Средства госкомпаний спускают по ступеням - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Средства госкомпаний спускают по ступеням - «Финансы»

16 мар 2017, 19:02
Финансы
0
0
Средства госкомпаний спускают по ступеням - «Финансы»
Средства госкомпаний спускают по ступеням - «Финансы»

Правительство готово снизить рейтинговые требования к уполномоченным банкам


Как выяснил "Ъ", правительство планирует либерализовать требования к рейтингам банков, в которых могут размещать свои средства госкомпании. Уровень отсечения по рейтингу таких банков от агентства АКРА может быть снижен на три ступени — с А- (RU) до BBB- (RU) в связи с тем, что банков с более высокими рейтингами оказалось недостаточно. Впрочем, пока правительство корректирует уровни рейтингов для своих целей, банки так и не поняли перспективы их практического применения.


О том, что ко второму чтению законопроекта о правилах работы банков со средствами госкомпаний, госкорпораций и федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для ОПК, правительство планирует подготовить проект постановления о требованиях к уровню рейтингов таких банков, "Ъ" рассказали источники, близкие к обсуждению. По их словам, утвержденный на первом этапе обсуждения уровень рейтинга не ниже А- (RU) от агентства АКРА планируется скорректировать до BBB-. "Недостаточно банков смогут соответствовать рейтингу А-,— пояснил вносимые изменения собеседник "Ъ" в правительстве.— Нужно допустить к данной работе большее количество банков".

Рейтинг А- от АКРА означает "умеренно высокий уровень кредитоспособности" с "некоторой чувствительностью к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях в России". В то же время рейтинг BBB- подразумевает "умеренную кредитоспособность" и "более высокую чувствительность" к указанным факторам. Законопроект и сопутствующие ему постановления, по словам собеседников "Ъ", должны быть приняты этой весной.

Основное требование к банкам--получателям госсредств — капитал не менее 25 млрд руб., на 1 февраля 2017 года этому критерию соответствовал 41 банк.

Вторым важным требованием на первом этапе было участие банка в программе докапитализации ОФЗ (таких банков сейчас 33), а требования по рейтингам в законе отсутствовали. Норма с ОФЗ перестала быть репрезентативной после краха сразу двух банков в 2016 году — Татфондбанка и банка "Пересвет". Стало понятно, что получение ОФЗ не может быть критерием отбора банков-получателей. Поэтому было решено ввести требования по рейтингам от российских агентств.

Таким образом, желая исключить потенциально слабых игроков, Минфин чрезмерно ужесточил требования, что сократило число участников в несколько раз. На данный момент рейтинг А- и выше от АКРА имеют только шесть банков, из которых только пять соответствуют требованиям по капиталу. Рейтингу BBB- и выше сейчас соответствуют все банки, получившие рейтинги от АКРА, но только пять подходят по уровню капитала — Альфа-банк, банк "Санкт-Петербург", Совкомбанк, "Национальный клиринговый центр", а также Газпромбанк, которому, впрочем, как квазигосударственному банку рейтинг не требуется. По плану правительства, альтернативой обязательному наличию рейтинга является прямое или косвенное владение банка государством. Также исключение сделано для банков под персональными санкциями — РНКБ, "Россия" и СМП-банк. По словам источников "Ъ" в правительстве, планируется, что банков с необходимым уровнем рейтинга BBB- и выше АКРА по мере получения станет вдвое больше, чем сейчас.

В АКРА сообщили, что не участвуют в определении уровня отсечения рейтингов, используемых в нормативных актах. "Это прерогатива органов государственной власти",— заявила глава АКРА Екатерина Трофимова, добавив, что агентство обладает необходимой методологией и персоналом для присвоения достаточного количества рейтингов в обозначенные сроки, если клиенты не будут искусственно затягивать процесс.

Впрочем, пока очереди за рейтингами АКРА не наблюдается, отмечают участники рынка. Причина — в непонимании их практической значимости при достаточной высокой цене. "Непонятно, у каких банков они в итоге будут и на что повлияют",— указывает глава банка из топ-20. "Рейтингам АКРА должна быть альтернатива, было бы неправильно вводить такой критерий только от одного агентства из-за риска субъективной оценки",— считает топ-менеджер другого банка. По словам собеседников "Ъ" в правительстве, обсуждается включение в перечень требований в качестве альтернативы АКРА рейтинга агентства "Эксперт РА". Ранее Минфин также допускал такую возможность — после утверждения ЦБ рейтинговой модели агентства. Как сообщил "Ъ" гендиректор "Эксперт РА" Сергей Тищенко, методология агентства по присвоению кредитных рейтингов банкам уже успешно прошла проверку на соответствие требованиям ЦБ.

