В GfK оценили масштаб «ковид-кризиса» среди покупателей - «Финансы»
Доля пострадавших от кризиса россиян сейчас существенно больше, чем устойчивых к кризису: 32% против 14%.
Режим самоизоляции/карантина из-за COVID-19 сняли практически во всех регионах России, но последствия этого периода по-прежнему оказывают сильное влияние на жизнь, предпочтения и выбор покупателей товаров повседневного спроса. Остроту восприятия покупателями разных регионов и сегментов отражает «Индекс ковид-кризиса», разработанный исследователями потребительской панели GfK.
В основе индекса — кризисная типология покупателей, которая позволяет оценить изменения покупательского поведения в различных группах населения и отследить ситуацию в динамике. Для группировки по кризисными сегментам («устойчивые», «пострадавшие», «обеспокоенные») используются два фактора: самооценка финансового положения и оценка вероятности потерять работу. Индекс рассчитывается как разница между долей «устойчивых» и долей «пострадавших» — тех, кто остро ощущает последствия карантинного периода.
Как выяснили в GfK, доля пострадавших от кризиса россиян сейчас существенно больше, чем устойчивых к кризису (32% против 14%). Таким образом, индекс ковид-кризиса в целом по России (как разница между этими двумя показателями) составил минус 18 пунктов, притом что в апреле он был равен минус 4.
Острее всего ситуацию переживают жители Приволжского и Уральского федеральных округов, а также Южного ФО: здесь самые высокие показатели индекса ковид-кризиса. При этом негативный эффект от ковид-кризиса среди покупателей значимо ухудшился за последний месяц самоизоляции.
Еще один вывод исследования — кризис бьет в основном по жителям крупных городов. Кроме того, в последнее время острее всего ковид-кризис переживают люди с достаточно невысоким доходом.
Среди возрастных групп сильнее всего пострадало наиболее экономически и «покупательски» активное население в возрасте 35—55 лет. Легче всего этот период проживает молодежь (18—25 лет). Пока это единственный сегмент, где устойчивых к кризису — тех, кто мало ощутил его влияние и кому не пришлось менять свое покупательское поведение, — больше, чем пострадавших.
Больше всего, по данным GfК, от этого кризиса «досталось» женщинам, что, возможно, связано с тем, что в указанных регионах большая доля сервисных компаний, предприятий beauty-сектора, HoReCa, перевозок, туризма и других бизнесов, которые сильно пострадали от вынужденной остановки в период карантина, следует из релиза GfK.