Откуда Казахстану взять источники роста? - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Откуда Казахстану взять источники роста? - «Финансы»

04 ноя 2015, 02:30
Финансы
141
0
Откуда Казахстану взять источники роста? - «Финансы»

Казахстану необходимо модернизировать свою экономическую и политическую системы, а также больше внимания уделять созданию максимально благоприятных условий для предпринимателей. К такому выводу пришли экономисты во время очередного заседания дискуссионного клуба «Атамекен», посвященного текущим проблемам в экономике и возможных драйверов роста.
Тема заседания звучала так: «Новые экономические реалии: что делать дальше?». К участию в дискуссии были приглашены независимые экономисты, финансисты, политологи и предприниматели. Организатором заседания выступила Национальная палата предпринимателей.
Проблема №1 – неэффективность инвестиций
По мнению директора «Oil Gaz Project» Жараса Ахметова в рамках действующей экономической политики у Казахстана нет никаких принципиальных механизмов для восстановления экономического роста.
«Какими бы не были у нас источники инвестиций, наши инвестиции принципиально на теоретическом и практическом уровне не эффективны», - сказал он.
Он привел пример: если посмотреть на отношение незавершенного строительства объектов обрабатывающей промышленности к стоимости введенных в эксплуатацию объектов, то это соотношение в прошлом году составило где-то 2,6.
«То есть на 1 тенге введенных в эксплуатацию основных средств у нас 2,6 незавершенного строительства. Это означает гигантское омертвление капитала. Поэтому тут вопрос идет не об источниках инвестиций, а об эффективности инвестиций», - добавил он.
Жарас Ахметов полагает, что наши инвестиции неэффективны, потому что в Казахстане неэффективное соотношение труда и капитала. Соответственно надо менять соотношение труда и капитала, а это невозможно без изменения экономической политики.
Проблема №2 – неуправляемая инфляция
По словам Жараса Ахметова второй общепринятый механизм восстановления экономического роста – это поощрение или развитие внутреннего спроса. Однако в рамках действующей кредитно-денежной политики любое стимулирование спроса в Казахстане приведет к неуправляемой инфляции, известной своими последствиями.
«Чтобы у нас не было инфляционного всплеска, чтобы инфляция была управляема нам надо менять экономическую политику, а именно: мы должны отойти от идеи, главенствующей до сих пор – это идея о том, что ручное управление экономикой может быть эффективно. Ручное управление экономикой как сложной системой невозможно. Есть вполне фундаментальные законы, подтверждающие этот тезис, например, закон Эшби, который говорит об управляемости системой», - сказал он.
Проблема №3 – сокращение бюджетных расходов
Как сказал председатель правления «BRB Invest» Галим Хусаинов в любой экономической теории есть те политики, которыми оперирует государство для регулирования экономикой. Это фискальная, монетарная, бюджетная, протекционистская политики и т.д.
По его словам если проанализировать каждую из них, то видно, что они движутся в разных направлениях.
«Например, известно, что при кризисе нужно стимулировать спрос. Спрос стимулируется различными методами, один из них – это бюджетные расходы. Бюджетные расходы в период кризиса надо увеличивать. У нас они почему-то сокращаются. Понятно, что источников нет, но это не означает, что нужно сокращать бюджетные расходы. То есть оптимизировать бюджет в кризис – это значит сокращать спрос», - сказал он.
Проблема №4 – ужесточение налогообложения
Как отметил Галим Хусаинов еще одна проблема – это текущая фискальная политика. Сегодня сложилась такая ситуация, когда одному экономическому блоку дают задание увеличить доходы бюджета, другому говорят – стимулируйте экономику. Эти две политики между собой вообще не коррелируют.
«Что происходит? Мы видим, что у нас налоговая политика направлена на ужесточение как собираемости (текущей), так и будущей налоговой нагрузки бизнеса. Мы видим, что уже со следующего года у нас идет повышение налоговых ставок по фонду оплаты труда, планируется введение налога с продаж, пытаются ввести розничный налог и т.д», - заметил он.
Экономист добавил, что те механизмы, которые сегодня происходят в налоговой системе, направлены именно на ужесточение налогообложения именно малого и среднего бизнеса. Причем крупный бизнес никаким образом не трогается. Хотя перекосы существуют везде, в том числе и в корпоративном бизнесе – налоговая нагрузка, которая там существует, особенно в недропользовании, вызывает очень большие споры.
