Золотая клетка: спасет ли региональные банки жизнь в резервациях - «Финансы и Банки» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Золотая клетка: спасет ли региональные банки жизнь в резервациях - «Финансы и Банки»

06 июл 2016, 06:00
Новости Банков
0
0
Золотая клетка: спасет ли региональные банки жизнь в резервациях - «Финансы и Банки»
Золотая клетка: спасет ли региональные банки жизнь в резервациях - «Финансы и Банки»
Для региональных банков в России могут создать отдельную банковскую систему

Региональные банки ждут большие перемены. ЦБ планирует официально разделить рынок на федеральные и региональные кредитные организации. Для региональных игроков регулирование станет проще, но открывать филиалы в других регионах им будет запрещено. Банки.ру разбирался, поможет ли это региональным банкам и самим регионам.

О том, что Банк России выделит отдельную группу «региональные банки» и упростит их регулирование, заявила на Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

«К этому виду будет отнесен круг региональных банков, которые будут привлекать средства юрлиц и физлиц конкретного региона и размещать их с малыми рисками в том же регионе», — сообщила она. Работать на рынке межбанковского кредитования такие игроки смогут только через центрального контрагента и не будут иметь права на трансграничные операции.

Как уточнила глава ЦБ, им будет запрещено открывать филиалы в других субъектах. «Для таких банков будет предусмотрено упрощение регулирования», — подчеркнула она.

«Принципиально понять, что мы не говорим о послаблениях, мы говорим об упрощении регулирования в обмен на ограничение деятельности», — пояснял в интервью «Коммерсанту» заместитель председателя ЦБ Василий Поздышев.

Другие игроки, которые не войдут в данную группу, обязаны будут в течение двух лет увеличить свой капитал до 1 млрд рублей. В их отношении не будет применяться упрощенное регулирование. Собственный капитал в размере не менее 1 млрд рублей на сегодняшний день имеют порядка 300 банков.

Новые правила должны применяться с 2018 года. До этого времени участникам рынка нужно определиться, желают ли они работать на федеральном рынке с жестким регулированием, либо с упрощенным регулированием, но в рамках одного региона.

Как сообщил Банки.ру глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, закон о региональных банках может быть рассмотрен уже осенью. В банковских ассоциациях вопрос о разделении банков на два вида поднимают уже давно. «Мы, банковское сообщество, очень рады, так как долгое время добивались этого. И не раз слышали от высокопоставленных представителей Центробанка, что этого не будет никогда», — прокомментировал Аксаков.

По его оценке, воспользоваться данным статусом, который предусматривает упрощенное регулирование, смогут 80% региональных банков. Детали изменений еще будут обсуждаться. Однако участники рынка и эксперты уже заявили о необходимости упростить регулирование.

«Прежде всего в отношении региональных игроков необходимо неприменение базельских принципов, в частности по капиталу, дополнительному капиталу, ликвидности. Я думаю, должны быть упрощены и требования, связанные с отчетностью. Должна быть сокращенная отчетность и не столь регулярная, как сейчас требуется. К примеру, не раз в месяц, а раз в квартал», — считает Анатолий Аксаков. По его мнению, наиболее чувствительным для таких банков может стать ограничение валютных операций за пределами страны.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян также поддержал необходимость подобных изменений, но находит их недостаточно радикальными. «Пока речь идет об упрощении регулирования. Мое мнение же как раз сводится к тому, что в отношении региональных банков нужны послабления, а не просто упрощение. Это принципиальный подход. Важно, чтобы был именно мягкий режим и требования, особенно базельские стандарты, распространялись бы по-разному, были бы более разумными и сдержанными. К примеру, нормативные требования по резервам являются довольно жесткими», — высказал мнение Тосунян. Одна из проблем, по его словам, заключается в том, что региональные игроки часто оказываются отрезанными от участия в госпрограммах. «Банки, работающие в своем регионе, знают своего клиента как облупленного, без подсказки Центрального банка. Поэтому им нужны определенные послабления», — подчеркнул Тосунян.

Представители банков, зарегистрированных в регионах, в большинстве своем заявили, что на их планы по развитию и соблюдению требований ЦБ намерения регулятора не повлияют.

