Планируем счастье, готовимся к беде - «Финансы и Банки»
Банк России решительно настроен развивать финансовый рынок страны, несмотря на постоянные шоки
Банк России 2 декабря представил проект основных направлений развития финансового рынка РФ до 2018 года. Это первый подобный программный документ ЦБ с момента наделения его статусом мегарегулятора. Банки.ру разбирался, что предлагает Банк России и каковы шансы этой стратегии на успех в условиях внутренних и внешних шоков.
Финансы – народу
Проект «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов» подготовлен в соответствии с федеральным законом «О Центральном банке», наделяющим ЦБ функциями мегарегулятора финансовых рынков. В этом документе фактически впервые сформулированы цели развития финансового рынка РФ. До этого позиция Центробанка не обсуждалась и не доводилась до широкой общественности. Документ ЦБ, в общих чертах обозначающий задачи финансовой политики и банковской системы на ближайшие три года, особенно важен в условиях отказа правительства от трехлетнего бюджетного планирования из-за повышенной экономической неопределенности. Причем документ изначально касается не только банков или других институтов финансового рынка, но и рядовых россиян.
В отличие от других стратегических документов Банка России, например традиционных ежегодных «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики», в новом документе нет конкретных цифр, а целевые показатели отсутствуют как таковые. «Это связано с тем, что необходимо на этом этапе пройти переподтверждение тех целей, которые сформулировал Центральный банк для заинтересованных сторон», – пояснил первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов на презентации проекта основных направлений развития финансового рынка РФ. Только после получения одобрения проекта документа со стороны депутатского корпуса и правительства регулятор сможет приступить к четкому целеполаганию, добавил Швецов.
«Технология составления данного документа отталкивается от определения заинтересованных сторон, в чем, собственно, для заинтересованных сторон польза в развитии финансового рынка», – рассказал Швецов. Заинтересованной стороной ЦБ считает прежде всего население. Поэтому для регулятора ключевой задачей на ближайшую трехлетку становится повышение качества жизни россиян за счет использования инструментов финансового рынка.
Особое внимание в проекте новой стратегии уделяется доступности финансовых услуг. Регулятор исходит из того, что все дееспособное население России, а также субъекты малого и среднего предпринимательства должны иметь возможность непрерывного получения базового набора качественных финансовых услуг. Сейчас, по разным оценкам, до трети россиян не пользуются услугами банков. Непременным условием достижения поставленной цели, по мнению ЦБ, станет своевременное внедрение передовых информационных технологий. Поэтому приоритетом деятельности регулятора по-прежнему останется стимулирование безналичного обращения.
Казнить и миловать
Еще один важный аспект «Основных направлений…» – более тесное взаимодействие ЦБ с правоохранительными и судебными органами ради сокращения случаев недобросовестного поведения участников финансового рынка. В частности, в банковской системе регулятор намерен планомерно ужесточать надзорную политику, совершенствуя меры оперативного реагирования на первые проблемы банков.
В этой связи стоит особо отметить, что в проекте «Основные направления…» ЦБ заявляет о своем намерении дифференцировать надзор и регулирование участников финансового рынка, местами смягчая, а местами, наоборот, пропорционально ужесточая регулятивную нагрузку. То есть сообщения о тотальном ужесточении надзора по всем направлениям оказались не совсем корректными. «Требования будут различными к системно значимым организациям, небольшим организациям и прочим компаниям, в соответствии с рисками от их деятельности для финансового сектора», – пояснил Сергей Швецов. Особый надзор за системно значимыми банками с 1 января 2016 года регулятор обещал и раньше.
Геополитика и другие неприятности
Разумеется, ЦБ не мог обойти в документе естественно возникающий в разгар экономического кризиса вопрос рисков и ограничений для реализации «Основных направлений…».
«Мы видим пять таких рисков, которые могут, скажем так, повлиять на достижение тех трех целей, которые мы выделили, – заявил Сергей Швецов. – Это, конечно же, геополитические шоки. Доверие на финансовом рынке является душой финансового рынка, ключевым элементом функционирования финансового рынка. Геополитика сильно влияет на доверие как со стороны иностранных инвесторов, так и со стороны внутреннего инвестора, поэтому геополитическая ситуация, возможное ухудшение геополитической ситуации может повлиять на эффективность реализации тех мероприятий, которые мы заложили в «Основных направлениях…».
Второй риск ЦБ увидел в высокой скорости изменения финансового законодательства в России, что может повлиять на скорость и качество взаимодействия регулятора с судебными и правоохранительными органами.
«Также есть риск несвоевременного принятия законодательных инициатив, – отметил первый заместитель председателя ЦБ. – Банк России участвует в законодательном процессе, но определяют его все-таки Государственная дума, Федеральное собрание и правительство. Поэтому мы надеемся, что данный документ найдет понимание, инициативы будут поддержаны, в том числе этими органами власти».
Асинхронность действий регулятора и представителей финансового рынка – четвертый риск для успешной реализации стратегических задач ЦБ. «Мы можем закладывать различные мероприятия, мы можем закладывать различные цели, но они могут быть достигнуты, только если будут поддержаны финансовым рынком», – указал Швецов.
Последний по порядку, но не по важности риск на пути реализации стратегии развития финансового рынка – нехватка ресурсов на реализацию поставленных в «Основных направлениях…» целей. Впрочем, Сергей Швецов уверен, что «правильное планирование» позволит достичь намеченных планов.
По словам председателя совета директоров МДМ Банка Олега Вьюгина, в документе представлено много разумных предложений. «Цели, представленные в документе, вполне реалистичны и достижимы. Однако есть и некоторые риски, на которые ЦБ также указывает. Местами документу не хватает некоторых деталей. Но, возможно, в стратегическом документе и не должно быть много деталей. Они появятся после одобрения «Основных направлений…» в парламенте», – говорит банкир
Заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин особо выделяет прописанную в документе западную практику досудебного соглашения для уличенных в недобросовестных действиях компаний. «Это может упростить процесс действий в таких случаях, чтобы не доводить дело до длительных судебных разбирательств, которые могут длиться не один год. Создание такого экономического механизма, который бьет по карману участников рынка с сомнительной репутацией, позволит регулятору перенести наказание в экономическую плоскость из уголовной», – заключает Люшин.
Михаил ТЕГИН,