«Спорных моментов в фискальной политике достаточно много. Но почему-то у нас не обращают на это внимание, не совершенствуют текущую налоговую систему, а пытаются внедрить новую», - говорит эксперт.
По его мнению, внедрение новой налоговой системы в условиях кризиса – это очень больно и неактуально.
«Люди только адаптировались к существующей налоговой системе (в 2009 году был принят Налоговый кодекс) и через 6 лет менять полностью налоговую систему, когда бизнес только адаптировался, я считаю несправедливым и неправильным в отношении бизнеса», - считает экономист.
Что нужно предпринимателям?
Во время дискуссии собственник интернет-холдинга «Chocofamily» Рамиль Мухоряпов последовательно перечислил все проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются предприниматели, и обозначил условия, которые бизнес ждет от государства.
По его словам первое, что необходимо предпринимателю – это стабильность. Например, стабильность национальной валюты.
«Когда курс скачет, то любые операции для предпринимателей – это проблема. Понятно, что нельзя курс жестко привязать, но хотя бы, чтобы не было каких-либо жестких колебаний. Была какая-то предсказуемость и честность со стороны Нацбанка», - сказал он.
Второе условие – это справедливое и прозрачное налогообложение.
«В первую очередь, чтобы были понятные правила игры. Сейчас что получается – если ты платишь налоги, то ты привлекаешь внимание налоговых органов, и они начинают на тебя «наезжать», доначисляя налоги. То есть если ты платишь налоги, значит, у тебя все идет хорошо, на тебя можно наезжать. А тот, кто не платит, значит, это малое предприятие и его не надо трогать», - рассказывает предприниматель.
«Когда мы говорим, что это несправедливо, они говорят – хорошо, мы тебе заблокируем счет, а ты потом иди, разбирайся и судись с нами. Понятно, что в этом случае проще доплатить какие-то налоги, а не рисковать тем, что у тебя счета заблокируют», - продолжает Рамиль Мухоряпов.
Поэтому он предлагает ввести определенную прозрачность для налоговых органов путем интернетизации налоговых органов, чтобы все платежи и движение средств можно было отследить он-лайн.
Во-вторых, предприниматель предлагает ввести норму, когда с налоговыми органами можно было бы договориться. «Ты приходишь и говоришь – у меня сейчас проблемы, дайте мне отсрочку – год, два или три. Бизнес получил бы какую-то льготную отсрочку и никуда не убежал».
Третьей проблемой предприниматель назвал привязку к курсу доллара. Рамиль Мухоряпов считает, что здесь возможно государству стоит жестче выступить и вообще запретить привязывать контракты к курсу доллара, поскольку это влияет на стабильность бизнеса.
Советник председателя правления НПП Эльдар Жумагазиев считает, что в период кризиса необходимо ослаблять налоговое администрирование.
«Понятно, что в эпоху кризиса государству трудно выполнять какие-то социальные программы, в том числе уверен, будут сокращения по другим гос.программам, но априори в экономике в период кризиса надо ослаблять налоговое администрирование. Это однозначно», - говорит представитель НПП.
По его словам в период моратория на налоговые проверки 2008-2009 и 2014 годов увеличилось количество активных и зарегистрированных субъектов, увеличилась занятость и объемы производства. А в последующие годы как результат после моратория наблюдается рост налоговых отчислений именно с этих субъектов.
«Поэтому государству, я думаю, надо адекватно отреагировать на это вплоть до введения моратория на налоговые проверки, упрощение налогового администрирования, снижения налоговых ставок и т.д.», - сказал он.
Приглашенные политологи пессимистичнее оценивают перспективы развития экономики Казахстана, считая, что существующая политическая элита не заинтересована в переменах и модернизации.
«Существующая экономическая система как набор всех политик, о которых говорилось выше, была сформирована в конце 90-х и пышным цветом расцвела в тучные годы. Сейчас она по ряду объективных причин заканчивается, но поскольку это не только экономическая, но и политическая система – она, конечно, не будет себя ни переосмысливать, ни переделывать. Она будет держаться до конца – это надо хорошо понимать», - сказал независимый экономист Петр Своик.
Однако он добавил, что поводы для оптимизма все-таки есть, хотя бы потому, что существуют структуры, например, такие как Палата предпринимателей, посредством которой можно озвучивать какие-то проблемы и предложения и доносить их до власти.

Казахстану необходимо модернизировать свою экономическую и политическую системы, а также больше внимания уделять созданию максимально благоприятных условий для предпринимателей. К такому выводу пришли экономисты во время очередного заседания дискуссионного клуба «Атамекен», посвященного текущим проблемам в экономике и возможных драйверов роста. Тема заседания звучала так: «Новые экономические реалии: что делать дальше?». К участию в дискуссии были приглашены независимые экономисты, финансисты, политологи и предприниматели. Организатором заседания выступила Национальная палата предпринимателей. Проблема №1 – неэффективность инвестиций По мнению директора «Oil Gaz Project» Жараса Ахметова в рамках действующей экономической политики у Казахстана нет никаких принципиальных механизмов для восстановления экономического роста. «Какими бы не были у нас источники инвестиций, наши инвестиции принципиально на теоретическом и практическом уровне не эффективны», - сказал он. Он привел пример: если посмотреть на отношение незавершенного строительства объектов обрабатывающей промышленности к стоимости введенных в эксплуатацию объектов, то это соотношение в прошлом году составило где-то 2,6. «То есть на 1 тенге введенных в эксплуатацию основных средств у нас 2,6 незавершенного строительства. Это означает гигантское омертвление капитала. Поэтому тут вопрос идет не об источниках инвестиций, а об эффективности инвестиций», - добавил он. Жарас Ахметов полагает, что наши инвестиции неэффективны, потому что в Казахстане неэффективное соотношение труда и капитала. Соответственно надо менять соотношение труда и капитала, а это невозможно без изменения экономической политики. Проблема №2 – неуправляемая инфляция По словам Жараса Ахметова второй общепринятый механизм восстановления экономического роста – это поощрение или развитие внутреннего спроса. Однако в рамках действующей кредитно-денежной политики любое стимулирование спроса в Казахстане приведет к неуправляемой инфляции, известной своими последствиями. «Чтобы у нас не было инфляционного всплеска, чтобы инфляция была управляема нам надо менять экономическую политику, а именно: мы должны отойти от идеи, главенствующей до сих пор – это идея о том, что ручное управление экономикой может быть эффективно. Ручное управление экономикой как сложной системой невозможно. Есть вполне фундаментальные законы, подтверждающие этот тезис, например, закон Эшби, который говорит об управляемости системой», - сказал он. Проблема №3 – сокращение бюджетных расходов Как сказал председатель правления «BRB Invest» Галим Хусаинов в любой экономической теории есть те политики, которыми оперирует государство для регулирования экономикой. Это фискальная, монетарная, бюджетная, протекционистская политики и т.д. По его словам если проанализировать каждую из них, то видно, что они движутся в разных направлениях. «Например, известно, что при кризисе нужно стимулировать спрос. Спрос стимулируется различными методами, один из них – это бюджетные расходы. Бюджетные расходы в период кризиса надо увеличивать. У нас они почему-то сокращаются. Понятно, что источников нет, но это не означает, что нужно сокращать бюджетные расходы. То есть оптимизировать бюджет в кризис – это значит сокращать спрос», - сказал он. Проблема №4 – ужесточение налогообложения Как отметил Галим Хусаинов еще одна проблема – это текущая фискальная политика. Сегодня сложилась такая ситуация, когда одному экономическому блоку дают задание увеличить доходы бюджета, другому говорят – стимулируйте экономику. Эти две политики между собой вообще не коррелируют. «Что происходит? Мы видим, что у нас налоговая политика направлена на ужесточение как собираемости (текущей), так и будущей налоговой нагрузки бизнеса. Мы видим, что уже со следующего года у нас идет повышение налоговых ставок по фонду оплаты труда, планируется введение налога с продаж, пытаются ввести розничный налог и т.д», - заметил он. Экономист добавил, что те механизмы, которые сегодня происходят в налоговой системе, направлены именно на ужесточение налогообложения именно малого и среднего бизнеса. Причем крупный бизнес никаким образом не трогается. Хотя перекосы существуют везде, в том числе и в корпоративном бизнесе – налоговая нагрузка, которая там существует, особенно в недропользовании, вызывает очень большие споры. «Спорных моментов в фискальной политике достаточно много. Но почему-то у нас не обращают на это внимание, не совершенствуют текущую налоговую систему, а пытаются внедрить новую», - говорит эксперт. По его мнению, внедрение новой налоговой системы в условиях кризиса – это очень больно и неактуально. «Люди только адаптировались к существующей налоговой системе (в 2009 году был принят Налоговый кодекс) и через 6 лет менять полностью налоговую систему, когда бизнес только адаптировался, я считаю несправедливым и неправильным в отношении бизнеса», - считает экономист. Что нужно предпринимателям? Во время дискуссии собственник интернет-холдинга «Chocofamily» Рамиль Мухоряпов последовательно перечислил все проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются предприниматели, и обозначил условия, которые бизнес ждет от государства. По его словам первое, что необходимо предпринимателю – это стабильность. Например, стабильность национальной валюты. «Когда курс скачет, то любые операции для предпринимателей – это проблема. Понятно, что нельзя курс жестко привязать, но хотя бы, чтобы не было каких-либо жестких колебаний. Была какая-то предсказуемость и честность со стороны Нацбанка», - сказал он. Второе условие – это справедливое и прозрачное налогообложение. «В первую очередь, чтобы были понятные правила игры. Сейчас что получается – если ты платишь налоги, то ты привлекаешь внимание налоговых органов, и они начинают на тебя «наезжать», доначисляя налоги. То есть если ты платишь налоги, значит, у тебя все идет хорошо, на тебя можно наезжать. А тот, кто не платит, значит, это малое предприятие и его не надо трогать», - рассказывает предприниматель. «Когда мы говорим, что это несправедливо, они говорят – хорошо, мы тебе заблокируем счет, а ты потом иди, разбирайся и судись с нами. Понятно, что в этом случае проще доплатить какие-то налоги, а не рисковать тем, что у тебя счета заблокируют», - продолжает Рамиль Мухоряпов. Поэтому он предлагает ввести определенную прозрачность для налоговых органов путем интернетизации налоговых органов, чтобы все платежи и движение средств можно было отследить он-лайн. Во-вторых, предприниматель предлагает ввести норму, когда с налоговыми органами можно было бы договориться. «Ты приходишь и говоришь – у меня сейчас проблемы, дайте мне отсрочку – год, два или три. Бизнес получил бы какую-то льготную отсрочку и никуда не убежал». Третьей проблемой предприниматель назвал привязку к курсу доллара. Рамиль Мухоряпов считает, что здесь возможно государству стоит жестче выступить и вообще запретить привязывать контракты к курсу доллара, поскольку это влияет на стабильность бизнеса. Советник председателя правления НПП Эльдар Жумагазиев считает, что в период кризиса необходимо ослаблять налоговое администрирование. «Понятно, что в эпоху кризиса государству трудно выполнять какие-то социальные программы, в том числе уверен, будут сокращения по другим гос.программам, но априори в экономике в период кризиса надо ослаблять налоговое администрирование. Это однозначно», - говорит представитель НПП. По его словам в период моратория на налоговые проверки 2008-2009 и 2014 годов увеличилось количество активных и зарегистрированных субъектов, увеличилась занятость и объемы производства. А в последующие годы как результат после моратория наблюдается рост налоговых отчислений именно с этих субъектов. «Поэтому государству, я думаю, надо адекватно отреагировать на это вплоть до введения моратория на налоговые проверки, упрощение налогового администрирования, снижения налоговых ставок и т.д.», - сказал он. Приглашенные политологи пессимистичнее оценивают перспективы развития экономики Казахстана, считая, что существующая политическая элита не заинтересована в переменах и модернизации. «Существующая экономическая система как набор всех политик, о которых говорилось выше, была сформирована в конце 90-х и пышным цветом расцвела в тучные годы. Сейчас она по ряду объективных причин заканчивается, но поскольку это не только экономическая, но и политическая система – она, конечно, не будет себя ни переосмысливать, ни переделывать. Она будет держаться до конца – это надо хорошо понимать», - сказал независимый экономист Петр Своик. Однако он добавил, что поводы для оптимизма все-таки есть, хотя бы потому, что существуют структуры, например, такие как Палата предпринимателей, посредством которой можно озвучивать какие-то проблемы и предложения и доносить их до власти.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru