Защита по переписке - «Финансы»
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) нашли новый способ борьбы за клиентов — путем разъяснения им рисков потерь при досрочном переводе пенсионных накоплений. НПФ отправляют письма, рассылают СМС, обзванивают граждан. Фактически фонды стараются сохранить клиентскую базу — это дешевле, чем привлекать новых клиентов. Однако защита не сработает в случае неправомерных переводов, когда клиент обнаружит себя в следующем году в неизвестном ему фонде, говорят эксперты.
НПФ к концу переходной кампании этого года активизировали мероприятия по защите своей клиентской базы. Застрахованным лицам, формирующим накопления в ряде фондов, стали приходить сообщения, информирующие о возможной потере инвестиционного дохода при досрочной смене страховщика с указанием конкретной суммы.
см. «Финансы и Банки» от 13 июля).
«ВТБ Пенсионный фонд» предупреждает клиентов по электронной почте. «Газфонд ПН» информирует их через «СМС-информирование и интернет-ресурсы НПФ», говорит первый замгендиректора фонда Антон Шпилев. «Мы направляем клиентам сообщения с указанием суммы потенциальной потери и напоминаем о необходимости быть внимательными при подписании различных финансовых документов»,— указывает он. «Эффективность указанных мероприятий достаточна, но только в отношении клиентов, информация о которых поддерживается в актуальном состоянии. К сожалению, у фонда ограничены возможности по актуализации сведений в отношении застрахованных лиц, не поддерживающих контакт с фондом»,— отмечает гендиректор НПФ «Социум» Екатерина Шишкина. Клиентов, которые оставили в фонде только домашний номер телефона, обзванивают специалисты НПФ «УГМК-Перспектива», чтобы сообщить им о рисках, отметила директор по продвижению фонда Екатерина Шенгальс.
Как ЦБ рекомендовал НПФ улучшить информирование граждан
Фонды оказывают информационную поддержку и тем застрахованным лицам, которые ошибочно подали заявления на перевод их накоплений. «Поскольку сегодня законодательством не предусмотрена процедура отзыва поданного в ПФР заявления о переводе пенсионных накоплений, единственной действенной мерой является обращение к новому страховщику с требованием аннулировать договор. Именно это мы и рекомендуем сделать нашим клиентам»,— поясняет Антон Шпилев.
Впрочем, ряд крупных фондов не проводят активного оповещения своих клиентов о негативных последствиях досрочной смены страховщика. Например, крупнейший НПФ Сбербанка информирует своих клиентов о возможной потере инвестдохода лишь в личном кабинете, рассказал операционный директор фонда Виктор Поляков. «НПФ "Сафмар" информирует действующих клиентов о возможных потерях через личные кабинеты, при телефонных звонках. Кроме того, на сайте фонда есть соответствующий раздел, где застрахованные лица могут получить информацию о необходимых действиях для того, чтобы избежать возможных потерь»,— отметил представитель фонда.
Для многих фондов основной проблемой этой и прошлогодней переходных кампаний стал уход клиентов к конкурентам, проводящим более активную политику по привлечению застрахованных лиц. В результате они вынуждены привлекать новых клиентов, чтобы сохранить свои позиции на рынке, рассказывали ранее «Финансы и Банки» несколько топ-менеджеров НПФ. Однако привлечение для фондов, не обладающих широкой банковской сетью, обходится дорого — 2–4 тыс. руб. на одного клиента. Информирование о рисках в связи с досрочной сменой страховщика в несколько раз дешевле, говорит управляющий директор агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Однако, по его словам, эти деньги не будут выкинуты на ветер только в случае осознанного перевода пенсионных накоплений гражданином — здесь аргумент потерь будет очень действенным. «Если же сохраняются риски неправомерного перевода граждан, то траты на информирование будут бесполезными: клиент фонда только в следующем году обнаружит себя в неизвестном ему НПФ, потеряв принадлежащие ему деньги»,— утверждает он.
Перевод на имя государства
Для накоплений будущие пенсионеры сами выбирают ПФР
Читать далее