодняшний день у нас 70 региональных представительств, при этом их число продолжает расти.
— Сетелем Банк преимущественно ориентируется на кредитование покупки новых или подержанных автомобилей?
— Пока 97% кредитов у нас приходится на новые машины. Но уже в этом году мы планируем начать кредитование подержанных автомобилей. Особенностью этого рынка является то, что порядка 90% продаж подержанных машин идет по каналу c2c, то есть от клиента к клиенту без участия дилерских центров.
— На какую среднюю сумму и срок у вас берется автокредит?
— Автокредит в нашем банке берется в среднем на 36 месяцев на сумму около 500 тысяч рублей, при этом с каждым годом сумма немного растет.
Кстати, 36 месяцев — не только средний срок автокредита, но и средний срок владения автомобилем в России. Для сравнения: в Германии потребители меняют машину раз в восемь лет.
— С какими автопроизводителями сотрудничает «Сетелем»?
— Мы входим в программы таких автомобильных марок, как Hyundai, Mitsubishi, Chevrolet, Ford, Opel, Suzuki, Lada, ГАЗ, Lifan и некоторые другие. Это не значит, что мы работаем исключительно с ними. Мы работаем со всеми марками и с большинством дилерских центров.
— Какие «кредитные» авто наиболее популярны у россиян?
— Lada, Renault и Kia. Дело в том, что автомобили отечественной марки Lada — наиболее доступные для потребителя по цене. Массовый клиент берет наиболее дешевую машину. Таким образом, если мы говорим о доле кредитных продаж в рамках одного бренда, Lada будет лидером.
— В чем вы видите разницу между автокредитованием в России и за рубежом?
— На Западе дилерские центры по умолчанию настроены на продажи в первую очередь через кредит, поэтому продавец автосалона там обычно выступает и кредитным специалистом. Сам процесс оформления автокредита за рубежом проще и быстрее, чем в России. Редко можно встретить западный банк, который бы выдавал автокредит дольше получаса.
В Европе вы приходите в дилерский центр, получаете от продавца кредитный договор
, ставите свою подпись — и готово. В нашей стране нужно поставить штук 20 подписей под разными документами, чтобы оформить тот же самый автокредит. Кроме того, дилерские центры за рубежом, как правило, предлагают более низкие ставки, поддерживаемые самим автопроизводителем. Иностранные кэптивные банки в большинстве случаев предлагают автокредит под 2—3% годовых. В России такая практика тоже имеется, но она носит скорее акционный, чем постоянный характер.Еще одно важное отличие — на Западе очень развит рынок автокредитов с остаточной стоимостью. Его суть заключается в использовании свойства автомобиля не терять всю свою стоимость за срок кредитования. Это позволяет перенести оплату значительной части стоимости автомобиля на момент окончания действия кредитного договора. При этом клиенту не обязательно ее оплачивать, он может просто вернуть автомобиль в зачет этого долга и взять себе новый автомобиль. Таким образом, стоимость владения автомобилем с точки зрения ежемесячных платежей уменьшается почти вполовину. Мы тоже предлагаем такой продукт в своей линейке — с 3 февраля 2014 года запустили «пилот» с Hyundai. Это первый опыт работы «Сетелема» с подобным продуктом.
— Согласно вашим планам, какая доля автокредитов в вашем портфеле будет приходиться на кредиты с остаточной стоимостью через год?
— До 20% в рамках выдач кредитов по одному бренду. На Западе этот показатель доходит до 80%. Вполне допускаю, что мы сможем достичь 40—50% через три года.
— Как вы относитесь к государственной программе софинансирования автокредитования?
— Эта программа — плюс во всех отношениях, от нее выигрывают и клиент, и банк, и дилеры, и производители. Всем выгодно, чтобы продавалось как можно больше машин. Новая машина — не только удовлетворение спроса, но еще и новые рабочие места.
— Какая часть выданных вами автокредитов прошла по госпрограмме софинансирования?
— 60%. По объему выдач по госпрограмме софинансирования мы заняли пятое место по итогам 2013 года.
— Какова сейчас ситуация на рынке продаж автомобилей в России?
— Спрос на рынке автопродаж в России падает. В 2013 году было продано 2,8 миллиона коммерческих и легковых автомобилей, на 2014 год прогнозируется 2,5—2,7 миллиона. В то же время, если продолжится программа государственного софинансирования автокредитов (на 2014 год правительство РФ решило ее не продлевать. — Прим. ред.), спрос на машины снова пойдет вверх. Ведь как рассуждает потребитель? Если государство готово выделять средства на какую-то программу, значит, страна не находится в кризисе и можно тратить деньги. Поэтому психологически клиент идет и берет машину, считая, что его жизнь завтра кардинально не изменится. Но, несмотря на это, до 30% населения в России пока еще не могут позволить себе автомобиль — ни за наличные, ни в кредит. В западных странах такая проблема возникает лишь у каждого десятого.
— Почему все-таки снижается объем продаж на авторынке?
— Есть некий естественный цикл автопродаж, он синусоидный. Сначала идет рост продаж, возникает насыщение рынка, так как у большинства потребителей уже есть новые автомобили, и затем начинается спад. В 2008 году был пик продаж автомобилей, наступило насыщение, с 2009 года мы наблюдали спад продаж, совпавший по времени с кризисом, в 2011-м продажи пошли вверх и достигли своего максимума в 2012—2013 годах. 2014 год по определению должен быть годом спада продаж. В 2016-м ожидаем очередного исторического пика продаж автомобилей, разумеется, при сохранении макроэкономической стабильности.
— Как будет развиваться рынок автокредитования в ближайшей перспективе?
— Если в западных странах среди проданных авто 70—80% приходится на кредитные продажи, то в России — пока только 40—45%. Однако мы надеемся, что, в том числе благодаря поддержке со стороны автопроизводителей и дилеров, в 2014 году доля автокредитов в России вырастет до 60%. Если же наступит очередной глобальный кризис, эта доля может снизиться и до 10%, как в 2008 году. Но ближайшие два года глобальный финансовый кризис пока не прогнозируется.
— А вообще сейчас хорошее время для покупки автомобиля?
— С точки зрения клиента — идеальное. Если вы хотите покупать машину, нужно это делать сейчас. Автомобили в большинстве своем пока продаются по старым ценам, без оглядки на скачущий курс. Более того, на данный момент многие автосалоны предлагают наиболее агрессивные скидки и привлекательные кредитные ставки из-за высокой конкуренции.
— Вы бы посоветовали брать автомобиль в кредит или за свои?
— Хороший вопрос. Любому человеку желательно всегда иметь под рукой денежные накопления. Если, предположим, на эти деньги куплен автомобиль, это, конечно, не значит, что деньги потеряны. Но продавать машину дольше и сложнее, чем просто снять деньги со своего счета. Поэтому при наличии свободных средств даже в размере стоимости нового автомобиля я бы все-таки, скорее, выбрал автокредит с минимальной кредитной ставкой и комфортным ежемесячным платежом.
Беседовала Анна ДУБРОВСКАЯ,