«Российская банковская реклама — это восьмиклассница в лосинах» - «Интервью» » Финансы и Банки
Создать акаунт

«Российская банковская реклама — это восьмиклассница в лосинах» - «Интервью»

22 ноя 2013, 17:00
Интервью
143
0
«Российская банковская реклама — это восьмиклассница в лосинах» - «Интервью»
Алексей Матлаков
создатель и генеральный директор студии вау-дизайна «Лето»


«Российская банковская реклама — это восьмиклассница в лосинах» - «Интервью»
рассказал создатель и генеральный директор студии вау-дизайна «Лето» Алексей МАТЛАКОВ.

— Как бы вы определили текущее состояние российской банковской рекламы?

— Первая ассоциация, которая у меня возникает в связи с нашей банковской рекламой, — это восьмиклассница в лосинах: уже взрослая, надо себя миру показать, губы поярче накрасить, и даже помада есть дорогая, но ума пока мало. И эта девочка-реклама хочет пробиться в большой мир, но не знает, как это сделать, и пробует красить волосы во все цвета радуги, но со стороны серьезно не воспринимается. Попробую пояснить. В Европе и на зрелых рынках сейчас превалирует реклама необычного содержания, но она очень четко привязана к позиционированию кредитной организации. В российском банковском секторе есть запрос на креатив, но он зачастую «бессмысленный и беспощадный». Очень часто решения принимаются по принципу «мне нравится» в совете директоров, а маркетолог боится возразить большому боссу. И это сплошь и рядом. В результате банковская реклама у нас самая неинтересная. Как правило, это абсолютная пустышка с точки зрения маркетинговой идеи. Взяли процент, исправили на одну десятую, привязали это к осени за окном или к Новому году. И — вуаля.

Но и на нашем рынке есть хорошие примеры того, как надо делать рекламу. Первое, что приходит на ум, — ТКС Банк. У них весь креатив заточен под преимущества и ценности бренда, а слоган четко отражает позиционирование финучреждения. Основная ценность банка — экономия времени клиента, и процесс получения карты построен таким образом: вы только свистнете — мы все сделаем за вас. Эта ценность экономии времени отражается как в рекламной кампании, так и в реальной деятельности банка.

— Что вы думаете о рекламе самых крупных российских банков?

— Буквально на днях просматривал принты Сбербанка. Сделаны они технически хорошо, и рекламная картинка хорошо сочетается с месседжем, но зачастую посыл абстрактен. Например, в одном из сюжетов: нарисована электричка с обычными сиденьями, на одном ряду стоит комфортный диван: «С нами удобнее». А что именно удобнее? Есть множество исследований эффективности рекламных текстов. И основные выводы сделаны десятки лет назад: чем больше конкретики в тексте, тем лучше коммерческий эффект от рекламы.

В одном магазине одежды провели эксперимент, в ходе которого развешивались разные плакаты. Один гласил: «Заходите — скидки!», другой — «Заходите — скидки 20%», третий — «Заходите — скидка на шубу 9 тыс. рублей». Третий вариант обошел первый по конверсии в 7,5 раза. Зачастую маркетологи боятся конкретных цифр, но, когда мы говорим об абстрактном, наш мозг пропускает эту информацию мимо. С этой точки зрения грех банковской рекламы в том, что она продвигает аморфные понятия. Что такое «удобнее» для клиентов Сбербанка? А ведь в рекламе очень много таких абстрактных шаблонов: «развивающийся», «стабильный», «надежный», «безопасный».

Для того чтобы сделать рекламу эффективнее, следует разложить большую абстракцию на маленькие конкретики. Проще всего это сделать через действия, то есть ответами будут глаголы. На примере «Сбера» я бы задал вопрос так: «Что клиенту Сбербанка делать удобнее?» И сразу получается понятно: платить через Интернет, решать вопросы без очереди, получать кредит за пять минут и так далее.

— Какие главные изъяны в общем подходе к банковской рекламе вы видите?

