Палладий выиграл в автогонках - «Финансы»
Впервые с 2002 года палладий стал самым дорогим драгоценным металлом. Его стоимость обновила исторический максимум, достигнув значения $1261,8 за тройскую унцию. За четыре месяца металл вырос в цене на 50%, тогда как золото подорожало всего на 5%, до $1238 за унцию. Повышению цен способствует дефицит металла на рынке в связи с высоким спросом со стороны автомобильной промышленности, в том числе на фоне ужесточения экологических требований.
Стоимость палладия на мировом рынке 5 декабря впервые за 16 лет превысила стоимость золота. По данным Bloomberg, в ходе торгов цена палладия поднималась на 2,3%, до отметки $1261,8 за тройскую унцию — максимального значения за всю историю. Уверенный рост стоимости металла продолжается четыре месяца подряд, и за это время он прибавил в цене 50%. В то же время стоимость золота выросла всего на 5%, до $1237,9 за тройскую унцию.
В последний раз палладий был самым дорогим драгоценным металлом в начале 2000-х. Стремительный взлет цен происходил на фоне снижения поставок металла на мировой рынок со стороны крупнейшего мирового производителя ГМК «Норильский никель». За два года стоимость палладия выросла в четыре раза и в начале 2001 года впервые в истории превысила уровень $1000 за унцию. Золото тогда торговалось ниже уровня $300 за унцию.
Ключевая причина расхождения цен на драгоценные металлы в этом году связана не только с особенностями предложения, но и спроса. Спрос на золото в основном формируют производители ювелирных украшений, монет и слитков, а также центральные банки стран, пополняющих свои золотовалютные запасы. «С учетом запуска новых крупных золотодобывающих проектов, в частности, в России, на рынке наблюдается профицит этого металла»,— отмечает управляющий директор «Сбербанк Управление активами» Евгений Линчик. Основным потребителем палладия остается промышленность. «Это промышленный металл, а не инвестиционный инструмент, поэтому для него фундаментальные факторы, такие как баланс спроса и предложения, в отличие от золота, являются определяющими для динамики цен»,— отмечает главный аналитик Промсвязьбанка Роман Антонов.
Почему в октябре инвесторы распродавали палладий
Вместе с тем, как и 16 лет назад, повышение цен на палладий связано с дефицитом металла на рынке. По словам Романа Антонова, рынок палладия находится в хроническом дефиците с 2012 года, в 2017 году он составил около 26 тонн. По прогнозу Metals Focus, дефицит металла в текущем году может достигнуть 38 тонн, а в 2019 году превысить 43 тонны. Однако этот дефицит вызван не сокращением поставок металла, а ростом спроса на него со стороны автомобильной отрасли, на которую приходится более трех четвертей всего мирового потребления. Согласно стратегии развития ГМК «Норильский никель», к 2025 году планируется нарастить объемы производства металлов платиновой группы на 25%, до 130 тонн. По словам старшего аналитика по металлургическому сектору ИК «Атон» Андрея Лобазова, в автомобильной отрасли наблюдаются структурные изменения — отказ потребителей от автомобилей с дизельными двигателями в пользу бензиновых и гибридных машин. «Палладий используется в автопроме для производства катализаторов, повышающих эффективность работы бензиновых двигателей и снижающих вредные выбросы в атмосферу»,— отмечает Евгений Линчик.
Принимая во внимание тенденцию к ужесточению экологических требований, дальнейший рост спроса на металл со стороны автопроизводителей неизбежен, отмечают аналитики. «Новые стандарты сокращения загрязнения в Китае создают стимулы для роста производства более экологически безопасных автомобилей, что в будущем приведет к увеличению спроса на металлы платиновой группы, в частности палладий»,— отмечает Роман Антонов. «На изменение технологии и замену палладия, например, платиной понадобится несколько лет, поэтому ралли в этом сегменте рынка продолжится»,— считает господин Лобазов.