«Почтовое» уведомление - «Финансы и Банки»
С 29 августа будут изменены условия по «Почтовой карте» банка «Русский Стандарт». Если ранее на любой положительный остаток по счету начислялось 10% годовых, то теперь планка начинается от 4%, а чтобы получить 10%, нужно соблюсти ряд условий. Опрошенные банкиры полагают, что «Русский Стандарт» просто ищет сейчас более дешевые способы фондирования и не ставит цели привлечь новых карточных «дебетовых» клиентов.
Как рассказал обозревателю Банки.ру вице-президент «Русского Стандарта» Артем Лебедев, банк продолжает начислять доход до 10% на остаток собственных средств держателям «Почтовых карт». Однако теперь величина начисляемых процентов зависит от объема операций, которые держатель совершает с использованием карты. «Начисляемый доход владельцам накопительных счетов зависит от объема размещаемых на счете средств. «Почтовая карта» по-прежнему оформляется клиентам бесплатно, банк бесплатно предоставляет держателям карт услуги интернет- и мобильного банка, а также большинство платежей и переводов с использованием этих сервисов, — отметил Лебедев. — Кроме того, держателям карты предоставляются скидки более чем в 35 тысячах торгово-сервисных предприятий страны в рамках программы «Клуб скидок».
Тем не менее по «Почтовой карте» меняются условия и тарифы с 29 августа текущего года. До этого размер процентов, начисляемых на остаток средств на счете, составлял 10% годовых вне зависимости от того, как часто человек расплачивался картой. Теперь же остаток по счету начисляется только при наличии на нем неснижаемого остатка от 5 тыс. рублей. В первый месяц пользования картой (с момента заключения договора) держатель сможет получить не более 4% годовых. Начиная со второго месяца использования карты клиент банка сможет получать 6% годовых при объеме расходных операций в месяц от 10 тыс. рублей и таком же остатке на счете, 8% будут доступны от 15 тыс. рублей, а заветные 10% — при условии «хранения» на счете 30 тыс. рублей и ежемесячного совершения расходных операций на эту же сумму.
Из-за вступающих в силу изменений «Русский Стандарт» уже потерял несколько недовольных клиентов. Например, пользователь «Народного рейтинга» Банки.ру vgg1979 заявил, что в его семье «Почтовых карт» больше не останется. «На двоих две почтовые карты, — пишет vgg1979. — Постоянно пополняли, периодически снимали, в том числе и за границей, очень редко расплачивались. После снижения процентов, начисляемых на остаток собственных средств, попробуем уйти в другой банк. «Почтовая» была прекрасным средством для хранения, приумножения и снятия наличных без комиссий. 29 августа халява заканчивается, будем искать другие варианты».
Среди иных недостатков карты vgg1979 указывает на отсутствие на ней чипа («отдавать в руки официантов ее просто страшно») и платные (50 рублей в месяц) СМС-уведомления .
Но недовольны клиенты банка не только «Почтовой картой». bankir111 пишет в «Народном рейтинге»: «Являюсь клиентом банка РС. Понял, что-то не так с начислениями процентов по накопительному счету. Позвонил в колл-центр, где узнал, что, оказывается, с августа ставки были изменены практически в два раза, с 10% до 6%. Никаких уведомлений не было от банка!»
Неутешительную тенденцию подтверждает и аналитик нашего портала. Эксперт по кредитным продуктам Банки.ру Дина Орлова отмечает, что во II квартале текущего года «Русский Стандарт» отменил начисление процентов на положительный остаток на карточных, накопительных счетах. «Теперь такая привилегия доступна только держателям премиальных карт «ЦУМ» American Express Exclusive Card, Imperia и Imperia Platinum, — обращает внимание Орлова. — С 1 августа СМП Банк также отменил начисление процентов по картам категорий Classic и Gold, по картам Platinum — снизил с 5,25% до 1% годовых в рублях, с 3,25% до 0,5% годовых в долларах и евро».
Между тем эксперт Банки.ру не считает, что можно говорить о какой-то рыночной тенденции к снижению процентных ставок, начисляемых на положительные остатки денежных средств на счетах. Но сами банкиры отмечают, что сейчас, в принципе, заметно смещение линии поведения банков в сторону более дешевого фондирования. Например, многие банки снижают ставки по вкладам.
«В первую очередь изменения условий по начислению процентов на остаток по счету и вообще бонусным программам сопряжены с экономическими условиями, — считает начальник управления пластиковых карт ВТБ 24 Александр Бородкин. — Задача банка — привлекать пассивы. Привлечение пассивов — это необязательно депозиты, это также межбанковские кредиты и прочее. Если у банка есть возможность приобрести пассивы по более дешевой цене, чем привлечение средств от населения, то он снижает условия по некоторым своим «дорогим» пассивам».
«В принципе, сейчас банковский рынок не испытывает острой нехватки ликвидности, поэтому банки снижают затраты на привлечение фондирования, — соглашается начальник управления депозитных и расчетных продуктов Хоум Кредит Банка Надежда Куликова. — Кроме того, новых клиентов могут привлекать и более низкие ставки».
Бородкин также напоминает, что обычно изменение условий по продукту не в пользу клиента сопряжено с оптимизацией бизнес-модели банка. «Когда продукт утверждался, были одни бизнес-предпосылки и рыночная конъюнктура, потом они поменялись, — поясняет банкир. — Чтобы не уйти по каким-то продуктам в минус, банку приходится менять условия и тарифы».
В Связном Банке полагают, что предоставление клиентам возможности получать дополнительный доход от средств, которые они хранят на картах, — это, по сути, более удобный аналог вкладов. Если по какой-то причине острой потребности в пассивах на данный момент банк не испытывает, то смысла платить больше за привлечение средств населения для него нет. Тогда и происходит снижение ставок по вкладам и карточным счетам. «Мы снизили процент на остаток, когда получили предписание Центрального банка о снижении темпов прироста вкладов населения. Впрочем, созданного резерва нам сегодня хватает для фондирования новых выдач. Но как только у нас снова возникнет потребность в привлечении большого объема средств населения, мы будем предлагать те условия, которые будут необходимы в конкурентной борьбе за клиента», — говорят в Связном Банке.
Анна ДУБРОВСКАЯ,