— Проектированием продукта, с точки зрения ожиданий аудитории, занимаются единицы банков. В продукте есть ряд характеристик. Одна из них финансовая — ставка и взнос. Кроме того, существует удобство покупки и использования продукта, эмоциональная составляющая. В банковской рекламе обычно делается упор на проценты. Но это неполноценный подход. Нужно в первую очередь обращать внимание на эмоции.

В маркетинге есть метафора войны, и даже термины все военные: захват, удержание, разведка. Все фирмы на войне. Но с кем воюем-то? Почему-то все ведут борьбу с конкурентами. И тут главная ошибка. Настоящий маркетолог ведет войну с проблемами клиента. И поэтому маркетинг должен быть ориентирован на решение частных проблем конкретного человека.

Есть еще важная особенность, которая фрустрирует развитие рекламы банков: подавляющее большинство решений, в том числе и маркетинговых, принимается на заседаниях советов директоров. Причем это чаще всего коллективные решения, где все бояться брать на себя ответственность. Когда я работал в отделе маркетинга на мясоперерабатывающем заводе «Кампомос», решения, касающиеся дизайна, не уходили дальше директора по маркетингу. В банках же это всегда первые лица, к которым подчиненные даже боятся обратиться лишний раз. Причем в большинстве случаев это люди возрастные, консервативные, им сложнее изменить свою точку зрения. Так что в банках надо менять систему принятия решений по рекламе. Мне кажется, что для больших боссов это такой вид корпоративных развлечений: они устали от цифр и с радостью переключаются на креатив, когда есть возможность. Сложно представить, что с такой же вовлеченностью совет директоров обсуждает контракт на уборку офиса или закупку банкоматов.

— Рекламные подходы каких банков, кроме ТКС, вы считаете успешными?

— Мне нравится Лето Банк. Они молодцы, действуют через вау-дизайн, который мы как раз проповедуем. Вау-дизайн — это путь для бизнесов, которые хотят создать бренд-легенду. Это параллель литературной легенде. Герой — бизнес, который должен бороться со злом. Зло — это проблемы потребителя. Кроме того, бизнес должен решать проблемы красиво и эффектно, чтобы о подвигах потомки слагали песни или хотя бы лайкали в Facebook. Без нормального подвига, или, иными словами, качественного продукта, не получится никакого вау-маркетинга. Поэтому в первую очередь внимание сосредотачивается на продукте: насколько он хорош, насколько отвечает запросам клиентов. После продукта идет сам процесс оказания услуг — это полная карта точек контакта бренда с покупателем. Точкой контакта может быть как звонок в телефонный центр, так и коробочка, в которой клиент получает свою карту. И получается, что вау-дизайн — это не просто красивые картинки, а еще и проектирование взаимодействия бренда с клиентом. Можно сказать о точке контакта «Вау!», если людям захотелось рассказать об этом кому-то еще, передавать это сказание из уст в уста.

Если разделить элементы влияния на потребителя по силе воздействия, то получится, что самым мощным будет собственный положительный опыт контакта с брендом, причем это необязательно покупка продукта: звонок в офис, заполнение заявки на сайте, ожидание в очереди и так далее. Вторым по силе воздействия идет опыт других людей: отзывы и рекомендации. И только на третьем месте — реклама, которая значительно уступает первым двум факторам по силе воздействия. Но именно на нее выделяется внушительный бюджет

вместо дизайна точек контакта и работы со стимулированием рекомендательного маркетинга. Поэтому все же надо уделять больше внимания бизнес-процессу в точках контакта с клиентом. Например, подбирать заботливых операционистов в отделения банков и прописывать стандарты качества.

— Как вы относитесь к закону о рекламе банковских услуг, согласно которому необходимо указывать полную информацию о продукте?

— Это полный бред. Все-таки суть рекламы — введение клиента в заблуждение. Мы показываем все свое самое хорошее и скрываем скелеты в шкафу, которые есть у любого бизнеса. Если государство таким образом хочет защитить потребителя, то следующим шагом может быть требование размещать на билборде финансовую отчетность банка. В то же время производителям лекарств разрешили писать лишь о необходимости проконсультироваться с врачом. Хотя здоровье важнее денег. Все равно дополнительную информацию о банковском продукте, написанную на рекламном объявлении юридическим языком, мало кто читает. Но занимает она около 15—20% площади. Многие банкиры уже смирились с этим требованием и воспринимают его как причуду государства. Хотя можно было найти множество гораздо более удобных способов не дать ввести в заблуждение потребителя без покушения на эстетичный вид рекламы.

— Почему, на ваш взгляд, из Интернета в банки стало приходить все больше ненадежных клиентов?

— Трудно сказать, почему обозначилась такая тенденция. Предположу, что это связано в первую очередь с простотой входа в сделку через Интернет. Если есть такой симптом, то необходимо подстелить соломку, поставив дополнительные фильтры на клиентов, которые приходят по интернет-рекламе.

— Расскажите, пожалуйста, о нестандартных способах рекламы банковских продуктов и их воздействии на потребителя.

— Последняя тенденция — звездная реклама. Это хороший прием, но у него также есть свои особенности, которые необходимо учитывать. Звезда, как правило, подбирается, под специфику целевой аудитории. Если хочется привлечь молодых бизнесвумен, то разумно использовать в рекламе, скажем, Кайли Миноуг, если уверенных в себе мужчин — то можно и Брюса Уиллиса. Нужно понимать сегментацию клиентов, но, к сожалению, не все банки уделяют этому аспекту должное внимание. В Сбербанке для этого создали отдельную службу, что, в моем понимании, обозначает желание обойти конкурентов на два шага.

— Что вы думаете о ребрендинге Сбербанка?

— Они проделали хорошую работу, но было допущено несколько ошибок. И главная: поменять сначала обертку, а потом начинку. Многим известен старый Сбербанк с большими очередями и неприветливыми операционистами. Чтобы дезактивировать отрицательные эмоции клиента, необходимо вызвать такой же силы положительные. Имея в клиентах более 80% населения страны, поменять эмоции в одночасье сложно. В Сбербанке же, проводя ребрендинг

, сначала поменяли шарик, а уже потом начали менять смысл. Люди, которые попали в отделение в процессе ребрендинга и соприкоснулись с «непрокаченными» точками контакта, будут воспринимать новый бренд по-старому. Поэтому, когда новая команда сделает свое дело по подъему гиганта на новый уровень качества, то придется снова делать визуальный ребрендинг
, чтобы обнулить в головах клиентов восприятие.

Беседовала Юлия ТИТОВА,


Алексей Матлаков создатель и генеральный директор студии вау-дизайна «Лето» рассказал создатель и генеральный директор студии вау-дизайна «Лето» Алексей МАТЛАКОВ. — Как бы вы определили текущее состояние российской банковской рекламы? — Первая ассоциация, которая у меня возникает в связи с нашей банковской рекламой, — это восьмиклассница в лосинах: уже взрослая, надо себя миру показать, губы поярче накрасить, и даже помада есть дорогая, но ума пока мало. И эта девочка-реклама хочет пробиться в большой мир, но не знает, как это сделать, и пробует красить волосы во все цвета радуги, но со стороны серьезно не воспринимается. Попробую пояснить. В Европе и на зрелых рынках сейчас превалирует реклама необычного содержания, но она очень четко привязана к позиционированию кредитной организации. В российском банковском секторе есть запрос на креатив, но он зачастую «бессмысленный и беспощадный». Очень часто решения принимаются по принципу «мне нравится» в совете директоров, а маркетолог боится возразить большому боссу. И это сплошь и рядом. В результате банковская реклама у нас самая неинтересная. Как правило, это абсолютная пустышка с точки зрения маркетинговой идеи. Взяли процент, исправили на одну десятую, привязали это к осени за окном или к Новому году. И — вуаля. Но и на нашем рынке есть хорошие примеры того, как надо делать рекламу. Первое, что приходит на ум, — ТКС Банк. У них весь креатив заточен под преимущества и ценности бренда, а слоган четко отражает позиционирование финучреждения. Основная ценность банка — экономия времени клиента, и процесс получения карты построен таким образом: вы только свистнете — мы все сделаем за вас. Эта ценность экономии времени отражается как в рекламной кампании, так и в реальной деятельности банка. — Что вы думаете о рекламе самых крупных российских банков? — Буквально на днях просматривал принты Сбербанка. Сделаны они технически хорошо, и рекламная картинка хорошо сочетается с месседжем, но зачастую посыл абстрактен. Например, в одном из сюжетов: нарисована электричка с обычными сиденьями, на одном ряду стоит комфортный диван: «С нами удобнее». А что именно удобнее? Есть множество исследований эффективности рекламных текстов. И основные выводы сделаны десятки лет назад: чем больше конкретики в тексте, тем лучше коммерческий эффект от рекламы. В одном магазине одежды провели эксперимент, в ходе которого развешивались разные плакаты. Один гласил: «Заходите — скидки!», другой — «Заходите — скидки 20%», третий — «Заходите — скидка на шубу 9 тыс. рублей». Третий вариант обошел первый по конверсии в 7,5 раза. Зачастую маркетологи боятся конкретных цифр, но, когда мы говорим об абстрактном, наш мозг пропускает эту информацию мимо. С этой точки зрения грех банковской рекламы в том, что она продвигает аморфные понятия. Что такое «удобнее» для клиентов Сбербанка? А ведь в рекламе очень много таких абстрактных шаблонов: «развивающийся», «стабильный», «надежный», «безопасный». Для того чтобы сделать рекламу эффективнее, следует разложить большую абстракцию на маленькие конкретики. Проще всего это сделать через действия, то есть ответами будут глаголы. На примере «Сбера» я бы задал вопрос так: «Что клиенту Сбербанка делать удобнее?» И сразу получается понятно: платить через Интернет, решать вопросы без очереди, получать кредит за пять минут и так далее. — Какие главные изъяны в общем подходе к банковской рекламе вы видите? — Проектированием продукта, с точки зрения ожиданий аудитории, занимаются единицы банков. В продукте есть ряд характеристик. Одна из них финансовая — ставка и взнос. Кроме того, существует удобство покупки и использования продукта, эмоциональная составляющая. В банковской рекламе обычно делается упор на проценты. Но это неполноценный подход. Нужно в первую очередь обращать внимание на эмоции. В маркетинге есть метафора войны, и даже термины все военные: захват, удержание, разведка. Все фирмы на войне. Но с кем воюем-то? Почему-то все ведут борьбу с конкурентами. И тут главная ошибка. Настоящий маркетолог ведет войну с проблемами клиента. И поэтому маркетинг должен быть ориентирован на решение частных проблем конкретного человека. Есть еще важная особенность, которая фрустрирует развитие рекламы банков: подавляющее большинство решений, в том числе и маркетинговых, принимается на заседаниях советов директоров. Причем это чаще всего коллективные решения, где все бояться брать на себя ответственность. Когда я работал в отделе маркетинга на мясоперерабатывающем заводе «Кампомос», решения, касающиеся дизайна, не уходили дальше директора по маркетингу. В банках же это всегда первые лица, к которым подчиненные даже боятся обратиться лишний раз. Причем в большинстве случаев это люди возрастные, консервативные, им сложнее изменить свою точку зрения. Так что в банках надо менять систему принятия решений по рекламе. Мне кажется, что для больших боссов это такой вид корпоративных развлечений: они устали от цифр и с радостью переключаются на креатив, когда есть возможность. Сложно представить, что