Роспотребнадзор раскритиковал идею ваучеров вместо денег за отмену рейсов - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Роспотребнадзор раскритиковал идею ваучеров вместо денег за отмену рейсов - «Финансы»

03 июн 2020, 01:00
Финансы
0
0
Роспотребнадзор раскритиковал идею ваучеров вместо денег за отмену рейсов - «Финансы»


В числе прочего в Роспотребнадзоре обратили внимание на отсутствие экономических обоснований срока в три года, в течение которого перевозчики могут не возвращать деньги пассажирам.


Роспотребнадзор отказался согласовать подготовленный Минтрансом проект постановления правительства о легализации ваучеров, выдаваемых в качестве компенсации за отмененные авиарейсы вместо возврата денег, — по мнению ведомства, в этом документе не учитываются гарантии для пассажиров. Об этом, как пишет РБК, говорится в письме заместителя руководителя Роспотребнадзора Михаила Орлова, которое он направил 27 мая в Минфин, Минэкономразвития и Минтранс (у информагентства есть копия письма, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием документа). Представитель Минтранса подтвердил получение обращения.


В начале мая для помощи в первую очередь авиаперевозчикам, пострадавшим из-за отмены полетов и сокращения пассажиропотока в условиях пандемии, правительство предложило легализовать ваучеры, разрешив авиа-, железнодорожным и водным перевозчикам не возвращать пассажирам деньги за билеты на несостоявшиеся рейсы. Ваучер может как давать право на будущую поездку, так и выражаться в начислении на личный счет пассажира эквивалента денег, который можно использовать в будущем. Изменения в договор с клиентом планируется разрешить вносить только в условиях чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения или режима повышенной готовности. Для этого предлагается внести поправки в законодательство, в том числе в Воздушный кодекс. Конкретизировать изменения должно будет постановление правительства.


Подготовленный Минтрансом проект постановления разрешает вернуть пассажиру деньги за отмененный рейс только через три года, если клиент не воспользуется ваучером. Это в значительной степени перекладывает риски предпринимательской деятельности перевозчика на потребителей, предупреждает Орлов.


Замглавы Роспотребнадзора перечисляет и другие замечания:


• Минтранс, разрешая перевозчику изменять договор в одностороннем порядке, отсылает к своему приказу об общих правилах воздушных перевозок. В этом приказе нет положений об одностороннем изменении договора. Перевозчик может лишь поменять самолет и изменить маршрут, если того требуют правила безопасности полета.


• Предложение пассажирам выбрать другую дату по уже выбранному маршруту может принуждать клиентов вовсе отказаться от поездки с потерей гарантии полного возврата денег за билет.


• Проект постановления не предоставляет и гарантий, что пассажир сможет воспользоваться ваучером, если в течение трех лет билет подорожает, будут отменены рейсы по направлению или в случае банкротства перевозчика.


• Нет экономических обоснований срока в три года, в течение которого перевозчики могут не возвращать деньги пассажирам.


Во избежание критики постановления в будущем Орлов порекомендовал Минтрансу и другим профильным ведомствам отразить в документе все возможные гарантии для пассажиров по исполнению авиакомпаниями обязательств.


Источник РБК в отрасли, знакомый с руководством нескольких крупных авиакомпаний, не согласен с утверждением Роспотребнадзора, что ваучеры перекладывают предпринимательские риски на потребителя. По его мнению, чрезвычайную ситуацию нельзя считать предпринимательским риском. «Это форс-мажор. Предпринимательские риски зависят в первую очередь от самой компании. Как можно просчитать эпидемию?» — недоумевает он.


Ранее против инициатив Минтранса выступил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он предлагал в случае, если авиакомпания не может предоставить пассажиру право выбора — возврат денег или ваучер, — разрешить передавать право на сертификат третьим лицам, в том числе железнодорожным перевозчикам. Также глава ФАС рекомендовал разрешить властям выкупать ваучеры у пассажиров.


Не дожидаясь принятия отдельного документа, авиакомпании еще в конце марта стали выдавать ваучеры в качестве компенсации за рейсы, отмененные из-за распространения коронавируса и запрета на полеты за рубеж. Первой легализовать ваучеры предложила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. «Наиболее насущной потребностью авиакомпаний является сохранение их оставшейся ликвидности для выплаты заработной платы и покрытия постоянных расходов», — объяснил глава ассоциации Владимир Тасун в письме в правительство. Он подчеркивал, что большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных на возвраты пассажирам и грузоотправителям, чем зарабатывают на бронировании своих услуг.


В числе прочего в Роспотребнадзоре обратили внимание на отсутствие экономических обоснований срока в три года, в течение которого перевозчики могут не возвращать деньги пассажирам. Роспотребнадзор отказался согласовать подготовленный Минтрансом проект постановления правительства о легализации ваучеров, выдаваемых в качестве компенсации за отмененные авиарейсы вместо возврата денег, — по мнению ведомства, в этом документе не учитываются гарантии для пассажиров. Об этом, как пишет РБК, говорится в письме заместителя руководителя Роспотребнадзора Михаила Орлова, которое он направил 27 мая в Минфин, Минэкономразвития и Минтранс (у информагентства есть копия письма, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием документа). Представитель Минтранса подтвердил получение обращения. В начале мая для помощи в первую очередь авиаперевозчикам, пострадавшим из-за отмены полетов и сокращения пассажиропотока в условиях пандемии, правительство предложило легализовать ваучеры, разрешив авиа-, железнодорожным и водным перевозчикам не возвращать пассажирам деньги за билеты на несостоявшиеся рейсы. Ваучер может как давать право на будущую поездку, так и выражаться в начислении на личный счет пассажира эквивалента денег, который можно использовать в будущем. Изменения в договор с клиентом планируется разрешить вносить только в условиях чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения или режима повышенной готовности. Для этого предлагается внести поправки в законодательство, в том числе в Воздушный кодекс. Конкретизировать изменения должно будет постановление правительства. Подготовленный Минтрансом проект постановления разрешает вернуть пассажиру деньги за отмененный рейс только через три года, если клиент не воспользуется ваучером. Это в значительной степени перекладывает риски предпринимательской деятельности перевозчика на потребителей, предупреждает Орлов. Замглавы Роспотребнадзора перечисляет и другие замечания: • Минтранс, разрешая перевозчику изменять договор в одностороннем порядке, отсылает к своему приказу об общих правилах воздушных перевозок. В этом приказе нет положений об одностороннем изменении договора. Перевозчик может лишь поменять самолет и изменить маршрут, если того требуют правила безопасности полета. • Предложение пассажирам выбрать другую дату по уже выбранному маршруту может принуждать клиентов вовсе отказаться от поездки с потерей гарантии полного возврата денег за билет. • Проект постановления не предоставляет и гарантий, что пассажир сможет воспользоваться ваучером, если в течение трех лет билет подорожает, будут отменены рейсы по направлению или в случае банкротства перевозчика. • Нет экономических обоснований срока в три года, в течение которого перевозчики могут не возвращать деньги пассажирам. Во избежание критики постановления в будущем Орлов порекомендовал Минтрансу и другим профильным ведомствам отразить в документе все возможные гарантии для пассажиров по исполнению авиакомпаниями обязательств. Источник РБК в отрасли, знакомый с руководством нескольких крупных авиакомпаний, не согласен с утверждением Роспотребнадзора, что ваучеры перекладывают предпринимательские риски на потребителя. По его мнению, чрезвычайную ситуацию нельзя считать предпринимательским риском. «Это форс-мажор. Предпринимательские риски зависят в первую очередь от самой компании. Как можно просчитать эпидемию?» — недоумевает он. Ранее против инициатив Минтранса выступил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он предлагал в случае, если авиакомпания не может предоставить пассажиру право выбора — возврат денег или ваучер, — разрешить передавать право на сертификат третьим лицам, в том числе железнодорожным перевозчикам. Также глава ФАС рекомендовал разрешить властям выкупать ваучеры у пассажиров. Не дожидаясь принятия отдельного документа, авиакомпании еще в конце марта стали выдавать ваучеры в качестве компенсации за рейсы, отмененные из-за распространения коронавируса и запрета на полеты за рубеж. Первой легализовать ваучеры предложила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. «Наиболее насущной потребностью авиакомпаний является сохранение их оставшейся ликвидности для выплаты заработной платы и покрытия постоянных расходов», — объяснил глава ассоциации Владимир Тасун в письме в правительство. Он подчеркивал, что большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных на возвраты пассажирам и грузоотправителям, чем зарабатывают на бронировании своих услуг.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика