Contact выводит клиентов - «Финансы»
Система попросила партнеров перевести расчеты из РСБ24 в другие банки
Ухудшение информационного фона вокруг банка РСБ24 (бывшего Русславбанка) дало одной из крупнейших систем денежных переводов Contact основания потребовать от своих банков-партнеров отказаться от его услуг. Система ввела мораторий на работу с ним и хранение остатков на счетах. Этот банк — не только один из четырех расчетных центров системы, но и ее основатель. По мнению экспертов, такая паника в партнерских отношениях недопустима.
В распоряжении «Финансы и Банки» оказалось письмо администрации платежной системы Contact ее участникам и партнерам. В нем система уведомляет их о введении с 6 ноября моратория на использование функционала РСБ24 как расчетного центра. Всего сейчас у Contact по данным реестра ЦБ 4 расчетных центра — помимо РСБ24 это банки ВТБ, «ХМБ Открытие» и НКО «Рапида». Эту меру компания объясняет тем, что тем, что «ЦБ исключил РСБ24 из списка банков-контрагентов по операциям репо, c высоким кредитным риском и крайне негативными прогнозами». В связи с этим система потребовала от банков срочно перейти на расчеты в «основные» расчетные центры — НКО «Рапида» или «ХМБ Открытие» и вывести остатки средств с корсчетов в РСБ24. Об экстренности этой меры свидетельствует то, что на время перехода банков в другие расчетные центры система даже ввела временную схему взаиморасчетов через транзитные счета.
Система переводов Contact — одна из крупнейших в России. До мая 2014 года основателем и собственником системы выступал Русславбанк, позднее переименованный в РСБ24. После обысков в Русславбанке весной 2014 года банк столкнулся с оттоком ликвидности, после чего система была выкуплена холдингом «Открытие» (именно так в числе ее расчетных центров появились входившие в холдинг «НКО Рапида» и банк «ХМБ Открытие»), а затем перепродана Qiwi.
В самой Contact направление такого письма подтвердили. «Неисполнение сделок репо (6 ноября, за что Московская биржа вынесла банку официальное предупреждение.— «Финансы и Банки») — это очень неприятный факт, свидетельствующий о проблемах. Contact уже сталкивалась с подобными моментами и с тех пор очень внимательно следит за рисками, не желая повторения прошлых событий»,— отмечают в системе. Как ранее писал «Финансы и Банки», после краха системы Migom и проблем Contact банки стран СНГ потребовали от российских систем размещения депозитов или предоставления банковских гарантий, так что в случае дефолта самой системы или расчетного банка система лишается этих средств.
В Contact рассчитывают, что текущее положение РСБ24 никак не затронет работоспособность системы. «РСБ24 имеет статус резервного центра. Все участники уже переведены на расчеты в другие центры, и в настоящее время нет банков, ведущих расчеты через РСБ24»,— отметили в Contact. Эта работа проводилась планомерно с середины 2014 года в целях диверсификации портфеля партнеров по всем существующим центрам, и завершилась 1 ноября 2015 года, уверяют в системе.
И все же, по сведениям «Финансы и Банки», особенно активная работа Contact по выводу банков-партнеров из РБС24 началась после понижения рейтинга банка с B3 до Caa1 агентством Moody’s 1 октября. Снижение рейтинга было связано с низким качеством кредитного портфеля (на конец 2014 года доля проблемных ссуд выросла до 40,4% его портфеля с 12,3% в 2013 году, а уровень резервирования сократился до 60% со 123% годом ранее). При этом запланированная докапитализация банка его бенефициаром Абдулжелилом Абдулкеримовым на 1 млрд руб. до конца 2016 года может оказаться недостаточной для полного покрытия потерь по кредитам в ближайшие год-полтора, отмечали в агентстве. На этот момент, по данным источников «Финансы и Банки», в РСБ24 обслуживались примерно 30% банков—партнеров системы. «Сразу после этого рейтингового действия система направила банкам-партнерам письмо с таблицей рисков по каждому расчетному центру, из которой банки сделали вывод о необходимости срочного перевода средств в другие расчетные центры»,— говорит источник «Финансы и Банки», знакомый с ситуацией. Оперативно связаться с пресс-службой Русславбанка в понедельник поздно вечером не удалось.
Даже если партнеров выводили из расчетного банка заранее, подобные письма неуместны, считают участники рынка. «Платежная система согласно рекомендациям ЦБ должна проводить постоянный анализ рисков, присутствующих в ней,— говорит председатель совета директоров “Золотой короны” Николай Смирнов.— В этом плане странно, что появляется “паническое” письмо, так как если состояние банка ухудшалось, система должна была отследить это заблаговременно и устранить риски в плановом режиме». Подобные письма могут пошатнуть финансовую устойчивость любого банка, какой бы она ни была, заключает он.