Банкиры ищут, как сократить потери после возврата турпутевок и авиабилетов - «Финансы и Банки»

Банки столкнулись с ощутимыми потерями из-за возврата денег за авиабилеты и турпутевки. Этот вопрос даже был вынесен на обсуждение на «Национальный платежный совет». В совещании участвовали порядка 20 крупных банков (в том числе Альфа-банк, Промсвязьбанк, «Открытие», Росбанк и др.) и представители МПС MasterCard, пишет «Коммерсант».
По словам участников совещания, до последнего времени проблема не носила массового характера, но на фоне экономического спада и уже случившегося банкротства «Трансаэро», а также ожидающегося краха туркомпаний из-за закрытия авиасообщения с Египтом риски масштабных выплат возросли. «Потери банков-эквайеров на возврат средств по картам по указанной причине составляют десятки и сотни миллионов рублей»,- говорит начальник управления электронной коммерции Промсвязьбанка Борис Гаврилов. По подсчетам эксперта, в случае негативного развития событий потери эквайера от возврата средств за авиабилеты, проданные хотя бы за полтора месяца до банкротства авиакомпанией со среднемесячным оборотом в 500 млн руб., составят 750 млн руб., при том, что прибыль от работы с ней же по эквайринговому обслуживанию - всего 6 млн руб. в год.
Процедура возврата такова: клиент обращается к банку-эмитенту, который ретранслирует его заявление на возврат средств банку-эквайеру. Тот возвращает средства, поскольку по правилам МПС должен отслеживать финустойчивость клиентов. Свои средства банк-эквайер сможет попробовать вернуть в ходе банкротства клиента, но шансы на это традиционно малы.
В качестве возможных вариантов решения вопроса обсуждалась отсрочка в зачислении средств эквайером на счет торгово-сервисных предприятий. Такая практика существовала в начале 2000-х годов, но сегодня это чревато потерей клиентов. Предприятия могут выбрать любой другой банк-эквайер, который не потребует от них отвлечения ликвидности.
Обсуждали банкиры также и возможность изменения законодательства. Например, возможность потребителя требовать возврата денег только в течение месяца с момента покупки, начинать выплаты только с момента признания компании банкротом или обязать торгово-сервисные предприятия страховать ответственность. Будут ли эти инициативы поддержаны, неясно.
В ситуации неопределенности банкиры предпочитают не платить под любым предлогом. «К нам обращаются клиенты «Трансаэро» с просьбой вернуть деньги за полет, который должен состояться только через три месяца,- говорит представитель банка топ-10.- Но дата полета еще не наступила, что будет с рейсом через три месяца - неясно, при этом сама «Трансаэро» банкротом еще не признана, поэтому у нас есть основания отказать в возврате средств за услугу, срок предоставления которой еще не наступил». Впрочем, учитывая активность потребителей в соцсетях, где раздаются пошаговые инструкции по возврату средств, делать это будет все сложнее.
Смотрите также:



