На карантинном максимуме. На аналитическом ресурсе Сбербанка SberIndex.ru появился свежий анализ потребительской активности россиян с 25 по 31 мая 2020 года - «Финансы и Банки»
Лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных «СберДанные» продолжает разработку серии индикаторов, с минимальной задержкой отслеживающих экономические процессы.
С 25 по 31 мая расходы потребителей на товары и услуги увеличились на 3% по сравнению с предшествующей неделей. Падение относительно сопоставимого периода 2019 г. сократилось до 12,6% г/г. Это лучший результат с начала апреля. Еженедельный прирост остается стабильным, хотя и достаточно сдержанным. Последовательные улучшения сохраняются и по другим оперативным источникам. Данные оператора онлайн-касс «Эвотор», входящего в Группу Сбербанк, указывают на рост количества активных кассовых терминалов с 61,8% до 64,3%. Индекс потребительской активности на новом аналитическом портале Сбербанка SberIndex.ru, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, за тот же период вырос с 60,6 до 63,6 пункта.
Изменение за весь май составило –16,8% г/г, что существенно лучше показателя апреля (–26,2% г/г). Восстановление товарооборота уже заметно в масштабе всего месяца: падение относительно 2019 г. составляет менее 2%. Потери потребления услуг при этом остаются значительными: –47,6% г/г после –57,7% в апреле.
В разрезе категорий наилучшую динамику в мае показали непродовольственные товарные сегменты. Безусловные лидеры — «Универсальные магазины» (за счет интернет-торговли) и «Компьютеры и ПО». Несмотря на общее слабое начало месяца, объем продаж в категории «Товары для строительства и ремонта» практически восстановился к уровню прошлого года. В категориях услуг небольшие улучшения там, где возможно использование онлайн-коммуникаций и посредничества (спорт, автодилеры, в меньшей степени — кафе и рестораны, а также традиционные продавцы одежды и обуви). Следующим значимым событием, способным поддержать восстановление, станет постепенное снятие ограничений в крупных городах.
На прошедшей неделе также появились официальные данные по потребительским расходам за апрель. Общее изменение совпало с теми прогнозами, которые были сделаны нами еще по итогам двух первых карантинных недель. Однако в структуре оценок есть два существенных различия.
Во-первых, Росстат фиксирует падение объема продаж продовольствия в апреле (–5,8% г/г). На наш взгляд, эта оценка имеет высокий шанс быть пересмотренной, так как никаких подтверждений подобной динамики ни в собственных данных Сбербанка, ни в других источниках найти не представляется возможным.
Во-вторых, падение сектора услуг, согласно официальным данным, было более скромным (–37,9% г/г против нашей оценки в –57,7% г/г). Существенным фактором расхождения здесь стали различия в методологии — в первую очередь большее число типов услуг, используемое в наших расчетах (рестораны, кафе, различные развлекательные заведения и т.п.)