Авто на ножках - «Финансы и Банки» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Авто на ножках - «Финансы и Банки»

11 сен 2013, 00:01
Новости Банков
258
0
Авто на ножках - «Финансы и Банки»
Авто на ножках - «Финансы и Банки»

Каждый десятый автомобиль, купленный в кредит, продан без согласия банка, то есть незаконно. Об этом свидетельствуют данные коллекторских агентств «Секвойя Кредит Консолидейшн» и «Столичное АВД». За последние пять с половиной лет недобросовестно реализовано около полумиллиона «кредитных» машин. Спасти положение можно путем создания при участии ГИБДД и банков единого госреестра заложенных авто.

По оценкам крупных коллекторских агентств «Секвойя Кредит Консолидейшн» и «Столичное АВД», в течение последних пяти с половиной лет в России неправомерно продавался каждый десятый автомобиль, заложенный в банке по кредиту. Данные предоставлены на основе анализа проблемных портфелей кредитных организаций. Наблюдения осуществлялись на протяжении нескольких лет.

По информации «Секвойи», в последние два года в кредит покупается в среднем 40% автомобилей. Ранее процент был ниже — 30—35% в год. С учетом общего числа проданных в России автомобилей получается, что недобросовестные заемщики за последние пять с половиной лет реализовали без разрешения банков около полумиллиона залоговых авто.

Большинство покупателей залоговых автомобилей не знают о том, что стали жертвами мошенников. Но свою добросовестность в случае, если правонарушение раскроется, покупателю придется доказывать в суде, иначе автомобиль будет отчужден в пользу банка.

В ГИБДД до сих пор не консолидируется информация о машинах, купленных в кредит. «Гаишники» редко выявляют случаи, когда продаваемая машина заложена в банке. «В ГИБДД не умеют определять, находится ли продаваемый автомобиль в залоге у банка, — комментирует исполнительный директор страхового агентства «Мастер» Юрий Раздуев. — Эта информация при постановке авто на учет не фиксируется. В ГИБДД нет необходимого механизма фиксации и отслеживания таких сделок. По моей информации, пока ничего не делается для того, чтобы изменить положение дел».

«Мошенническая схема продажи залогового автомобиля основана на манипуляциях с паспортом транспортного средства (ПТС), — рассказывает заместитель гендиректора по продажам и маркетингу компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Терехова. — Банк в качестве условного залога обычно требует оригинал паспорта. Недобросовестные заемщики обращаются в ГИБДД с просьбой выдать дубликат ПТС в связи с утерей оригинала и по этому дубликату продают залоговое транспортное средство».

Юрий Раздуев предупреждает, что те, кто покупают б/у автомобили с дубликатами ПТС, должны понимать, что идут на риск. «Насторожить должно хотя бы то, что такие авто обычно продаются по цене ниже рыночной, — отмечает Раздуев. — Те, кто хотят купить подержанную машину с гарантией чистоты сделки, могут это сделать в официальных автосалонах. Но и цена авто в таком случае будет выше, чем, например, при покупке через портал Авто.ру».

Правда, старший вице-президент крупного коллекторского агентства «Национальная служба взыскания» (НСВ) Сергей Шпетер считает, что случаи такого мошенничества не носят массовый характер, поскольку ПТС, как правило, находится в банке. Со Шпетером согласен Раздуев, по данным которого такие случаи не распространены, хотя, безусловно, есть, и бороться с мошенничеством пока непросто.

«Для продажи кредитного автомобиля требуется либо получить ПТС в банке обманным путем (такое бывает), либо, сославшись на мнимую потерю ПТС, получить его копию в ГИБДД», — обрисовывает ситуацию Шпетер. По его мнению, ГИБДД не обязана определять, находится ли продаваемый автомобиль в залоге у банка.

«ГИБДД проверяет авто по базе на предмет угона либо иных противоправных действий, — объясняет Шпетер. — Поэтому банки идут на сотрудничество с ГИБДД, сообщают об автомобилях, находящихся в залоге. ГИБДД в свою очередь начинает отслеживать ситуацию при снятии авто с учета, но только по тем автомобилям, по которым они имеют информацию от банков». То есть те банки, которые контролируют свои риски и вовремя сообщают в ГИБДД данные о кредитных автомобилях, уточняет Шпетер, гораздо реже сталкиваются с мошенничеством.

По наблюдениям Шпетера, банки в последнее время ужесточили контроль залоговых ПТС, в том числе и за счет тесного взаимодействия с ГИБДД, поэтому возможность лазейки для мошенников уменьшается. К тому же страховые компании в большинстве случаев требуют подлинник ПТС. Если предоставляется его дубликат, то страховщики долго проверяют документы или вообще могут отказать в страховке без объяснения причин. «Получить дубликат ПТС несложно. Но, например, страховые компании неохотно страхуют авто с дубликатом — только по индивидуальному согласованию, — констатирует Юрий Раздуев. — Страховые компании боятся авто с дубликатом. Для них это дополнительный риск».

Схема, которой опасаются страховщики, по описанию Раздуева, незамысловатая. Мошенник делает дубликат ПТС к своему авто. Затем оформляет по этому дубликату КАСКО. После чего заявляет об угоне машины в страховую компанию. Если же ПТС находится на руках у заемщика, а не в банке (такое тоже бывает), то мошенник затем продает свой автомобиль по «нормальному» ПТС, «зарабатывая» тем самым дважды.

Попытки защитить покупателей подержанных авто есть. Так, Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) создало портал «База залоговых автомобилей и другого движимого имущества» (доступ к этой базе предоставляет аффилированное с НБКИ «Агентство кредитной информации»). Через эту базу можно узнать, обременен автомобиль кредитом или нет. По информации представителей НБКИ, база была открыта для пользователей с мая 2012 года. На тот момент в ней насчитывалось около 400 тыс. автомобилей, находившихся в залоге, а в настоящее время — 1,3 млн автомобилей. Информацию в базу передают около 90 банков. «Безусловно, любые данные подобного рода однозначно помогают избежать сомнительных сделок», — заключает старший вице-президент НСВ.

Но, по словам Елены Тереховой, к сожалению, и сейчас нередки продажи заложенного имущества или его залог одновременно нескольким кредиторам. «Поэтому норма по регистрации таких сделок просто необходима, — говорит она. — Безусловно, необходимо всерьез задуматься о полноценной единой базе данных залоговых автомобилей, которая будет способствовать снижению рисков как для кредиторов, так и для частных лиц при покупке подержанного автомобиля».

Юлия ПОЛЯКОВА,


Каждый десятый автомобиль, купленный в кредит, продан без согласия банка, то есть незаконно. Об этом свидетельствуют данные коллекторских агентств «Секвойя Кредит Консолидейшн» и «Столичное АВД». За последние пять с половиной лет недобросовестно реализовано около полумиллиона «кредитных» машин. Спасти положение можно путем создания при участии ГИБДД и банков единого госреестра заложенных авто. По оценкам крупных коллекторских агентств «Секвойя Кредит Консолидейшн» и «Столичное АВД», в течение последних пяти с половиной лет в России неправомерно продавался каждый десятый автомобиль, заложенный в банке по кредиту. Данные предоставлены на основе анализа проблемных портфелей кредитных организаций. Наблюдения осуществлялись на протяжении нескольких лет. По информации «Секвойи», в последние два года в кредит покупается в среднем 40% автомобилей. Ранее процент был ниже — 30—35% в год. С учетом общего числа проданных в России автомобилей получается, что недобросовестные заемщики за последние пять с половиной лет реализовали без разрешения банков около полумиллиона залоговых авто. Большинство покупателей залоговых автомобилей не знают о том, что стали жертвами мошенников. Но свою добросовестность в случае, если правонарушение раскроется, покупателю придется доказывать в суде, иначе автомобиль будет отчужден в пользу банка. В ГИБДД до сих пор не консолидируется информация о машинах, купленных в кредит. «Гаишники» редко выявляют случаи, когда продаваемая машина заложена в банке. «В ГИБДД не умеют определять, находится ли продаваемый автомобиль в залоге у банка, — комментирует исполнительный директор страхового агентства «Мастер» Юрий Раздуев. — Эта информация при постановке авто на учет не фиксируется. В ГИБДД нет необходимого механизма фиксации и отслеживания таких сделок. По моей информации, пока ничего не делается для того, чтобы изменить положение дел». «Мошенническая схема продажи залогового автомобиля основана на манипуляциях с паспортом транспортного средства (ПТС), — рассказывает заместитель гендиректора по продажам и маркетингу компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Терехова. — Банк в качестве условного залога обычно требует оригинал паспорта. Недобросовестные заемщики обращаются в ГИБДД с просьбой выдать дубликат ПТС в связи с утерей оригинала и по этому дубликату продают залоговое транспортное средство». Юрий Раздуев предупреждает, что те, кто покупают б/у автомобили с дубликатами ПТС, должны понимать, что идут на риск. «Насторожить должно хотя бы то, что такие авто обычно продаются по цене ниже рыночной, — отмечает Раздуев. — Те, кто хотят купить подержанную машину с гарантией чистоты сделки, могут это сделать в официальных автосалонах. Но и цена авто в таком случае будет выше, чем, например, при покупке через портал Авто.ру». Правда, старший вице-президент крупного коллекторского агентства «Национальная служба взыскания» (НСВ) Сергей Шпетер считает, что случаи такого мошенничества не носят массовый характер, поскольку ПТС, как правило, находится в банке. Со Шпетером согласен Раздуев, по данным которого такие случаи не распространены, хотя, безусловно, есть, и бороться с мошенничеством пока непросто. «Для продажи кредитного автомобиля требуется либо получить ПТС в банке обманным путем (такое бывает), либо, сославшись на мнимую потерю ПТС, получить его копию в ГИБДД», — обрисовывает ситуацию Шпетер. По его мнению, ГИБДД не обязана определять, находится ли продаваемый автомобиль в залоге у банка. «ГИБДД проверяет авто по базе на предмет угона либо иных противоправных действий, — объясняет Шпетер. — Поэтому банки идут на сотрудничество с ГИБДД, сообщают об автомобилях, находящихся в залоге. ГИБДД в свою очередь начинает отслеживать ситуацию при снятии авто с учета, но только по тем автомобилям, по которым они имеют информацию от банков». То есть те банки, которые контролируют свои риски и вовремя сообщают в ГИБДД данные о кредитных автомобилях, уточняет Шпетер, гораздо реже сталкиваются с мошенничеством. По наблюдениям Шпетера, банки в последнее время ужесточили контроль залоговых ПТС, в том числе и за счет тесного взаимодействия с ГИБДД, поэтому возможность лазейки для мошенников уменьшается. К тому же страховые компании в большинстве случаев требуют подлинник ПТС. Если предоставляется его дубликат, то страховщики долго проверяют документы или вообще могут отказать в страховке без объяснения причин. «Получить дубликат ПТС несложно. Но, например, страховые компании неохотно страхуют авто с дубликатом — только по индивидуальному согласованию, — констатирует Юрий Раздуев. — Страховые компании боятся авто с дубликатом. Для них это дополнительный риск». Схема, которой опасаются страховщики, по описанию Раздуева, незамысловатая. Мошенник делает дубликат ПТС к своему авто. Затем оформляет по этому дубликату КАСКО. После чего заявляет об угоне машины в страховую компанию. Если же ПТС находится на руках у заемщика, а не в банке (такое тоже бывает), то мошенник затем продает свой автомобиль по «нормальному» ПТС, «зарабатывая» тем самым дважды. Попытки защитить покупателей подержанных авто есть. Так, Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) создало портал «База залоговых автомобилей и другого движимого имущества» (доступ к этой базе предоставляет аффилированное с НБКИ «Агентство кредитной информации»). Через эту базу можно узнать, обременен автомобиль кредитом или нет. По информации представителей НБКИ, база была открыта для пользователей с мая 2012 года. На тот момент в ней насчитывалось около 400 тыс. автомобилей, находившихся в залоге, а в настоящее время — 1,3 млн автомобилей. Информацию в базу передают около 90 банков. «Безусловно, любые данные подобного рода однозначно помогают избежать сомнительных сделок», — заключает старший вице-президент НСВ. Но, по словам Елены Тереховой, к сожалению, и сейчас нередки продажи заложенного имущества или его залог одновременно нескольким кредиторам. «Поэтому норма по регистрации таких сделок просто необходима, — говорит она. — Безусловно, необходимо всерьез задуматься о полноценной единой базе данных залоговых автомобилей, которая будет способствовать снижению рисков как для кредиторов, так и для частных лиц при покупке подержанного автомобиля». Юлия ПОЛЯКОВА,

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru