Исчезающий робот-банкомат - «Финансы»
На этой неделе Тинькофф Банк презентовал свой первый банкомат. Олег Тиньков написал на странице в Instagram: «Вот он первый smart банкомат #тинькоффбанк! Он умеет всё. Настоящий робот. Конечно же такого ещё нет ни у одного из банков». Но оказалось, что это самый обычный банкомат, который умеет не все. А потом оказалось, что банкомат пропал.
Хочется разобраться в ситуации: что это был за инновационный банкомат и куда он делся?
На вопрос клиента в Twitter: «А что за модель банкомата? Вроде, у альфы видел такие», официальный аккаунт банка ответил: «Секрет:)».
Банкоматы с ресайклингом — это уже не новинка банковского рынка, а стандарт
Но, судя по фото, это стандартная для российских банков модель — Wincor CINEO C4060. Банкомат умеет выдавать и принимать деньги, что нельзя назвать инновацией. Еще он умеет ресайклить наличные. Т.е. принимает купюры от одних людей и выдает их другим. Такой механизм снижает потребность в частой инкассации. Но это, скорее, про оптимизацию внутренних процессов банка, чем про клиентский опыт. К тому же, банкоматы с ресайклингом — это уже не новинка банковского рынка, а стандарт.
Еще у банкомата Тинькофф Банка есть NFC-ридер. Это значит, что можно не вставлять карту в банкомат. Достаточно просто поднести ее к специальному месту на устройстве, ввести пин-код и снимать наличные. К этому же месту можно поднести смартфон и «зайти» в банкомат с помощью Apple Pay, Samsung Pay или Android Pay. «Железо» первого банкомата от Тинькова позволяет это делать, но для клиентов функция не работает, судя по отзывам пользователей, софт еще не готов. А вот Альфа Банк уже показал первый банкомат, который это позволяет. Сбербанк до конца года планирует запустить эту фичу на целой армии устройств.
В отрытом доступе уже есть банкоматы с идентификацией по лицу, отпечатку пальца и ладони
Также «железо» желтого банкомата предполагает возможность идентификации по биометрии, а точнее — по лицу. С помощью технологии машинного зрения, банкомат будет смотреть на клиента и узнавать его (или не узнавать) и разрешать снимать наличные. Или не разрешать. В любом случае, после распознавания лица придется ввести пин-код, так как выдавать деньги просто по лицу рискованно. Но у Тинькова этого фукционала пока нет, проблема также в софте. Другие российские банки уже тестируют банкоматы с биометрией. Причем, в отрытом доступе уже есть банкоматы с идентификацией по лицу, отпечатку пальца и ладони. Хотя в СМИ и Instagram данные пилоты пока не появлялись, в этом плане остальные банки более сдержаны.
Также на банкомате Тинькова есть сканер для считывания штрих-кодов. Это удобно: просто сканируешь штрих-код на бумажной платежке (например, за ЖКХ), и не надо вбивать все цифры вручную. Но у Альфа Банка, Сбербанка, Промсвязьбанка и других это есть на тысячах банкоматов. Так что здесь не может идти речи о прорывных инновациях. Тем более, все платежки гораздо удобнее оплачивать в приложении на смартфоне. В приложениях российских банков этот функционал есть: с помощью камеры сканируешь штрих-код и оплачиваешь счет одной кнопкой.
На этом история могла бы закончиться, если бы первый банкомат Тинькофф Банка не пропал
В сухом остатке: Олег Тиньков в своей провокационной манере назвал обычный банкомат «роботом». А официальный аккаунт банка в соцсети решил эту тему замять и просто не комментировать, по-другому их ответ «Секрет:)» сложно интерпретировать.
На этом история могла бы закончиться, если бы первый банкомат Тинькофф Банка не пропал. По информации ТЦ «Водный», где был установлен банкомат, устройство увезли с территории в связи с техническими сложностями. Это логичная история, так как, судя по интерфейсу банкомата, он использует не нативное ПО. Команда банка написала собственный софт, который дал сбой.
Несмотря на казус с первым исчезающим банкоматом, интересно наблюдать за развитием Тинькофф Банка. Появление банкомата — это незаурядное событие в эволюции мобильного банка. Какой шаг будет следующим? Первое smart-отделение, которого нет ни у одного из банков?