«Бесправных» водителей посадят в тюрьму - «Финансы»
СКР и Госдума ужесточают санкции после скандального ДТП
Все едут по плану
«Финансы и Банки» разъясняет, что ждет автомобилистов в ближайшие два-три года
Следственный комитет России (СКР) предложил сажать в тюрьму граждан, управляющих автомобилем без прав, приравняв это к уголовному преступлению. Таким образом ведомство отреагировало на скандальную аварию в центре Москвы, в ходе которой не имеющий удостоверения 18-летний водитель Ferrari выехал на «встречку» и серьезно повредил еще две машины. В Госдуме инициативу СКР уже поддержали.
На сайте СКР опубликована позиция ведомства по поводу применяемых санкций за вождение без водительских прав. «Улучшится ли статистика по ДТП, если по-прежнему единственным наказанием за управление автомобилем без водительского удостоверения будет оставаться штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.? — сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин.— Можно с собой просто вместо прав возить эту сумму, поймают за руку — отдашь и поехал дальше, до следующего раза. Представляете, сколько мальчиков и девочек фактически безнаказанно выезжают на наши дороги и ежеминутно подвергают нас всех смертельной опасности?» По данным СКР, ежегодно фиксируется около 400 тыс. нарушений ПДД гражданами, не имеющими прав. «Не пора ли управление автомобилем без удостоверения приравнять к ношению оружия без соответствующего разрешения, за что, как известно, согласно ст. 222 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность и лишение свободы на срок до четырех лет»,— пишет господин Маркин.
Заявление СКР последовало после скандального ДТП в центре Москвы, произошедшего в ночь с 15 на 16 октября на Крымском валу. Автомобиль Ferrari, двигаясь на большой скорости (около 200 км/ч), врезался в бордюр, затем отскочил на встречную полосу, протаранив Ford и Volvo. Ferrari перевернулся и загорелся. Водитель успел выскочить из горящего спорткара, после чего его забрали в НИИ им. Склифосовского. Впоследствии выяснилось, что за рулем находился студент МГИМО Иосиф Томас Левиев. По данным СМИ, господин Левиев пытался даже скрыть свой возраст, чтобы уйти от ответственности, но следственные органы уже подтвердили, что на момент аварии ему уже было 18 лет.
ГИБДД возбудила по факту ДТП административное производство по трем статьям КоАП: ст. 12.24 (нарушение ПДД, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшему), ст. 12.7.1 (управление автомобилем водителем, не имеющим права), ст. 12.7.3 (передача управление автомобилем лицу, не имеющему права водить). По данным СМИ, сгоревший Ferrari принадлежал одному из столичных автосалонов, торгующих спорткарами.
В СМИ также фигурировала информация о том, что молодой человек является сыном израильского миллиардера Льва Леваева, но эта информация не подтвердилась. «У Леваева нет сына с именем Томас. Кроме того, его дети не живут в России»,— заявил «Интерфаксу» Валерий Морозов, глава группы «Руиз» (в ней консолидирован алмазно-бриллиантовый бизнес Л. Леваева в РФ).
В связи с этим Томаса Левиева в прессе начали называть «бриллиантовый мальчик», эту же терминологию в официальном сообщении использует и Владимир Маркин. По его словам, кто-то пытался «тщательно замаскировывать документальные следы пребывания в лечебном учреждении» господина Левиева. «С этим учреждением тоже предстоит поработать следователям»,— говорят в СКР. Сам молодой человек не является гражданином России, а имеет израильское гражданство.
Параллельно СКР занимается расследованием другого инцидента, косвенного связанного с ДТП на Крымском мосту. Когда журналисты попытались взять интервью у виновника аварии в больнице, их туда не пустил родственник и охранник Томаса Левиева 44-летний Александр Мирилашвили, напав на корреспондентов и уничтожив все их записи. Позже господин Мирилашвили за рулем Mercedes совершил наезд на полицейского, пытавшегося его задержать. Впоследствии он был задержан и арестован решением Хамовнического суда. Глава СК Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело по ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника полиции) и ст. 144 УК РФ (воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов)
«Мирилашвили имеет российское и израильское гражданство, занимается хлебобулочным бизнесом в Израиле и бывает в России крайне редко,— сообщили в СКР.— По всей видимости, он посчитал, что это является оправданием его поступкам. Или он почему-то себе внушил, что в Российской Федерации можно безнаказанно посягать на жизнь сотрудников правоохранительных органов. А именно так, и никак иначе, трактует закон его действия. Это стало очевидно для всех, кто хотя бы посмотрел видеозапись с места событий, кроме его самого и его адвокатов. Но это их право. Наше же право и обязанность — собрать и закрепить все доказательства его причастности к совершению преступления, для того чтобы уже суд принимал окончательное решение о степени его виновности и наказании за это. Расследование будет проведено оперативно и объективно и никто и ничто нам не помешает. В то же время мы не можем нести ответственность за все остальные стадии уголовного процесса — утверждение обвинительного заключения и рассмотрение дела судом».
«Закон, к сожалению, не позволяет нам заниматься воспитанием недорослей и их родителей,— отметил Владимир Маркин.— Но вот подобным поведением они очевидно бросают вызов нашему обществу: младший без водительских прав подвергает опасности жизни десятков граждан, а старший сопровождает вместе с охраной и поощряет таким образом его “шалости”. И естественно, невольно возникает риторический вопрос: а дерзнули бы они так шалить в том государстве, гражданами которого они являются (имеется ввиду Израиль.— «Финансы и Банки»)? Сомневаюсь. Их бы там “припарковали” еще при разгоне».
В Госдуме уже поддержали призывы СКР к ужесточению наказания за вождение без прав. «Совершенно с этим согласен,— заявил «Финансы и Банки» первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Автомобиль — это источник повышенной опасности, поэтому сравнение с огнестрельным оружием вполне корректно. Какие могут последствия, если за руль садится человек, не умеющий водить? Нужно перекрыть таким людям доступ к машинам. Причем жесткую ответственность должны нести как водитель, так и собственник автомобиля, доверивший ему машину. Законодательство нужно корректировать, будем над этим думать». Отметим, что сегодня ГИБДД имеет возможность оперативно проверить наличие прав у водителя по базе данных. В связи с этим 19 июня вступила в силу редакция КоАП, согласно которой забывший права дома водитель будет оштрафован на 500 руб., но машину его не эвакуируют на штрафстоянку.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает предложение СКР слишком жестким. «Конечно, нет оправданий для вождения без прав. Но представляете сколько молодых людей станут уголовниками?— говорит он.— Ведь многие садятся за руль, например, мопедов, не имея удостоверений. Мне кажется, сначала надо доработать существующую систему наказаний, а потом уже говорить об уголовной ответственности». Господин Шкуматов напомнил, что есть, к примеру, статья 12.7.2 (управление автомобилем гражданином, лишенным прав), предусматривающая административный арест до 15 суток. «Арест — одно из самых неэффективных наказаний, как показала практика,— отметил Петр Шкуматов.— Человек просто две недели бездельничает в камере и потом выходит. Нужно возвращать институт исправительных работ, эта санкция могла бы быть действенной».