Просили не занимать - «Финансы и Банки»
По информации нескольких источников, Евросоюз может запретить покупку новых российских гособлигаций иностранным инвесторам. Кроме того, в пятницу, 5 сентября, может быть озвучен новый санкционный пакет ЕС против России. Портал Банки.ру выяснял, найдут ли отечественные гособлигации новых покупателей и сможет ли наша страна какое-то время обходиться без внешних заимствований.
В понедельник, 1 сентября, стало известно о том, что Евросоюз может на законодательном уровне запретить европейским инвесторам покупать новые выпуски российских госбумаг. Об этом сообщило агентство Reuters, ссылаясь на собственные источники, среди которых назывались европейские чиновники и дипломаты.
Между тем, по данным Центробанка, вложения нерезидентов в госдолг РФ по итогам первого полугодия 2014 года достигли 25,6%. Таким образом, вложения нерезидентов в российские облигации федерального займа (ОФЗ) вернулись к уровню, на котором они находились до начала украинского кризиса. На 1 сентября объем рынка ОФЗ составлял 3,7 трлн рублей.
Также известно, что Европейская комиссия должна завершить разработку новых санкций против России уже 3 сентября. Такое заявление сделала министр иностранных дел Италии Федерика Могерини, назначенная недавно верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Как передает собкор Банки.ру в Брюсселе, Могерини отметила, что «стратегическое партнерство между РФ и ЕС» закончено и это «выбор Москвы». «Разница между обязательствами и действиями была поистине огромной. Кремль действует против своего народа», — сказала она.
Новые, более жесткие санкции могут быть приняты представителями стран ЕС уже в пятницу, 5 сентября. Санкционный пакет будет касаться, в частности, таких секторов, как финансы, оборонная промышленность и энергетика.
Портал Банки.ру решил опросить экспертов, стоит ли опасаться возможного запрета на покупку российских госбумаг и насколько критичны для России сейчас внешние заимствования.
«Подобный запрет сужает возможности для получения иностранными инвесторами прибыли и задерживает выход европейских стран из рецессии»
Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система»:
— Если Евросоюз действительно запретит европейским инвесторам приобретать новые выпуски российских гособлигаций, Россия не потеряет свой страновой рейтинг и наша экономика не потеряет свою устойчивость, поскольку эта мера не того масштаба. Что Россия потенциально потеряет, так это порядка 25% инвесторов. То есть основными потерями для нашей страны станут меньшая база инвесторов, меньшие возможности по размещению госдолга, сокращение длительности размещаемых выпусков (поскольку я полагаю, что европейские инвесторы выбирали долгосрочные вложения в российские гособлигации) и рост ставок по ОФЗ.
Следствием станет необходимость проведения правительством более сдерживающей фискальной политики в краткосрочной перспективе. Однако тут сыграет роль не столько сам запрет, сколько уже введенные санкции. Я не думаю, что сейчас есть значимое количество европейских инвесторов, которые активно покупают российские ОФЗ. Они могут «сидеть» в имеющихся выпусках. Но я не думаю, что они покупают новые бумаги. И причина этого — предыдущие «раунды» санкций. Существенным интересам европейских инвесторов сейчас этот формальный запрет не навредит и нынешнее положение России не ухудшит.
Если запрет не потребует от инвесторов продавать уже имеющиеся у них на руках облигации российских эмитентов, то они не станут их продавать. Многие европейские инвесторы ведь не стали сбывать имеющиеся у них акции российских госбанков, несмотря на то, что новые выпуски этих эмитентов покупать не могут. У российских госбанков есть публично обращающиеся ценные бумаги, которые остались в индексах, никто их распродавать не стал. То же самое, скорее всего, будет с ОФЗ — текущее состояние не изменится. Никаких причин для того, чтобы к ОФЗ отнеслись как-то иначе, чем к акциям госбанков, не вижу.
Очевидно, что при введении запрета на покупку новых выпусков российских госбумаг европейские инвесторы потеряют дополнительный актив для инвестирования. Все-таки европейская экономика находится на грани рецессии, подобный запрет сужает возможности для получения прибыли и задерживает выход европейских стран из рецессии. Понятно, что покупать облигации российского правительства было с точки зрения профиля рисков хорошим выбором для многих инвесторов из развитых стран. В итоге шаги, к которым прибегает и которыми грозит сейчас Евросоюз, могут привести к убыткам на балансах европейских инвесторов. Потому что они вместо российских довольно надежных долгов купят другие, менее надежные долги стран ЕС, которые сами нагружены «тяжелыми» европейскими заемщиками, либо разместят средства в депозиты на денежном рынке, что в нынешних условиях и вовсе убыточно.
Конечно, российское правительство сможет найти инвесторов из других стран, которые захотят приобрести наши государственные ценные бумаги, но есть ли сейчас в этом необходимость? Дефицит бюджета у нас в 2015—2016 годах будет, как и потребность в заимствованиях. Но нужно определиться, какую политику хочет проводить государство, потому что и без всех инициатив Евросоюза и санкций Минфин всеми силами старался проводить сдерживающую бюджетную политику, предлагая постоянно повышать доходы бюджета, воздерживаясь от увеличения расходов. Если сдерживающая экономическая политика в данном случае нас устраивает, то вообще можно не напрягаться. И сторонних инвесторов искать необязательно.
«Возможность обойтись без новых размещений у России есть»
Ольга Беленькая, руководитель аналитического департамента компании «Совлинк»:
— Влияние подобного запрета, конечно, будет ощущаться. В частности, Россия лишится важного источника фондирования, но по сути западные рынки для российских эмитентов закрыты уже не первый месяц, и постепенно наши компании и банки пытаются адаптироваться к новым, более сложным условиям.
С учетом соотношения внешнего долга к ВВП, объема международных резервов и бюджета, который пока является профицитным, в принципе у России с точки зрения обслуживания суверенного долга ситуация остается достаточно благоприятной. Текущее значение странового рейтинга России и так хуже того, который мог бы быть, исходя из сопоставления с другими странами с аналогичными значениями макропоказателей. Поэтому я бы не ожидала, что при введении запрета Евросоюза на рефинансирование суверенного долга страновой рейтинг России будет снижен. Однако если будет введен запрет европейским инвесторам предоставлять кредиты российским компаниям или покупать их долговые инструменты, корпоративным заемщикам будет тяжелее рефинансировать внешний долг, привлекать финансирование для инвестиций, если такие планы у них еще остаются. Потеря доступа к западным рынкам капитала может быть замещена за счет банковских кредитов, но не полностью.
Для европейских инвесторов запрет на приобретение новых российских облигаций — это упущенная выгода. Если смотреть на текущее состояние рынка, доходность еврооблигаций российских эмитентов находится на весьма привлекательных уровнях по сравнению с зарубежными эмитентами с аналогичным кредитным качеством. Поэтому в принципе, даже с учетом рисков, российские бумаги многим могли бы быть интересны.
Я думаю, что если запрет Евросоюза будет реализован на законодательном уровне, в ближайший год российское государство не будет размещать внешний долг среди тех инвесторов, на которых санкции не распространяются, поскольку искусственное сокращение спроса может испортить кривую доходности гособлигаций. Тем более что российский госдолг является преимущественно долгосрочным и возможность обойтись без новых размещений у России есть.
«Если запрет ЕС вступит в силу, российским компаниям будет довольно сложно получить финансирование для проектов»
Антон Фомин, аналитик компании «ИнстаФорекс»:
— В принципе от подобных санкций Россия по сути ничего не потеряет: с начала 2013 года в целом государственных еврооблигаций правительство выпустило на сумму менее 6 миллиардов евро. Но другой вопрос в том, что это будет снижать привлекательность российских компаний в качестве клиентов для европейских и американских банков. Поэтому получить финансирование для тех или иных проектов (в особенности крупных) будет довольно сложно.
Сейчас основными европейскими инвесторами в российские госбумаги являются Норвегия, Люксембург, Нидерланды и Великобритания, на них приходится порядка 80% инвестиций. Но тем не менее это никак не скажется на кредитоспособности России, поскольку общий внешний долг в иностранной валюте составляет менее 50 миллиардов долларов, это порядка 2% ВВП. Да и при необходимости особого труда не составит найти финансирование на других рынках капитала, в частности в Азии и на Ближнем Востоке.
«Российская промышленность и государственный сектор могут жить без внешних заимствований, но не так красиво, как сейчас»
Михаил Крылов, начальник аналитического управления United Traders:
— Европейские инвесторы не понесут ущерб от санкций, поскольку под запрет может подпасть покупка лишь новых выпусков ОФЗ. Российская промышленность и государственный сектор тоже могут жить без внешних заимствований, но не так красиво, как сейчас. Конечно, у них нет такой потребности в рефинансировании долга, как у США или Японии. Тем не менее на 1 июля 2014 года объем рынка ОФЗ достиг исторического максимума — 3,698 триллиона рублей.
Вполне возможно, что запрет на покупку российских гособлигаций европейскими инвесторами повысит доходность российских бондов. В госсекторе начнут экономить, что может повысить уровень безработицы, ограничить располагаемые доходы и возможности российских властей по осуществлению мегапроектов.
Анна ДУБРОВСКАЯ,