В банковской группе «Зенит», в которую, помимо банка «Зенит», входят региональные «Девон-Кредит» (Татарстан), Липецккомбанк (Липецкая область), «Зенит Сочи» (Краснодарский край) и Спиритбанк (Тульская область), сообщили, что существенных изменений в планах развития не будет. «Наши дочерние банки фактически и так работают исключительно в своих регионах — Республике Татарстан, Липецкой области, Краснодарском крае и Тульской области. За небольшим исключением они не имеют филиалов и офисов в других субъектах», — сказали в пресс-службе группы. По мнению представителя «Зенита», целесообразность присвоения дочерним банкам статуса регионального банка будет зависеть от точного перечня преимуществ и ограничений, которые установит данный статус.

В то же время в группе ожидают послаблений в минимальном размере собственного капитала (сохранения действующего уровня), смягчения требований в рамках «Базеля III», смягчения требований по оценке экономического положения в рамках Указания 2005-У, смягчения требований к системе оплаты труда в рамках Инструкции 154-И, отмену норм по раскрытию информации, сокращение отчетности.

Президент банка «Югра» Алексей Нефедов видит в изменениях аналогию с земельными банками Германии или кантональными банками Италии. «Логика регулирующих органов строится на том, чтобы дать возможность жить и работать банкам из конкретного региона, не выходя за его пределы. Это действительно учреждение а-ля сберкасса, которое работает внутри конкретного региона. Скорее всего, их активность возможна при поддержке местной власти. Как раз таким организациям можно давать определенные преференции, в том числе и для прохождения системы банковского надзора», — убежден он.

Председатель правления банка «Восточный» Алексей Кордичев подчеркнул, что «Восточный», хотя и зарегистрирован в Благовещенске и имеет значительный объем бизнеса на Дальнем Востоке, тем не менее является банком федерального уровня и не сконцентрирован на каком-то одном городе или субъекте Федерации. «Данные планы не повлияют на деятельность нашего банка», — отметил он.

«Я думаю на конкуренции это никак не скажется. Возможно, укрепит позиции малых банков, так как не секрет, что крупные банки не всегда стремятся строго выполнять все требования ЦБ. Дело в том, что из-за большого объема операций регулятор просто не может все досконально контролировать в крупных банках, как он это делает в небольших», — считает председатель правления банка «Нейва» (Екатеринбург) Павел Ефремов.

По его мнению, перемены в первую очередь принесут пользу самому ЦБ и АСВ — они смогут уделять больше внимания тем банкам, в которых больше операций и рисков. «Я к этой инициативе отношусь положительно: она должна усилить устойчивость российской банковской системы», — делает вывод Ефремов.

Эксперты указывают на то, что действия регулятора являются одним из мероприятий в рамках заявленной Банком России стратегии повышения финансовой устойчивости банковского сектора.

«Сейчас, насколько мы понимаем, регулятор проводит линию на укрупнение банковского сектора. С точки зрения надзора у ЦБ есть задача усилить его за крупными банками. А консолидация и смягчение надзора за региональными игроками позволит высвободить ресурсы. Ограничение круга операций для так называемых региональных банков снижает и риски, и в этом цель данного мероприятия», — комментирует ведущий аналитик S&P Сергей Вороненко. По мнению агентства, в качестве дифференциала ЦБ может использовать объем капитала банка. По данным S&P, таких банков чуть более 300 и они совокупно составляют более 90% активов системы. «Это говорит о том, что прежде всего мера коснется наиболее мелких банков, которые, скорее всего, уже ведут весьма ограниченный круг операций в своей нише. Таким образом, общий эффект для системы будет в большей степени нейтральным», — уверяет Вороненко. Он добавляет, что дифференцированное регулирование довольно часто встречается в международной практике. Например, швейцарский регулятор делит банки на несколько групп и применяет к ним разные нормативы, примерно то же самое делает регулятор в Грузии.

«Первый шаг на данном пути — повышение финансовой устойчивости — уже был сделан в момент создания системно значимых банков, к которым предъявляются повышенные требования к их финансовой устойчивости со стороны Банка России. Теперь Банк России планирует создать нечто подобное на уровне регионов. Хотя требования, скорее всего, будут менее строгими, чем к системно значимым банкам», — считает старший преподаватель кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Владислава Полетаева. По ее наблюдению, небольшие региональные кредитные организации, как правило, обслуживают ограниченный круг клиентов и не испытывают потребности в распространении своей деятельности на другие регионы.

К тому же, как правило, филиалы московских банков в отличие от региональных банков предоставляют клиентам ограниченный перечень услуг. Так, клиентам филиалов московских банков, по оценке Полетаевой, могут быть недоступны, к примеру, операции купли-продажи ценных бумаг на организованном фондовом рынке, операции с производными финансовыми инструментами.

«Мы отчетливо видим тенденцию к укрупнению банков и переносу их головных офисов в федеральные центры, сокращению даже количества филиалов (остается один филиал на один федеральный округ, например, а остальные преобразуются в более простые форматы). Этому есть много объяснений», — рассуждает исполнительный директор «Тройка-Д Банка» Андрей Третьяков.

Как считает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов, в первую очередь необходимо уменьшить частоту проверок, а также сократить объем предоставляемой в Банк России регулярной отчетности. «В рамках контроля нужно сконцентрироваться на ключевых показателях, чтобы минимизировать трудозатраты на подготовку и проверку регулярной отчетности, при том что сейчас она содержит избыточную информацию для контроля небольших региональных банков», — поясняет он.

Что касается рисков, то, по мнению экспертов, в новой модели для региональных банков они также присутствуют. «Такие банки, работающие в определенном регионе, будут нести и риски этого региона. Риски, которые могут разительно отличаться в зависимости от расположения и развитости области или края. Взять, например, Север или Дальний Восток, Сахалинскую или Курганскую области, где бизнес-составляющая несколько меньше, чем в центральных регионах. В этом смысле наша страна несколько отличается от той же Германии, где регионы самодостаточны, имеют собственные доходы и не имеют разительных отличий от соседних областей», — считает Алексей Нефедов.

Впрочем, добавляют эксперты, о конкретных последствиях разделения банковской системы на две категории говорить пока рано.

Анна БРЫТКОВА,


Для региональных банков в России могут создать отдельную банковскую систему Региональные банки ждут большие перемены. ЦБ планирует официально разделить рынок на федеральные и региональные кредитные организации. Для региональных игроков регулирование станет проще, но открывать филиалы в других регионах им будет запрещено. Банки.ру разбирался, поможет ли это региональным банкам и самим регионам. О том, что Банк России выделит отдельную группу «региональные банки» и упростит их регулирование, заявила на Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге председатель Банка России Эльвира Набиуллина. «К этому виду будет отнесен круг региональных банков, которые будут привлекать средства юрлиц и физлиц конкретного региона и размещать их с малыми рисками в том же регионе», — сообщила она. Работать на рынке межбанковского кредитования такие игроки смогут только через центрального контрагента и не будут иметь права на трансграничные операции. Как уточнила глава ЦБ, им будет запрещено открывать филиалы в других субъектах. «Для таких банков будет предусмотрено упрощение регулирования», — подчеркнула она. «Принципиально понять, что мы не говорим о послаблениях, мы говорим об упрощении регулирования в обмен на ограничение деятельности», — пояснял в интервью «Коммерсанту» заместитель председателя ЦБ Василий Поздышев. Другие игроки, которые не войдут в данную группу, обязаны будут в течение двух лет увеличить свой капитал до 1 млрд рублей. В их отношении не будет применяться упрощенное регулирование. Собственный капитал в размере не менее 1 млрд рублей на сегодняшний день имеют порядка 300 банков. Новые правила должны применяться с 2018 года. До этого времени участникам рынка нужно определиться, желают ли они работать на федеральном рынке с жестким регулированием, либо с упрощенным регулированием, но в рамках одного региона. Как сообщил Банки.ру глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, закон о региональных банках может быть рассмотрен уже осенью. В банковских ассоциациях вопрос о разделении банков на два вида поднимают уже давно. «Мы, банковское сообщество, очень рады, так как долгое время добивались этого. И не раз слышали от высокопоставленных представителей Центробанка, что этого не будет никогда», — прокомментировал Аксаков. По его оценке, воспользоваться данным статусом, который предусматривает упрощенное регулирование, смогут 80% региональных банков. Детали изменений еще будут обсуждаться. Однако участники рынка и эксперты уже заявили о необходимости упростить регулирование. «Прежде всего в отношении региональных игроков необходимо неприменение базельских принципов, в частности по капиталу, дополнительному капиталу, ликвидности. Я думаю, должны быть упрощены и требования, связанные с отчетностью. Должна быть сокращенная отчетность и не столь регулярная, как сейчас требуется. К примеру, не раз в месяц, а раз в квартал», — считает Анатолий Аксаков. По его мнению, наиболее чувствительным для таких банков может стать ограничение валютных операций за пределами страны. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян также поддержал необходимость подобных изменений, но находит их недостаточно радикальными. «Пока речь идет об упрощении регулирования. Мое мнение же как раз сводится к тому, что в отношении региональных банков нужны послабления, а не просто упрощение. Это принципиальный подход. Важно, чтобы был именно мягкий режим и требования, особенно базельские стандарты, распространялись бы по-разному, были бы более разумными и сдержанными. К примеру, нормативные требования по резервам являются довольно жесткими», — высказал мнение Тосунян. Одна из проблем, по его словам, заключается в том, что региональные игроки часто оказываются отрезанными от участия в госпрограммах. «Банки, работающие в своем регионе, знают своего клиента как облупленного, без подсказки Центрального банка. Поэтому им нужны определенные послабления», — подчеркнул Тосунян. Представители банков, зарегистрированных в регионах, в большинстве своем заявили, что на их планы по развитию и соблюдению требований ЦБ намерения регулятора не повлияют. В банковской группе «Зенит», в которую, помимо банка «Зенит», входят региональные «Девон-Кредит» (Татарстан), Липецккомбанк (Липецкая область), «Зенит Сочи» (Краснодарский край) и Спиритбанк (Тульская область), сообщили, что существенных изменений в планах развития не будет. «Наши дочерние банки фактически и так работают исключительно в своих регионах — Республике Татарстан, Липецкой области, Краснодарском крае и Тульской области. За небольшим исключением они не имеют филиалов и офисов в других субъектах», — сказали в пресс-службе группы. По мнению представителя «Зенита», целесообразность присвоения дочерним банкам статуса регионального банка будет зависеть от точного перечня преимуществ и ограничений, которые установит данный статус. В то же время в группе ожидают послаблений в минимальном размере собственного капитала (сохранения действующего уровня), смягчения требований в рамках «Базеля III», смягчения требований по оценке экономического положения в рамках Указания 2005-У, смягчения требований к системе оплаты труда в рамках Инструкции 154-И, отмену норм по раскрытию информации, сокращение отчетности. Президент банка «Югра» Алексей Нефедов видит в изменениях аналогию с земельными банками Германии или кантональными банками Италии. «Логика регулирующих органов строится на том, чтобы дать возможность жить и работать банкам из конкретного региона, не выходя за его пределы. Это действительно учреждение а-ля сберкасса, которое работает внутри конкретного региона. Скорее всего, их активность возможна при поддержке местной власти. Как раз таким организациям можно давать определенные преференции, в том числе и для прохождения системы банковского надзора», — убежден он. Председатель правления банка «Восточный» Алексей Кордичев подчеркнул, что «Восточный», хотя и зарегистрирован в Благовещенске и имеет значительный объем бизнеса на Дальнем Востоке, тем не менее является банком федерального уровня и не сконцентрирован на каком-то одном городе или субъекте Федерации. «Данные планы не повлияют на деятельность нашего банка», — отметил он. «Я думаю на конкуренции это никак не скажется. Возможно, укрепит позиции малых банков, так как не секрет, что крупные банки не всегда стремятся строго выполнять все требования ЦБ. Дело в том, что из-за большого объема операций регулятор просто не может все досконально контролировать в крупных банках, как он это делает в небольших», — считает председатель правления банка «Нейва» (Екатеринбург) Павел Ефремов. По его мнению, перемены в первую очередь принесут пользу самому ЦБ и АСВ — они смогут уделять больше внимания тем банкам, в которых больше операций и рисков. «Я к этой инициативе отношусь положительно: она должна усилить устойчивость российской банковской системы», — делает вывод Ефремов. Эксперты указывают на то, что действия регулятора являются одним из мероприятий в рамках заявленной Банком России стратегии повышения финансовой устойчивости банковского сектора. «Сейчас, насколько мы понимаем, регулятор проводит линию на укрупнение банковского сектора. С точки зрения надзора у ЦБ есть задача усилить его за крупными банками. А консолидация и смягчение надзора за региональными игроками позволит высвободить ресурсы. Ограничение круга операций для так называемых региональных банков снижает и риски, и в этом цель данного мероприятия», — комментирует ведущий аналитик S

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru