Египет не признал пластит под креслом - «Финансы»
В отличие от ФСБ, египетская комиссия не нашла следов теракта на месте крушения А321
В понедельник власти Египта обнародовали предварительный отчет о расследовании катастрофы А321 компании «Когалымавиа» на Синае, жертвами которой стали 224 человека. Причина трагедии для местных расследователей так и осталась неизвестной. Во всяком случае, данных о «криминальном вмешательстве» в работу экипажа А321 или технических систем самого самолета комиссия не получила. Между тем, по данным «Финансы и Банки», эксперты ФСБ России установили даже тип взрывчатки, с помощью которой был совершен теракт на борту аэробуса,— это был пластит, заложенный под кресло.
Глава комиссии Министерства гражданской авиации Египта Айман аль-Мукаддам в понедельник сообщил, что эксперты обследовали огромную территорию: обломки самолета оказались разбросаны в 16-километровой зоне. Тем не менее все детали удалось собрать, рассортировать и классифицировать — в ближайшее время ВВС отправит их в Каир, где из обломков, для их дальнейшего исследования, будет выложен полноразмерный макет воздушного судна. Там же будут проведены несколько экспертиз, назначенных комиссией. В ходе одной из них, например, предстоит ответить на вопрос о возможных «усталостных» деформациях в несущих конструкциях самолета, которые могли возникнуть в ходе его эксплуатации с 1997 года и из-за аварийной посадки в аэропорту того же Каира в 2001 году — тогда воздушное судно получило повреждение хвостовой части.
По данным господина аль-Мукаддама, в состав комиссии было включено специальное подразделение «Система», сотрудники которого в настоящее время собирают информацию с более чем 40 принадлежавших пассажирам смартфонов и планшетов. В памяти гаджетов, как полагают специалисты, могла сохраниться важная для расследования информация — например, телефонные звонки, фотографии или видеосъемки, сделанные пассажирами перед полетом или уже в воздухе.
В то же время, по словам господина аль-Мукаддама, «никаких данных, подтверждающих внешнее, в том числе криминальное, вмешательство в работу экипажа А321 или технические системы самого самолета, комиссия до сих пор не получила». В противном случае, как отметил господин аль-Мукаддам, они были бы направлены в Генпрокуратуру Египта для возбуждения уголовного дела.
Учитывая, что расшифровка записей речевого и параметрического самописцев разбившегося лайнера, как уже сообщал «Финансы и Банки», не предоставила участникам технического расследования какой-либо существенной информации, господин аль-Мукаддам каких-либо предварительных версий аварии не выдвинул.
В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отказавшись комментировать предварительный отчет комиссии, напомнил, что эксперты российских спецслужб пришли к выводу о том, что катастрофа произошла из-за теракта.
Напомним, что в середине ноября директор ФСБ Александр Бортников доложил президенту Владимиру Путину о том, что на личных вещах пассажиров, багаже и обломках самолета, потерпевшего крушение в Египте 31 октября, эксперты обнаружили «следы взрывчатого вещества иностранного производства». По оценке специалистов ФСБ, на борту A321 сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, что привело к разрушению самолета в воздухе. «Можно однозначно сказать, что это террористический акт»,— отметил тогда господин Бортников. Его информация послужила основанием для прекращения авиасообщения между Россией и Египтом.
По данным источника «Финансы и Банки», вывезти какие-либо вызвавшие у них подозрения детали и фрагменты лайнера российские специалисты с места катастрофы не смогли, поскольку это противоречило международным правилам расследования авиапроисшествий. Однако в Россию был доставлен багаж и личные вещи пассажиров лайнера, а также смывы и соскобы с некоторых частей самолета, на которых участвовавшие в ликвидации последствий крушения сотрудники МЧС заподозрили следы взрывчатки.
По словам источника «Финансы и Банки», исследуя привезенные образцы, эксперты установили, что А321 был взорван бомбой небольшой мощности, изготовленной на основе иностранной взрывчатки, аналогичной пластиту. Заложена она была, полагают эксперты, под одно из кресел в конце салона по правому борту. Взрывом в корпусе воздушного судна, находившегося в тот момент в процессе набора высоты, пробило отверстие диаметром около метра, что привело к так называемой взрывной разгерметизации, вызвавшей разрушение самолета. При этом источники «Финансы и Банки» затруднились сообщить, почему Следственный комитет России до сих пор не возбудил уголовное дело о теракте (ст. 205 УК), а все исследования проводятся в рамках расследования нарушений правил эксплуатации транспорта и оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 263 и ст. 238 УК). Официально в СКР воздерживаются от комментариев, а неофициально говорят о том, что объективные данные, необходимые для переквалификации уголовного дела, из ФСБ в комитет пока не поступили.