Банковских клиентов узнают издалека - «Финансы»
Регуляторы, наконец, согласовали позиции по дистанционному открытию счетов банковским клиентам. Это будет проще и быстрее для клиентов и дешевле для банков. Впрочем, насколько — учитывая принципиально жесткий подход российских властей к идентификации и активную борьбу со схемами обналичивания и вывода капитала,— покажет лишь практика. Поправки могут быть приняты уже в весеннюю сессию.
О том, что Росфинмониторинг, Минфин, ФНС и Банк России согласовали позиции и поддерживают законопроект, упрощающий порядок открытия счетов в банках, в том числе при регистрации юрлиц и предпринимателей, вчера на конференции "Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований российского законодательства по ПОД/ФТ" сообщил зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин. "Вот-вот пройдет первое чтение этого законопроекта, и надеемся, что до конца весенней сессии он будет принят",— заявил он. Идея открытия дистанционного счета для компаний и предпринимателей обсуждается с 2014 года, соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в конце марта, но до последнего момента эта идея не находила взаимопонимания у регуляторов.
Смысл — в удаленной идентификации клиентов банков и удаленном же открытии ими счетов. Законопроектом с поправками к банковскому и "антиотмывочному" законодательству предлагается закрепить возможность использовать при проведении идентификации клиента сведения, полученные от него в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной квалифицированной подписью. Также поправки предоставляют возможность открывать счета ИП и юрлицам при наличии сведений об их постановке на учет в налоговом органе, полученных из ЕГРИПа, ЕГРЮЛа и государственного реестра аккредитованных филиалов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Кроме того, законопроект предусматривает возможность открытия банковского счета юрлицу без личного присутствия его представителя. Но только в том случае, если руководитель компании уже обсуживается в этом банке как физлицо, не имеющее претензий по антиотмывочному законодательству, предоставлению недостоверных сведений и пр. Аналогичные фильтры предполагается применить и при описанных в поправках первых двух вариантах дистанционного открытия счетов.
"Это революция в банковском деле и деле идентификации юрлиц",— констатировал статс-секретарь, заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный. Банкиры подтверждают: процедура открытия клиентских счетов действительно существенно упростится. "Сейчас для открытия счетов требуется большой комплект документов от юрлиц, его надо проверять. Обычно требуется три дня, чтобы проверить и принять решение по счету,— говорит заместитель руководителя службы финансового мониторинга клиентских операций ВТБ 24 Алексей Тимошкин.— Новый подход существенно упростит работу с малым бизнесом и юрлицами". "Электронное открытие счета в разы экономит время и затраты на открытие счета",— говорит вице-президент Сбербанка Андрей Шаров. Кроме того, дистанционное обслуживание поможет высвободить персонал банка от работы по открытию счетов и переориентировать его на оказание других услуг, добавляет он.
Описанный в поправках подход практикуется в других странах. "По международному опыту можно отметить, что за границей это очень распространено,— говорит советник юридической компании Herbert Smith Freehills Станислав Григорьев.— В США многие банки открывают счета дистанционно резидентам. Это, в частности, снижает затраты на содержание физических офисов банков, причем существенно". Впрочем, нашлись и скептики. Так, партнер банковской и финансовой практики Goltsblat BLP Олег Хохлов призывает не переоценивать важность нововведения. "В банк для проверки будет передаваться тот же пакет информации, только не физически, а по электронной почте или через сайт. По сути, меняется способ коммуникации с банком, но контроль за клиентом сохраняется",— говорит он. К тому же авторизация будет происходить с помощью электронной подписи, но практически ее мало кто имеет в России, указывает господин Хохлов.
- Всего документов:
- 1
- 2