Новогодние продажи POS-кредитов порадовали банки - «Финансы»
Участники рынка POS-кредитования довольны предварительными итогами «пикового» сезона, пришедшегося на декабрь и первую декаду января. Хорошими продажами могут похвастаться как крупные игроки, так и «новички», а также те, кто из-за кризиса сворачивал работу в этом сегменте и теперь решил вернуться. По оценкам банкиров, в этом году рынок POS-займов может вырасти еще как минимум на 10–15%: он становится более конкурентным, а без кредита россияне с трудом могут купить подорожавшие товары.
Весьма довольны новогодними продажами POS-кредитов в Альфа-банке. Как рассказывает директор по работе с массовым сегментом кредитной организации Дмитрий Жиздюк, по сравнению с аналогичными периодами год назад они выросли на 15–20%. Банк «Русский стандарт», который начал свое активное возвращение в сегмент целевых займов летом прошлого года, в декабре 2016-го и за первую неделю 2017 года выдал POS-кредитов почти на 160% больше, чем годом ранее. В Почта Банке рассказывают о росте выдач в начале наступившего года почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Торговые сети стали увеличивать возможность продаж товаров в рассрочку или в «кредит без переплат»
В Альфа-банке объясняют хорошие результаты продаж таких кредитов несколькими причинами. «Во-первых, в середине 2016 года оживился рынок потребительского кредитования в целом и начался его рост, а к концу года этот рост составлял уже 10–15%,— объясняет Дмитрий Жиздюк.— Во-вторых, торговые сети стали увеличивать возможность продаж товаров в рассрочку или в «кредит без переплат». Если раньше в большинстве сетей доля рассрочки составляла 30–40%, то в нынешний высокий сезон она практически удвоилась, дойдя до 60–70%. Доля кредитного оборота в общем объеме продаж в сетях также увеличилась с 7–15% до 15–30%».
Рост доли рассрочки и кредитного оборота в продажах ритейлеров в Альфа-банке объясняют ростом стоимости товаров и, соответственно, среднего чека. «Если раньше цена на товары росла примерно на 6–8% в год, то за 2016 год она увеличилась на 15–20%,— рассказывает Дмитрий Жиздюк.— Соответственно, без кредита или рассрочки клиентам, у которых зарплаты растут гораздо медленнее, покупать товары становится намного сложнее».
Другие опрошенные порталом «Финансы и Банки» кредитные организации также говорят об активном росте своего бизнеса в этом сегменте. «Рост выдач прежде всего связан с увеличением партнерской базы, в том числе среди федеральных сетей»,— объясняет успехи руководитель службы целевого кредитования Почта Банка Андрей Павлов. В «Русском стандарте» говорят о планах дальше наращивать свою долю на этом рынке уже с начала 2017 года. «Банк динамично восстанавливает свою сеть по выдачам POS-кредитов, сегодня они доступны примерно в 40 тыс. точек»,— говорят в банке.
В Сибирском регионе одна из самых популярных покупок в кредит — шуба из натурального меха
Предпочтения покупателей, по отзывам банков, мало изменились в этом сезоне. В Почта Банке говорят о том, что в POS-бизнесе есть ряд товарных сегментов, популярность которых остается практически неизменной,— компьютеры и оргтехника, мобильные телефоны, бытовая техника, мебель, верхняя одежда, стройматериалы. В банке «Русский стандарт» обращают внимание на разницу в предпочтениях клиентов в регионах и Москве. «В регионах драйверами рынка потребительского кредитования являются так называемые необходимые вещи, к примеру мебель. В Сибирском регионе одна из самых популярных покупок в кредит — шуба из натурального меха,— рассказывают в кредитной организации.—Жители Москвы чаще используют кредитные средства для покупки более дорогих товаров, острой необходимости в которых нет. Например, новой техники для оснащения квартиры — это может быть более современный домашний кинотеатр или робот-пылесос. При этом самой популярной целью потребкредита как в Москве, так и в регионах по-прежнему остается ремонт».
Год назад, как писал «Финансы и Банки», банки также были чрезвычайно довольны сезонными новогодними продажами POS-кредитов. Сейчас они оценивают поведение выданного тогда портфеля как весьма положительное. «Просрочка в Альфа-банке росла меньшими темпами, чем мы предполагали,— рассказывает Дмитрий Жиздюк.— Скорее всего, это объясняется совершенными рисковыми моделями банка и изменением поведения людей, они перестроились к новой реальности». По его словам, когда раньше зарплаты индексировались, а цена на товары росла сопоставимыми с инфляцией темпами, люди не задумывались о том, как будут выплачивать взятые кредиты.
Доля просрочки в некоторых направлениях POS-кредитования может даже снизиться
С 2015 года рост зарплат прекратился, и теперь у граждан больше понимания и ответственности. «В 2016 году просрочка перестала расти, и в целом ситуация значительно лучше, чем была в 2015 году и лучше наших прошлогодних прогнозов»,— указывают в Альфа-банке.
В кредитных организациях уверены, что в 2017 году рынок POS-кредитования продолжит рост. Как полагает управляющий Санкт-Петербургским филиалом Росгосстрах Банка Елена Веревочкина, в 2017 году совокупный кредитный портфель может вырасти на 10–12%. Доля просрочки при этом, скорее всего, останется на том же уровне, но в некоторых направлениях POS-кредитования может даже снизиться в результате замещения портфеля новыми кредитами с более жесткой кредитной политикой.
«В 2017 году рынок POS-кредитования будет становиться более конкурентным: изменения в регулировании, обязательный расчет ПСК будут делать его привлекательнее с точки зрения процентных ставок,— считает Дмитрий Жиздюк.— Мы прогнозируем, что он вырастет еще на 10–15%. Может быть, с учетом стоимости нефти, валютных курсов рост будет более высоким, но ниже не будет точно. Кроме того, у торговых сетей сейчас практически нет других источников, кроме продаж в кредит, и это также повлияет на рост рынка».
Праздники в торговых центрах, или POS-кредиты возвращаются В новогодние каникулы россияне, оставшиеся на праздники дома, активно брали займы на покупку электроники и бытовой техники, отмечают банки — лидеры рынка POS-кредитования.