с такой же вовлеченностью совет директоров обсуждает контракт на уборку офиса или закупку банкоматов. — Рекламные подходы каких банков, кроме ТКС, вы считаете успешными? — Мне нравится Лето Банк. Они молодцы, действуют через вау-дизайн, который мы как раз проповедуем. Вау-дизайн — это путь для бизнесов, которые хотят создать бренд-легенду. Это параллель литературной легенде. Герой — бизнес, который должен бороться со злом. Зло — это проблемы потребителя. Кроме того, бизнес должен решать проблемы красиво и эффектно, чтобы о подвигах потомки слагали песни или хотя бы лайкали в Facebook. Без нормального подвига, или, иными словами, качественного продукта, не получится никакого вау-маркетинга. Поэтому в первую очередь внимание сосредотачивается на продукте: насколько он хорош, насколько отвечает запросам клиентов. После продукта идет сам процесс оказания услуг — это полная карта точек контакта бренда с покупателем. Точкой контакта может быть как звонок в телефонный центр, так и коробочка, в которой клиент получает свою карту. И получается, что вау-дизайн — это не просто красивые картинки, а еще и проектирование взаимодействия бренда с клиентом. Можно сказать о точке контакта «Вау!», если людям захотелось рассказать об этом кому-то еще, передавать это сказание из уст в уста. Если разделить элементы влияния на потребителя по силе воздействия, то получится, что самым мощным будет собственный положительный опыт контакта с брендом, причем это необязательно покупка продукта: звонок в офис, заполнение заявки на сайте, ожидание в очереди и так далее. Вторым по силе воздействия идет опыт других людей: отзывы и рекомендации. И только на третьем месте — реклама, которая значительно уступает первым двум факторам по силе воздействия. Но именно на нее выделяется внушительный бюджет вместо дизайна точек контакта и работы со стимулированием рекомендательного маркетинга. Поэтому все же надо уделять больше внимания бизнес-процессу в точках контакта с клиентом. Например, подбирать заботливых операционистов в отделения банков и прописывать стандарты качества. — Как вы относитесь к закону о рекламе банковских услуг, согласно которому необходимо указывать полную информацию о продукте? — Это полный бред. Все-таки суть рекламы — введение клиента в заблуждение. Мы показываем все свое самое хорошее и скрываем скелеты в шкафу, которые есть у любого бизнеса. Если государство таким образом хочет защитить потребителя, то следующим шагом может быть требование размещать на билборде финансовую отчетность банка. В то же время производителям лекарств разрешили писать лишь о необходимости проконсультироваться с врачом. Хотя здоровье важнее денег. Все равно дополнительную информацию о банковском продукте, написанную на рекламном объявлении юридическим языком, мало кто читает. Но занимает она около 15—20% площади. Многие банкиры уже смирились с этим требованием и воспринимают его как причуду государства. Хотя можно было найти множество гораздо более удобных способов не дать ввести в заблуждение потребителя без покушения на эстетичный вид рекламы. — Почему, на ваш взгляд, из Интернета в банки стало приходить все больше ненадежных клиентов? — Трудно сказать, почему обозначилась такая тенденция. Предположу, что это связано в первую очередь с простотой входа в сделку через Интернет. Если есть такой симптом, то необходимо подстелить соломку, поставив дополнительные фильтры на клиентов, которые приходят по интернет-рекламе. — Расскажите, пожалуйста, о нестандартных способах рекламы банковских продуктов и их воздействии на потребителя. — Последняя тенденция — звездная реклама. Это хороший прием, но у него также есть свои особенности, которые необходимо учитывать. Звезда, как правило, подбирается, под специфику целевой аудитории. Если хочется привлечь молодых бизнесвумен, то разумно использовать в рекламе, скажем, Кайли Миноуг, если уверенных в себе мужчин — то можно и Брюса Уиллиса. Нужно понимать сегментацию клиентов, но, к сожалению, не все банки уделяют этому аспекту должное внимание. В Сбербанке для этого создали отдельную службу, что, в моем понимании, обозначает желание обойти конкурентов на два шага. — Что вы думаете о ребрендинге Сбербанка? — Они проделали хорошую работу, но было допущено несколько ошибок. И главная: поменять сначала обертку, а потом начинку. Многим известен старый Сбербанк с большими очередями и неприветливыми операционистами. Чтобы дезактивировать отрицательные эмоции клиента, необходимо вызвать такой же силы положительные. Имея в клиентах более 80% населения страны, поменять эмоции в одночасье сложно. В Сбербанке же, проводя ребрендинг , сначала поменяли шарик, а уже потом начали менять смысл. Люди, которые попали в отделение в процессе ребрендинга и соприкоснулись с «непрокаченными» точками контакта, будут воспринимать новый бренд по-старому. Поэтому, когда новая команда сделает свое дело по подъему гиганта на новый уровень качества, то придется снова делать визуальный ребрендинг , чтобы обнулить в головах

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика