«Гид по финансам» от УБРиР: первый блин не комом - «Финансы и Банки»
Фото:
ИА "БанкИнформСервис"
В сентябре Уральский банк реконструкции и развития запустил масштабный проект по повышению финансовой грамотности «Гид по финансам. Советы от УБРиР». И хотя непосредственная «работа с населением» в виде семинаров, вебинаров и детских утренников составляет лишь часть проекта, именно она является «передним краем» борьбы за финансовую грамотность. Кроме того, подобные мероприятия редко радуют качеством подготовки. Журналисты Bankinform.ru посетили мероприятия УБРиР и написали рецензии.
Семинары
Алексей Прокопьев: Своё знакомство с «финансовым гидом» я начал с темы, в которой спикеру, пожалуй, труднее всего уйти от банальных советов в духе капитана Очевидность, - личного финансового планирования. Но в данном случае я был приятно удивлён. Совсем без банальностей, конечно, не обошлось, но это были необходимые при такой теме банальности. При этом спикер часто акцентировал внимание слушателей на неочевидных, но важных деталях. Главную ошибку - ограничиться общими рассуждениями - УБРиР не допустил, слушателям предложили провести индивидуальные расчёты, схему которых разработали по принципу золотой середины - не погрязать в мелочах, но и не игнорировать факторы, способные повлиять на итог.
Самым ярким эпизодом семинара стало знакомство с таблицей «Какую часть дохода нужно откладывать, чтобы получить пассивный доход в старости». Людям прямо и жёстко дали понять, что за пять-десять лет рантье не станешь, это было честно и правильно, хотя многие присутствующие были обескуражены.
Также жирный плюс можно поставить организаторам за практические советы (не только проговоренные, но и записанные в тетрадках, которые посетители забирали с собой) - какие финансовые инструменты позволят экономить, в каких продуктах следует формировать фонд сбережений для той или иной цели.
Отдельные заявления спикера, на мой взгляд, были весьма спорны («лучше откладывать, чем выплачивать кредит досрочно», «фонд на случай потери работы должен равняться годовому окладу»), но слушателям не навязывали их в качестве непременных правил, давая понять, что в финансовых вопросах нет универсальных решений.
Определённых минусов я смог выделить лишь два. Во-первых, в начале встречи спикер потратил изрядное количество времени на вопросы о том, что хотели бы услышать участники, но на дальнейшем ходе семинара эти пожелания явно не отразились. Во-вторых, не было кофе-брейка, и под конец второго часа люди, пришедшие сюда с работы, уже теряли нить беседы. Хотя до и после семинара его участников угощали чаем с пирожными - тут УБРиР был весьма мил и гостеприимен.
Для второго раза я выбрал семинар с конкретной темой - инвестиции в фондовый рынок. Здесь всё прошло вообще идеально: быстро, подробно, практично. Впрочем, этому способствовала аудитория - небольшая и явно имеющая минимальную подготовку, что помогло избежать «разжёвывания» основ. Порадовало, что спикер отвечала на вопросы не только по заявленной теме, но при этом не брала на себя роль «всезнайки», отказавшись рассуждать на темы за пределами своей компетенции.
Особо отмечу, что в обоих случаях спикеры нимало не пытались рекламировать свой банк. Подпортила приятное впечатление только страница «Как начать использовать интернет-банк УБРиР» в тетрадке с первого семинара (конечно, это можно отнести к практичным советам, но всё же).
В заключение скажу, что мероприятий по финграмотности я видел немало, и банковские, как правило, оказываются лучше ведомственных и вузовских. Но проект УБРиР позитивно выделяется даже на фоне других банков. По десятибалльной шкале (в традициях рецензий) готов поставить 9 из 10.
Финансовый квест для детей
Анастасия Шипицина: Рассказывать детям о мире финансов - дело трудное, а не наскучить им при этом трудно вдвойне. УБРиР это, кажется, удалось, хотя и не обошлось без недостатков. Квест был поделён на четыре «станции», соответствующих различной степени финансовой свободы. Ребят разделили на четыре команды, и только одна начинала квест с первой станции. Было бы логичнее, если бы все дети проходили задания по порядку. А так получилось, что некоторые сначала примерили роль инвестора и только потом работника.
Задание с поиском фальшивой купюры номиналом двести рублей было для ребят самым интересным. Дети с любопытством разглядывали банкноты через лупы и совещались. Теперь они наверняка смогут отличить настоящие двухсотки от поддельных. Полезным для ребят, на мой взгляд, было и формирование инвестиционного дерева, в ходе которого рассказывалось, куда можно вкладывать деньги.
Однако некоторые задания не столько давали знания, сколько проводили их срез, проверку. Например, игра «Данетки», где нужно было определить правдивые и ложные утверждения о различных финансовых терминах. Было трудно понять, угадывают ответ дети или демонстрируют знания. Также непознавательными мне показались финансовые ребусы. Дети разгадывали слова, но не получали новую информацию. Задание с объяснением друг другу финансовых слов также не дало финансовой грамотности. Кроме того выяснилось, что дети не могут объяснить и угадать слово «процент».
Странной показалась игра, в ходе которой детям рассказывали, как они могут заработать: готовить печенье на продажу, сдавать макулатуру, выгуливать собак и т.д. УБРиР отметил, что это можно делать только с разрешения родителей и с 14 лет. Однако на квесте были ребята 9-12 лет, зачем им эта информация сейчас - непонятно, да и вряд ли современные дети будут печь печенье на продажу или сдавать макулатуру.
Два часа квеста не были для детей скучными, но половина заданий не дала новых знаний, а лишь проверила их и показала, что ребята чувствуют себя неуверенно на территории финансовых понятий. Ставлю квесту 8 баллов из 10.