Альфа-банку не даются зарплаты - «Финансы»
Альфа-банк, один из получателей ОФЗ в рамках госпрограммы, не смог воспользоваться льготами по увеличению фонда оплаты труда (ФОТ), несмотря на капитализацию прибыли за 2015 год. Хотя формально такая возможность программой предусмотрена, сроки получения господдержки и капитализации прибыли не определены. По мнению экспертов, данный вопрос требует дополнительной проработки, чтобы банки, эффективно использовавшие госсредства, не стали заложниками бюрократических процедур.
О том, что Альфа-банк не смог освободиться от ограничений по ФОТ даже после самодокапитализации на 50% от полученного объема ОФЗ, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. "Альфа-банк досрочно увеличил капитал за счет аудированной прибыли 2015 года (на 40 млрд руб.— "Ъ"), однако АСВ отказалось снимать с него ограничения по ФОТ, так как прибыль, включенная в капитал, была заработана банком до получения ОФЗ",— рассказал собеседник, близкий к банку. Согласно условиям программы, банк должен увеличить капитал не менее чем на 50% от суммы полученных ОФЗ в течение трех лет и с момента выполнения этого требования освобождается от ограничений по ФОТ и дивидендам (не увеличивать их уровень по сравнению с 1 января 2015 года). Альфа-банк получил ОФЗ на сумму 62,8 млрд руб. 28 декабря 2015 года.
Логика Агентства по страхованию вкладов состояла, видимо, в том, что для снятия ограничений учитывается лишь докапитализация за счет средств, заработанных банком после получения ОФЗ. В АСВ "Ъ" ответили: "Прибыль, полученная банком до начала участия в программе докапитализации, уже учтена при расчете его капитала. В связи с этим повысить капитал за счет этой прибыли нельзя". В Альфа-банке заявили лишь, что строго выполняют все нормативы и требования ЦБ.
По итогам первых пяти месяцев банк не видит сложностей в исполнении требований соглашения с АСВ, оставив без ответа вопросы "Ъ" о дискуссии с АСВ учета прибыли за 2015 года в капитале для снятия ограничений по ФОТ.
Ситуация действительно спорная. Программа начала действовать в 2015 году, и банки отбирались для нее исходя из уровня капитала на 1 января 2015 года. Минимальный порог для участия был установлен на уровне 25 млрд руб., его прошли 27 банков. Сумма выделяемых ОФЗ и уровень ФОТ, который нельзя превышать, также рассчитывались исходя из уровня капитала банка на 1 января 2015 года. Но фактически банки получали ОФЗ в течение всего 2015 года. Во второй половине 2016 года ОФЗ получали 14 федеральных игроков, однако для большинства из них эта проблема неактуальна, по итогам 2015 года они получили убытки. Альфа-банк был одним из последних из крупных банков, кто получил капитальную госпомощь, и один из немногих, кто досрочно докапитализировался (пока это требование успешно выполнили только Совкомбанк и МКБ). Сходные проблемы теоретически могут возникнуть еще у банка "Санкт-Петербург", получившего ОФЗ в октябре 2015 года, и СМП-банка (в декабре 2015 года), заработавших по итогам года чистую прибыль 2,5 млрд руб. и 750 млн руб. соответственно. Однако они вопрос досрочной докапитализации пока не ставили.
По мнению экспертов, сложившаяся ситуация — следствие недоработки законодательства и нормативной базы. В законе указана обязанность банка выполнить докапитализацию за счет средств собственников или прибыли в размере 50% от суммы ОФЗ. "Логика агентства, настаивающего на исполнении условий по программе с момента подписания договора, была бы более очевидна, если бы и капитал банка для расчета величины предоставленных ОФЗ брался на ту же дату",— считает старший директор по финансовым институтам Fitch Ratings Александр Данилов. "Законодательно четко не оговорено, что считается фактом участия: принятие соответствующего решения или фактическое получение ОФЗ,— указывает директор по банковским рейтингам АКРА Кирилл Лукашук.— Если отталкиваться от текущей позиции АСВ, то банк мог бы решить, например, выплатить дивиденды до получения ОФЗ, то есть начала участия в программе, которые после получения ОФЗ были бы внесены акционером обратно в капитал уже в форме допэмиссии. Это соответствовало бы требованиям программы, но повлекло бы дополнительные операционные и налоговые расходы". Но с точки зрения экономики программы учет этих средств выглядел бы логичнее, заключает он.
Для Альфа-банка данный спорный вопрос имеет принципиальное значение. По итогам 2015 года банк заработал чистую прибыль в размере 49 млрд руб., чего с лихвой хватило бы на то, чтобы увеличить капитал как минимум на 50% от суммы ОФЗ. В то же время после получения ОФЗ — с начала 2016 года банк по итогам пяти месяцев зафиксировал чистый убыток в размере 7,2 млрд руб. "В целом довольно странно применять требования по ограничению ФОТ и дивидендов к прибыльным банкам, имеющим высокую категорию надежности, которые привлекали этот капитал для роста, а не затыкания дыр",— считает Александр Данилов.