Эксперты ВШЭ оценили вероятность дефолта в России - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Эксперты ВШЭ оценили вероятность дефолта в России - «Финансы»

18 авг 2020, 16:27
Финансы
0
0
Эксперты ВШЭ оценили вероятность дефолта в России - «Финансы»


Главные отличия нынешней ситуации от 1998 года — наличие у правительства и Центробанка значительных резервов и низкий уровень госдолга.


Текущее состояние российской экономики достаточно стабильно и позволяет государству выполнять свои обязательства, считают эксперты Высшей школы экономики. Повторение дефолта августа 1998 года они называют маловероятным, а прогнозы подобного развития событий — чрезмерно мрачными.

Эксперты комментируют слова директора Института стратегического анализа компании «ФБК» Игоря Николаева, который заявил газете «Ведомости» о вероятности повторения событий августа 1998 года. По его мнению, «если возникнет вторая волна коронавируса, снизятся цены на нефть и экономическая активность вновь упадет, наращивание долгов может обернуться повторением ситуации 1998 года, ведь и доходы упадут, и расходы возрастут, и ФНБ придется распечатывать, а еще и оплачивать долги».

Эксперты ВШЭ подчеркивают, что «не разделяют этого алармизма». Они напоминают, что в августе 1998 года отечественная финансовая система оказалась неспособна выплачивать внутренние и внешние долги из-за пирамиды государственных краткосрочных обязательств (ГКО). 17 августа правительство объявило о введении «комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики», которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, сделкам на срочном рынке и залоговым операциям. Была прекращена покупка и продажа ГКО. Одновременно Центробанк перешел на плавающий курс рубля в коридоре между 6 и 9,5 рубля за доллар.

И в 1998-м, и в 2020-м российская и мировая экономика столкнулись с кризисом, в том числе со снижением цен на энергоносители. Но нынешняя экономическая ситуация существенно отличается от того, что было 22 года назад, подчеркивают эксперты ВШЭ: главные отличия — наличие у правительства и Центробанка значительных резервов и низкий уровень госдолга.

По данным Банка России, на начало 1998 года совокупный внешний долг составлял 182,9 млрд долларов, из которых 147,7 млрд приходилось на государство. На 1 июля 2020 года внешний госдолг равнялся 65,5 млрд при совокупном долге в 477,3 млрд долларов. Но при этом на 7 августа 1998-го в золотовалютных резервах ЦБ было всего 17 млрд долларов, а на 7 августа 2020-го — 600,7 млрд. То есть объем резервов сегодня покрывает и госдолг, и долги финансового сектора, и компаний, тогда как в 98-м они были ничтожны, рассуждают в НИУ ВШЭ.

Сейчас правительству, действительно, приходится наращивать заимствования из-за падения цен на нефть и сокращения ее добычи, а также снижения налоговых поступлений из-за простоя экономики в связи с ограничительными мерами. «На данный момент есть оценка, что дефицит федерального бюджета может установиться в 2020 году на уровне 5% ВВП. Этот дефицит складывается под влиянием необходимости финансировать бюджетные обязательства, когда существенно упали нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, важности поддержки региональных бюджетов и внебюджетных фондов, а также дополнительных затрат на здравоохранение, социальную сферу и отдельные отрасли экономики», — отмечает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский, добавляя, что это умеренный сценарий, который исходит из средней цены на нефть в 40 долларов за баррель.

Выпадающие нефтегазовые доходы правительство будет финансировать за счет использования средств Фонда национального благосостояния в рамках бюджетного правила. Вся остальная часть финансирования приходится на заимствования и составит, по оценке Чернявского, около 4 трлн рублей. Но к катастрофическому сценарию это не приведет, считает он.

Экономисты также указывают, что госдолг в России ниже, чем по группе развитых стран и целого ряда развивающихся государств. Внутренний госдолг РФ на 1 августа (10,7 трлн рублей) — это примерно 10% ВВП. Внешний долг, по данным Минфина, на 1 июля 2020 года оценивался в 51 млрд долларов (3,7 трлн рублей по текущему курсу), долги субъектов Федерации и муниципалитетов составили на ту же дату около 2,5 трлн рублей (без учета бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы РФ). Итого это около 17 трлн рублей, или 15% ВВП.

Чернявский напоминает, что есть маастрихтские критерии безопасного для экономики долга для стран Евросоюза. Там критическим считается отношение долга к ВВП в 60%. Для стран с сильной и развитой экономикой допустимы и более высокие цифры, но для развивающихся стран это около 40%. Если заимствования вырастут в тех пределах, о которых говорят Минфин и эксперты, то и это будет далеко от критических показателей.

С учетом того, что на 2021 год и среднесрочную перспективу у Минфина есть планы по сдерживанию увеличения расходов, и прогнозируемого роста экономики и цен на нефть правительству не потребуется дополнительное финансирование за счет заимствований, а значит, рост долга замедлится, полагает эксперт института «Центр развития».


Главные отличия нынешней ситуации от 1998 года — наличие у правительства и Центробанка значительных резервов и низкий уровень госдолга. Текущее состояние российской экономики достаточно стабильно и позволяет государству выполнять свои обязательства, считают эксперты Высшей школы экономики. Повторение дефолта августа 1998 года они называют маловероятным, а прогнозы подобного развития событий — чрезмерно мрачными. Эксперты комментируют слова директора Института стратегического анализа компании «ФБК» Игоря Николаева, который заявил газете «Ведомости» о вероятности повторения событий августа 1998 года. По его мнению, «если возникнет вторая волна коронавируса, снизятся цены на нефть и экономическая активность вновь упадет, наращивание долгов может обернуться повторением ситуации 1998 года, ведь и доходы упадут, и расходы возрастут, и ФНБ придется распечатывать, а еще и оплачивать долги». Эксперты ВШЭ подчеркивают, что «не разделяют этого алармизма». Они напоминают, что в августе 1998 года отечественная финансовая система оказалась неспособна выплачивать внутренние и внешние долги из-за пирамиды государственных краткосрочных обязательств (ГКО). 17 августа правительство объявило о введении «комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики», которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, сделкам на срочном рынке и залоговым операциям. Была прекращена покупка и продажа ГКО. Одновременно Центробанк перешел на плавающий курс рубля в коридоре между 6 и 9,5 рубля за доллар. И в 1998-м, и в 2020-м российская и мировая экономика столкнулись с кризисом, в том числе со снижением цен на энергоносители. Но нынешняя экономическая ситуация существенно отличается от того, что было 22 года назад, подчеркивают эксперты ВШЭ: главные отличия — наличие у правительства и Центробанка значительных резервов и низкий уровень госдолга. По данным Банка России, на начало 1998 года совокупный внешний долг составлял 182,9 млрд долларов, из которых 147,7 млрд приходилось на государство. На 1 июля 2020 года внешний госдолг равнялся 65,5 млрд при совокупном долге в 477,3 млрд долларов. Но при этом на 7 августа 1998-го в золотовалютных резервах ЦБ было всего 17 млрд долларов, а на 7 августа 2020-го — 600,7 млрд. То есть объем резервов сегодня покрывает и госдолг, и долги финансового сектора, и компаний, тогда как в 98-м они были ничтожны, рассуждают в НИУ ВШЭ. Сейчас правительству, действительно, приходится наращивать заимствования из-за падения цен на нефть и сокращения ее добычи, а также снижения налоговых поступлений из-за простоя экономики в связи с ограничительными мерами. «На данный момент есть оценка, что дефицит федерального бюджета может установиться в 2020 году на уровне 5% ВВП. Этот дефицит складывается под влиянием необходимости финансировать бюджетные обязательства, когда существенно упали нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, важности поддержки региональных бюджетов и внебюджетных фондов, а также дополнительных затрат на здравоохранение, социальную сферу и отдельные отрасли экономики», — отмечает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский, добавляя, что это умеренный сценарий, который исходит из средней цены на нефть в 40 долларов за баррель. Выпадающие нефтегазовые доходы правительство будет финансировать за счет использования средств Фонда национального благосостояния в рамках бюджетного правила. Вся остальная часть финансирования приходится на заимствования и составит, по оценке Чернявского, около 4 трлн рублей. Но к катастрофическому сценарию это не приведет, считает он. Экономисты также указывают, что госдолг в России ниже, чем по группе развитых стран и целого ряда развивающихся государств. Внутренний госдолг РФ на 1 августа (10,7 трлн рублей) — это примерно 10% ВВП. Внешний долг, по данным Минфина, на 1 июля 2020 года оценивался в 51 млрд долларов (3,7 трлн рублей по текущему курсу), долги субъектов Федерации и муниципалитетов составили на ту же дату около 2,5 трлн рублей (без учета бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы РФ). Итого это около 17 трлн рублей, или 15% ВВП. Чернявский напоминает, что есть маастрихтские критерии безопасного для экономики долга для стран Евросоюза. Там критическим считается отношение долга к ВВП в 60%. Для стран с сильной и развитой экономикой допустимы и более высокие цифры, но для развивающихся стран это около 40%. Если заимствования вырастут в тех пределах, о которых говорят Минфин и эксперты, то и это будет далеко от критических показателей. С учетом того, что на 2021 год и среднесрочную перспективу у Минфина есть планы по сдерживанию увеличения расходов, и прогнозируемого роста экономики и цен на нефть правительству не потребуется дополнительное финансирование за счет заимствований, а значит, рост долга замедлится, полагает эксперт института «Центр развития».

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика