Пенсия малых форм - «Финансы»
Некрупным НПФ предлагают упростить регулирование
Альянс негосударственных пенсионных фондов обратился в Банк России с инициативой введения особого регулирования для малых и региональных НПФ. Предполагается, что их основными клиентами будут малые предприятия, однако фондам придется пожертвовать свободой в размещении резервов. Впрочем, по оценке участников рынка, даже при реализации инициативы серьезно сократить расходы таких НПФ нереально.
Обращение с инициативой введения особого режима регулирования для малых и региональных фондов с активами менее 2 млрд руб. Альянс негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) направил в ЦБ в конце прошлой недели. Как сказано в документе, 95% от общего объема пенсионных резервов всех НПФ (1 трлн руб. на конец 2016 года) приходится на долю крупнейших фондов и их партнеров, прежде всего госкорпораций — РЖД, "Газпром" и других. "Средние и малые предприятия не заинтересованы в реализации программ с крупными корпоративными НПФ, они нуждаются в разработке специализированных продуктов и предоставлении расширенных возможностей контроля за размещением пенсионных средств",— подчеркивается в письме. "Малые фонды более договороспособны, ориентированы на предоставление оптимальных даже для небольшой компании-партнера условий",— подчеркивает президент НПФ "Империя" Алексей Морозов.
По состоянию на 30 сентября 2016 года, у 32 НПФ (из действующих на тот момент 80 фондов) размер имущества не превышал 2 млрд руб. Суммарные активы этих фондов немногим превышали 20 млрд руб., что составляло менее 1% от общих активов российских НПФ. При этом количество участников фонда было менее 330 тыс. человек, или чуть более 6% от общего количества участников НПФ.
Расходы на выполнение повышающихся регуляторных требований к риск-менеджменту, капиталу (сейчас минимальные требования — 50 млн руб., с 2019 года — 150 млн руб.) и преобразованию в АО небольшим НПФ не потянуть. Для них АНПФ просит особого режима регулирования: сохранения в форме некоммерческих организаций, сниженных требований к размеру капитала, совмещения сотрудниками функций риск-менеджмента, внутреннего контроля и комплаенс и т. д. "Контроль за соблюдением малыми фондами дополнительных ограничений инвестиционной деятельности и раскрытием информации о составе собственников может быть возложен на СРО",— сказано в обращении АНПФ. Таким образом, ограниченная лицензия позволяет реализовать пенсионную программу с минимальными затратами. По словам президента АНПФ Сергея Белякова, в настоящий момент рассматриваются разные варианты ограничения возможностей НПФ в инвестировании — от радикального (только ОФЗ и депозиты в системообразующих банках) до более либерального (полная аналогия пенсионным накоплениям). "Малый фонд может вкладываться в госбумаги и не длиннее одного года, чтобы эти активы были высоколиквидными. Зачем тогда нужно создавать дорогостоящую службу риск-менеджмента с анализом всего спектра инструментов?" — говорит исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев.
Впрочем, особых конкурентных преимуществ небольших фондов в борьбе за корпоративных клиентов участники рынка не видят. Так, гендиректор Национального НПФ Светлана Касина отмечает: сейчас и крупные фонды максимально ориентированы на привлечение новых клиентов. "По программам НПО ничто не мешает подобрать оптимальный для корпоративных клиентов план. Причем у НПФ с большим портфелем издержки на реализацию корпоративных планов объективно будут ниже",— отмечает госпожа Касина. К тому же спрос компаний на услуги НПФ сдерживают не только и не столько недостатки программ НПО, но и объективные трудности в экономике и отсутствие соответствующих бюджетов корпоративных клиентов (подробно о корпоративных программах в НПФ см. "Ъ" от 13 февраля).
Кроме того, на фоне снижения ставок по депозитам фондам волей-неволей придется перекладываться в ценные бумаги, прежде всего в корпоративные облигации. "Этот тренд усиливает и принципиальная позиция регулятора об инвестировании средств НПФ в реальный сектор. Серьезно сэкономить на экспертизе вложений, риск-менеджменте или комплаенс небольшим игрокам при этом вряд ли удастся",— отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. Поэтому даже с переходом в особый режим регулирования на фоне постоянного роста расходов выбор для небольших фондов невелик — растворение в составе крупной группы, консолидация нескольких небольших НПФ или уход с рынка. Какой из этих сценариев будет реализован, по оценке Юрия Ногина, станет понятно в течение ближайших двух лет.
Впрочем, решение же об особом статусе НПФ, от которого во многом зависит их активность в M&A, может быть принято раньше. "Регулятор сформирует свою позицию после изучения поступивших предложений",— сообщили вчера в пресс-службе Банка России.