Предновогодний POS-шопинг: банки разглядели в малом бизнесе хороших партнеров - «Финансы»
Последняя декада декабря и дни новогодних каникул – самый высокий сезон в POS-бизнесе. Среди торговых предприятий, с которыми теперь хотят партнерствовать банки, помимо крупных федеральных сетей, – предприятия малого бизнеса. С помощью таких партнеров кредитные организации выходят в новые товарные сегменты и осваивают новые регионы. А небольшие компании получают возможность как следует заработать в высокий сезон, продавая товары с помощью POS-кредитов.
Предприятия малого и среднего бизнеса стали все активнее включаться в POS-кредитование, становясь партнерами банков. Это подтверждают и опрошенные «Финансы и Банки» банки. Так, в банке «Ренессанс Кредит» отмечают, что в течение 2017 года количество активных партнеров, не относящихся к крупным федеральным торговым сетям, выросло на 19%. В Почта Банке их число увеличилось более чем на 40%, в банке «Восточный» – на 60%.
«Подобное сотрудничество привлекательно для всех сторон: для банка, малого бизнеса, а также клиентов, – говорит директор департамента продаж целевых кредитов «Ренессанс Кредита» Сергей Васильев. – У покупателей появляется возможность приобрести товар в кредит на выгодных условиях, например в рассрочку. Это, в свою очередь, способствует росту товарооборота в точке партнера. Для банка же это расширение присутствия и увеличение клиентской базы».
На этом рынке активно развиваются платформенные решения, которые помогают малым предприятиям работать сразу с несколькими банками
Директор департамента POS-кредитования банка «Восточный» Валентина Федчина указывает, что также на этом рынке активно развиваются платформенные решения, которые помогают малым предприятиям работать сразу с несколькими банками и расширять спектр услуг.
В банках отмечают, что сотрудничество с кредитными организациями может помочь торговым точкам увеличить продажи на 15–25%.
За счет привлечения локальных партнеров банкам удается выходить на новые сегменты товаров. Например, Почта Банк в начале текущего года начал кредитование покупки книг, в рамках которого предоставляется рассрочка на приобретение собраний сочинений издательства «Терра». До этого книги на POS-рынке в России представлены не были. В «Восточном» рассказывают, что привлечение небольших компаний позволило увеличить присутствие банка в таких сегментах, как фитнес, медицинские и стоматологические услуги, а также запустить кредитование в универсальных магазинах в небольших городах. ОТП Банк активно расширял сотрудничество с компаниями, работающими в сегментах здоровья, туризма, строительства, фитнеса, продаж меховых изделий.
В этом году активные игроки POS-рынка осваивали Дальний Восток, Сахалин и Северный Кавказ
Также банки выходят и в новые регионы: в этом году активные игроки POS-рынка осваивали Дальний Восток, Сахалин и Северный Кавказ.
В кредитных организациях отмечают общий рост доли предприятий малого бизнеса в их POS-бизнесе. Так, например, в «Ренессанс Кредите» доля локальных партнеров составляет порядка 20%, в Почта Банке – 30%, в банке «Восточный» – 45%. В «Восточном» указывают, что эта доля постоянно растет: так, в 2016 году она составляла 30%.
В начавшуюся предновогоднюю декаду традиционно владельцы торгового бизнеса рассчитывают на рост продаж. «Новогодние праздники – это период самого высокого сезонного спроса на POS-кредиты, – говорит руководитель службы целевого кредитования Почта Банка Андрей Павлов. – Каждый год продажи Почта Банка растут, этот год не станет исключением». В «Восточном» также рассчитывают на традиционно высокие продажи, особенно в сегменте бытовой техники и электроники.
Отложенный спрос, который население начало активно реализовывать в прошлом декабре, почти удовлетворен
А вот в «Ренессанс Кредите» другие наблюдения. «В этом году в предновогодний период мы не наблюдаем такого ажиотажа, как, например, в 2016-м, – отмечает Сергей Васильев. – Возможно, это связано с тем, что отложенный спрос, который население начало активно реализовывать в прошлом декабре, почти удовлетворен».
Как бы там ни было, реальные итоги новогоднего POS-сезона для банков и их партнеров станут понятны не ранее середины января. Однако рост доли малого бизнеса среди партнеров банков говорит о том, что рынок продолжает развиваться.
Новогодние продажи POS-кредитов порадовали банки Участники рынка POS-кредитования довольны предварительными итогами «пикового» сезона, пришедшегося на декабрь и первую декаду января. Хорошими продажами могут похвастаться как крупные игроки, так и «новички», а также те, кто из-за кризиса сворачивал работу в этом сегменте и теперь решил вернуться. По оценкам банкиров, в этом году рынок POS-займов может вырасти еще как минимум на 10–15%: он становится более конкурентным, а без кредита россияне с трудом могут купить подорожавшие товары.