Юлия Полякова


Правительство готово снизить рейтинговые требования к уполномоченным банкам Как выяснил "Ъ", правительство планирует либерализовать требования к рейтингам банков, в которых могут размещать свои средства госкомпании. Уровень отсечения по рейтингу таких банков от агентства АКРА может быть снижен на три ступени — с А- (RU) до BBB- (RU) в связи с тем, что банков с более высокими рейтингами оказалось недостаточно. Впрочем, пока правительство корректирует уровни рейтингов для своих целей, банки так и не поняли перспективы их практического применения. О том, что ко второму чтению законопроекта о правилах работы банков со средствами госкомпаний, госкорпораций и федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для ОПК, правительство планирует подготовить проект постановления о требованиях к уровню рейтингов таких банков, "Ъ" рассказали источники, близкие к обсуждению. По их словам, утвержденный на первом этапе обсуждения уровень рейтинга не ниже А- (RU) от агентства АКРА планируется скорректировать до BBB-. "Недостаточно банков смогут соответствовать рейтингу А-,— пояснил вносимые изменения собеседник "Ъ" в правительстве.— Нужно допустить к данной работе большее количество банков". Рейтинг А- от АКРА означает "умеренно высокий уровень кредитоспособности" с "некоторой чувствительностью к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях в России". В то же время рейтинг BBB- подразумевает "умеренную кредитоспособность" и "более высокую чувствительность" к указанным факторам. Законопроект и сопутствующие ему постановления, по словам собеседников "Ъ", должны быть приняты этой весной. Основное требование к банкам--получателям госсредств — капитал не менее 25 млрд руб., на 1 февраля 2017 года этому критерию соответствовал 41 банк. Вторым важным требованием на первом этапе было участие банка в программе докапитализации ОФЗ (таких банков сейчас 33), а требования по рейтингам в законе отсутствовали. Норма с ОФЗ перестала быть репрезентативной после краха сразу двух банков в 2016 году — Татфондбанка и банка "Пересвет". Стало понятно, что получение ОФЗ не может быть критерием отбора банков-получателей. Поэтому было решено ввести требования по рейтингам от российских агентств. Таким образом, желая исключить потенциально слабых игроков, Минфин чрезмерно ужесточил требования, что сократило число участников в несколько раз. На данный момент рейтинг А- и выше от АКРА имеют только шесть банков, из которых только пять соответствуют требованиям по капиталу. Рейтингу BBB- и выше сейчас соответствуют все банки, получившие рейтинги от АКРА, но только пять подходят по уровню капитала — Альфа-банк, банк "Санкт-Петербург", Совкомбанк, "Национальный клиринговый центр", а также Газпромбанк, которому, впрочем, как квазигосударственному банку рейтинг не требуется. По плану правительства, альтернативой обязательному наличию рейтинга является прямое или косвенное владение банка государством. Также исключение сделано для банков под персональными санкциями — РНКБ, "Россия" и СМП-банк. По словам источников "Ъ" в правительстве, планируется, что банков с необходимым уровнем рейтинга BBB- и выше АКРА по мере получения станет вдвое больше, чем сейчас. В АКРА сообщили, что не участвуют в определении уровня отсечения рейтингов, используемых в нормативных актах. "Это прерогатива органов государственной власти",— заявила глава АКРА Екатерина Трофимова, добавив, что агентство обладает необходимой методологией и персоналом для присвоения достаточного количества рейтингов в обозначенные сроки, если клиенты не будут искусственно затягивать процесс. Впрочем, пока очереди за рейтингами АКРА не наблюдается, отмечают участники рынка. Причина — в непонимании их практической значимости при достаточной высокой цене. "Непонятно, у каких банков они в итоге будут и на что повлияют",— указывает глава банка из топ-20. "Рейтингам АКРА должна быть альтернатива, было бы неправильно вводить такой критерий только от одного агентства из-за риска субъективной оценки",— считает топ-менеджер другого банка. По словам собеседников "Ъ" в правительстве, обсуждается включение в перечень требований в качестве альтернативы АКРА рейтинга агентства "Эксперт РА". Ранее Минфин также допускал такую возможность — после утверждения ЦБ рейтинговой модели агентства. Как сообщил "Ъ" гендиректор "Эксперт РА" Сергей Тищенко, методология агентства по присвоению кредитных рейтингов банкам уже успешно прошла проверку на соответствие требованиям ЦБ. Юлия Полякова

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru