Исследование: потребительские настроения россиян с апреля значительно улучшились ? - «Финансы»
По словам аналитиков, режим экономии сохранится надолго, однако потребители начали адаптироваться к новому стилю жизни и в ближайшие месяцы намереваются постепенно восстанавливать свои расходы.
Уровень оптимизма россиян вырос, улучшение потребительских настроений в контексте COVID-19 наблюдается по всем показателям, но тратить больше все еще не готовы: снижение заинтересованности граждан в совершении покупки сохраняется по 90% категорий товаров. Таковы данные совместного исследования международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) и холдинга «Ромир».
С апреля наблюдаются проблески положительных изменений. Так, 47% (-18 п. п.) респондентов полагают, что худшее еще впереди; 62% (-13 п. п.) считают, что мир находится в серьезной опасности из-за пандемии; 75% (-10 п. п.) стараются избегать мест массового скопления людей; 62% опрошенных (-13 п. п.) заявили об изменении своих повседневных привычек.
«Представители всех возрастных групп намерены сократить расходы в ближайшие полгода, однако к бэби-бумерам это относится в меньшей степени. В целом в России потребители снижают траты более активно, чем на других развивающихся рынках. Чистое падение спроса прогнозируется в ближайшие шесть месяцев примерно в 95% категорий; больше всего ожидаемо пострадают досуговые услуги и общественный транспорт. Топ-5 растущих категорий схож для всех возрастных групп: ЖКХ, домашний Интернет, безрецептурные препараты, платное ТВ. Жители Москвы ожидают, что для них ограничительные меры продлятся дольше, поэтому и тратить на «самоизоляционные» категории планируют больше, чем остальные россияне. Кроме того, они более негативно (по сравнению с регионами) оценивают перспективы категорий, в которых уже идет спад», — говорится в исследовании.
По словам аналитиков, режим экономии сохранится надолго, однако потребители начали адаптироваться к новому стилю жизни и в ближайшие месяцы намереваются постепенно восстанавливать свои расходы. Категории косметики и одежды, скорее всего, придут в норму довольно быстро, а вот туризм и отдых с большой вероятностью будут возвращаться к докризисному уровню дольше всех. Онлайн явно останется одним из наиболее успешных каналов продаж и после пандемии. Ожидается, что для подогревания интереса потребителей будет предлагаться больше скидок и промоакций.
В отношении потребительских товаров стремление тратить меньше в половине случаев объясняется двумя ключевыми причинами: снижением дохода и наличием ранее заготовленных запасов. Увеличение затрат среди некоторых потребителей связано преимущественно с ожидаемым повышением цен и стремлением накопить запасы. В целом потребительские тренды во многом формируются на ожиданиях падения собственных доходов и повышения цен. Эти факторы как значительные респонденты обозначили в таких категориях, как продовольственные товары, товары длительного пользования, развлечения и отдых, отмечают эксперты.
«Наше исследование показало, что люди утомлены карантином и мечтают вернуться к обычной жизни — уже в ближайшие месяцы потребители намерены постепенно возвращать свои расходы на обычный уровень. По мере снятия ограничений более половины опрошенных планируют вернуться к докризисному уровню трат в таких категориях, как продукты питания, одежда и обувь, а также косметика. Более того, уровень тревожности в отношении сильнее всего пострадавших сегментов — путешествий, развлечений и походов в ресторан — снизился наиболее радикально, на 7—10%. Интересно наблюдать микс новых и докризисных привычек. Так, после снятия карантина люди хотят продолжить готовить дома, проводить время с семьей, а также гулять, заниматься спортом и ходить в гости. Из новых трендов особо хочется выделить продажи через онлайн-каналы: они явно будут иметь успех и после пандемии», — прокомментировал управляющий директор и партнер BCG, руководитель экспертной практики по потребительским товарам и розничной торговле в России и СНГ Иван Котов.