«Росгосстрах» +18 - «Финансы и Банки»
8 июня Банк России возобновил действие лицензии ООО «Росгосстрах» на ОСАГО. Крупнейшая страховая компания страны почти 13 дней не могла заключать договоры обязательной «автогражданки». При этом регулятор выдвинул к «Росгосстраху» 18 требований, которые затронут всех продавцов ОСАГО. Банки.ру выяснял, как изменится страховой рынок после таких судьбоносных потрясений.
Банк России приказом от 8 июня возобновил действие лицензии ООО «Росгосстрах» на ОСАГО. По сообщению регулятора, возобновление действия лицензии «Росгосстраха» на осуществление ОСАГО означает восстановление права страховщика на осуществление указанного вида страхования в полном объеме. «Данное решение принято в связи с устранением обществом нарушений порядка заключения договоров ОСАГО, непосредственно явившихся основанием для ограничения действия лицензии», — говорится в релизе ЦБ. Напомним, что 27 мая Банк России ограничил действие лицензии ООО «Росгосстрах», обвинив страховщика в навязывании дополнительных услуг, непредоставлении клиентам законной скидки за безубыточность, а также необоснованных отказах в продаже полисов.
На экстренной пресс-конференции в понедельник, 8 июня, посвященной возвращению лицензии «Росгосстраху», заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин уточнил, что одновременно с возобновлением лицензии в отношении «Росгосстраха» выдвинуто 18 требований по улучшению деятельности компании, а также повышению качества оказываемых услуг. «Речь идет об обязательном информировании клиентов о возможности приобретения полиса ОСАГО без каких-либо дополнительных услуг, о предварительном информировании клиентов о применении скидок за безаварийную езду, то есть о возможности использования коэффициента бонус-малус», — объяснил характер некоторых требований к страховщику Чистюхин. Кроме того, по словам зампреда ЦБ, «Росгосстрах» согласился не препятствовать клиентам в аудиозаписях и видеосъемках при заключении договоров обязательной «автогражданки». Более того, «Росгосстрах» должен будет предупреждать и информировать своих клиентов о возможности проведения аудио- и фотозаписи, а также распространять брошюру «ОСАГО+», подготовленную регулятором.
Также «Росгосстраху» разрешили продолжать использовать период охлаждения (в течение которого можно отказаться от уже купленной страховки, но не ОСАГО) сроком до пяти дней. Чистюхин подчеркнул, что озвученные требования по улучшению качества продаж будут касаться не только «Росгосстраха», но и других крупных страховщиков ОСАГО. При этом регулятор намерен вести еженедельный мониторинг соблюдения своих требований.
«С момента ограничения лицензии ООО «Росгосстрах» прошло около двух недель, это небольшой срок, но «Росгосстраху» удалось предпринять все базовые необходимые шаги. У компании многие процессы были в наличии, но требовали перезагрузки. Это позволило компании справиться с теми требованиями и претензиями, которые мы выдвинули, за столь небольшой период времени», — сообщил Чистюхин, отметив, что вопрос применения надзорных мер в отношении страховщиков, не осуществляющих качественного предоставления услуг потребителям, с повестки не снят. «Мы надеемся, что все участники рынка сделали правильные выводы и своей лицензией никто рисковать не собирается. Те сигналы, которые мы сегодня с рынка слышим, четко говорят о том, что страховые компании в настоящее время стали намного лучше прислушиваться к требованиям регулятора, чем это было до данной меры. Поэтому в плане какого-то воспитательного элемента это сработало», — полагает заместитель председателя ЦБ.
«Все эти дни страховой рынок ждал любых новостей по ситуации с «Росгосстрахом». Сказать, что за эти почти две недели как-то сильно изменилась ситуация в сегменте ОСАГО, нельзя», — рассуждает руководитель управления методологии обязательных видов СК «АльфаСтрахование» Денис Макаров. Эксперт надеется, что страховой рынок после ситуации с «Росгосстрахом» продолжит поступательное движение в сторону улучшения качества обслуживания автомобилистов. «Оно наметилось более года назад, и в текущих условиях, в том числе благодаря увеличенным тарифам и тарифному коридору, у рынка есть прекрасная возможность активизировать эту работу. Это будет на руку всему рынку ОСАГО и пользователям его услуг», — говорит Макаров.
Как выяснил Банки.ру, помимо упомянутых выше трех требований, которые должны соблюдать «Росгосстрах» и другие страховщики ОСАГО, Банк России обозначил еще ряд предложений, от которых невозможно отказаться. Теперь страховщикам до заключения договора ОСАГО придется проинформировать автовладельцев о праве заключения договора в день обращения при наличии у страхователя всех необходимых документов; о праве получения страховой премии в течение десяти дней в полном размере при расторжении дополнительного договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней с даты его заключения при условии, что страховой случай не наступил; проводить осмотр страхуемого транспортного средства в день обращения гражданина, но не позднее пяти дней со дня обращения; информировать гражданина о дополнительных услугах только после того, как он будет ознакомлен со своими правами; размещать в доступном для граждан месте информацию о том, каким образом можно обратиться в ЦБ с жалобой (по почте или e-mail, через интернет-приемную) или вопросом (контакт-центр) — например, для перехода на страницу интернет-приемной Банка России гражданин может использовать QR-код.
Чистюхин заверил, что на следующем этапе работы ЦБ будет мониторить деятельность страховщиков на предмет урегулирования убытков и выплат возмещения застрахованным лицам. «Я уверен, здесь есть большой потенциал для работы», — резюмировал он.
Cогласно последней информации ЦБ, около 70% всех жалоб на страховщиков касаются ОСАГО. Чаще всего россияне жалуются на навязывание дополнительных услуг. На втором месте – отказ в предоставлении скидок за безаварийную езду, замыкают «призовую тройку» жалобы на длинные очереди и отсутствие бланков ОСАГО в страховых компаниях.
Данис ЮМАБАЕВ,