Тонировщикам и пьяным подготовили новый кодекс - «Финансы»
Госдума готовится принять сразу несколько законопроектов, способных изменить жизнь водителей. Планируется упростить процедуру проверки водителей на состояния опьянения, увеличить штрафы за тонировку до 5 тыс. руб., а за проезд через железную дорогу — до 10 тыс. руб. Все эти поправки будут приняты, вероятно, уже этим летом.
Комитет Госдумы по госстроительству в понедельник рекомендовал к принятию сразу несколько законопроектов, касающихся водителей. Первый касается процедуры освидетельствования водителей на состояние опьянения. Сегодня инспектор во время этой процедуры должен заполнить шесть документов. Депутат Вячеслав Лысаков («Единая Россия») предложил отказаться от двух — протокола об отстранении водителя от управления автомобилем и протокола о задержании транспортного средства. По мнению депутата, это позволит сэкономить время как водителю, так и инспектору, ГИБДД эту идею поддержала. В этих же поправках заложено еще одно нововведение, направленное на выявление водителей-наркоманов. У гражданина может не быть признаков алкогольного опьянения (запаха изо рта, покраснение лица), при этом поведение может быть неадекватным. Сегодня инспектор все равно обязан проверить такого гражданина сначала алкотестером (хотя, по сути, это и не нужно), депутаты предлагают исключить первичное тестирование в случаях, когда признаков алкогольного опьянения нет. В этом случае гаишник сможет сразу направлять водителя к врачу.
Многие эксперты и депутаты эту идею не поддержали, ссылаясь на то, инспекторы будут давить на водителей, пользуясь правом самостоятельно определять адекватность водителя и направляя его на медицинское освидетельствование (для этого нужно ехать к врачу и тратить время). Таким образом, появится еще один способ вымогать взятку. В ГИБДД считают, что этого не будет, поскольку Минздравом будут установлены четкие критерии неадекватного поведения. «Честный инспектор или нет, он и сейчас имеет право направить водителя к врачу при неадекватном, по его мнению, поведении,— пояснил «Финансы и Банки» Вячеслав Лысаков.— Так что здесь принципиально ничего не меняется. Водитель же в связи с новыми правилами в любом случае выиграет время, потому что дуть в трубку инспектора при отсутствии признаков алкогольного опьянения ему не придется».
Второй законопроект, одобренный комитетом, касается тонировки стекол. Напомним, что лобовое и боковые передние стекла должны пропускать не менее 70% света, штраф за нарушение этого правила составляет 500 руб. В 2014 году инспекторы ГИБДД за тонировку перестали снимать номера, небольшой штраф перестал сдерживать нарушителей. В Госдуме предложили увеличить санкцию до 1,5 тыс. руб., за повторное нарушение в течение года — до 5 тыс. руб. Изначально, заявил господин Лысаков, предполагалось ввести также лишение прав за незаконную тонировку, однако от этой идеи отказались.
Еще один законопроект, рекомендованный комитетом к принятию, касается правил пересечения железнодорожных переездов. Действующая санкция составляет 1 тыс. руб., суд может также лишить водителя прав на срок до полугода. Заксобрание Пензенской области внесло в Госдуму поправки к КоАП о штрафе в размере 10 тыс. руб., комитет их поддержал. Повышение штрафов активно поддерживают и в РЖД: в 2010–2015 годах на железной дороге произошло 1520 ДТП, в результате погибли 348 человек, суммарный ущерб, нанесенный инфраструктуре от столкновений машин с поездами составил около 1 млрд руб. за последние пять лет. В сентябре 2015 года Минтранс хотел увеличить штраф до 30 тыс. руб., но от этой идеи отказался.
Не исключено, что оба этих законопроекта впоследствии будут объединены в один, пояснил «Финансы и Банки» господин Лысаков, и дополнены также нормой, усиливающей санкцию за вождение без прав. Сегодня штраф составляет от 5 тыс. до 15 тыс. руб., разговоры об ужесточении наказании начались после инцидента со студентом, который устроил ДТП за рулем Ferrari на Крымском мосту в октябре 2015 года, о чем сообщал «Финансы и Банки». Студент МГИМО Иосиф Томас Левиев, как выяснилось позже, не имел водительских прав. «Таких водителей штраф обычно не останавливает, они его игнорируют или выплачивают и ездят дальше в той же манере,— говорит господин Лысаков.— Надо использовать меры воздействия, связанные с тратой времени. Можно будет подумать, например, про обязательные работы или административный арест».
В понедельник на комитете также планировалось рассмотреть законопроект, в котором заложено, что тарифы на эвакуацию неправильно припаркованных машин должны рассчитываться по единой специальной методике (сейчас каждый регион устанавливает их сам на свое усмотрение, где-то цена привязана к мощности, где-то к массе). Изначально планировалось, что методику эту разработает Федеральная служба по тарифам, однако та в ходе административной реформы в 2015 году слилась с ФАС. В комитете говорят, что статус методики на данный момент неясен, а принимать законопроект без нее нельзя. В связи с этим депутаты решили вызвать представителя ФАС на следующее заседание комитета.
На пьяных водителей заведут историю болезни
Минздрав обяжет водителей, управлявших машиной в пьяном виде, проходить обследование и реабилитацию в государственных больницах. Это будет заложено в законе, который готовит министерство. Пьяниц также обяжут наблюдаться у врачей, сдавая раз в квартал анализ на кровь: только при хорошей "истории" водителю вернут права.