«Интерлизинг»: «Мы видим для себя большой потенциал развития в Сибири» - «Финансы»
Рынок лизинговых услуг в 2022 году претерпел значительные изменения, связанные как с импортозамещением техники, так и с изменением потребностей заказчиков. О том, как участники рынка адаптировались к новым условиям, а также о возможностях для дальнейшего роста в интервью «Континенту Сибирь» рассказал региональный директор компании «Интерлизинг» по Сибирскому федеральному округу ВАЛЕНТИН ДАНИЛОВ.
— Валентин, как вы оцениваете потенциал Сибири с точки зрения рынка лизинговых услуг?
— Сибирь привлекательна для лизингового бизнеса по нескольким причинам. Здесь расположены крупнейшие федеральные компании добывающей промышленности, угольной, нефтегазовой и предприятия электроэнергетической отрасли. А также есть большой денежный капитал, соответственно, складывается благоприятная почва и для лизинга. Промышленники региона — это наши или действующие, или потенциальные клиенты. В регионе находятся основные производства, которые интересны с клиентской точки зрения лизингу. Новосибирск, Омск, Барнаул — сельскохозяйственная отрасль; Томск, Красноярск, Иркутск — лесная промышленность, золотодобыча, добыча полезных ископаемых.
Этот регион примечателен и тем, что в нем сосредоточены крупные строительные массивы, национальные проекты, например, здесь находится газопровод «Сила Сибири». Также привлекательность Сибири обусловлена физико-географическим положением, близостью к границе с Китаем, что упрощает транспортировку техники из этой страны.
— Какие отрасли для вас наиболее приоритетны с точки зрения работы?
— В Сибири отдельных отраслей, на которые мы делаем основной упор, нет, но есть те, из которых чаще всего обращаются. Это сельское хозяйство, грузоперевозки, строительные компании, добыча полезных ископаемых, лесопереработка и лесозаготовка, металлообработка и прочие. Ограничения по финансированию у нас также отсутствуют. Все зависит в большей мере от самого клиента и предмета лизинга.
Поддерживая все эти направления производства, наша компания не только помогает развиваться промышленности, но и создает дополнительные рабочие места, которые важны для жителей региона. Тем самым совместными усилиями, организовывая ресурс для роста, мы развиваем Сибирь.
Конечно, из-за специфики региона он привлекателен не только для лизинговых компаний. Но тем не менее, мы успешно конкурируем и с кредитованием, и с арендой, так как для тех отраслей, которые представлены именно в этом регионе, данный вариант финансирования часто бывает более выгоден, чем альтернативы.
— Участвуете ли вы в госпрограммах и можно ли считать объемы поддержки отрасли достаточными?
— Наша компания участвует практически во всех лизинговых программах, которые предоставляет государство, что позволяет нам предлагать бизнесу интересные условия. Например, это программы субсидирования от Минпромторга РФ по колесной и дорожно-строительной технике, а также «Программу 1432» по сельхозтехнике. Также в начале ноября мы анонсировали программу от Фонда развития промышленности.
Но, на наш взгляд, поддержка сферы лизинга со стороны государства недостаточна. Хотелось бы больше проектов, это необходимо не только нам как компании, но и заказчикам, так как для них это реальная помощь и возможность получить на более интересных условиях финансирование на технику и оборудование. Поэтому чем больше, тем лучше, и тем эффективнее будет развиваться промышленность региона и всей России.
В Сибири лизингом охвачены все отрасли. Мы — универсальная лизинговая компания, которая работает и с техникой, и с оборудованием. Также мы активно развиваем направление б/у техники, так как сейчас это очень актуально. Применяем инструмент возвратного лизинга, за счет чего можно пополнить оборотные средства компании. Можем профинансировать практически любую сферу бизнеса. Например, весной 2022 года, когда на финансовых рынках было очень нестабильно, к нам обратился наш клиент, с которым мы работаем уже более пяти лет. Потребность была привлечь денежные средства под уже имеющийся автопарк грузовых автомобилей, которые он приобрел в январе 2022 года.
Наша компания профинансировала 10 единиц самосвалов VOLVO по возвратному лизингу. Одной из особенностей сделки было то, что вся техника находилась в очень труднодоступных районах на Севере на объектах по строительству нефти и газодобычи.
Вопрос по пополнению оборотными средствами компании клиент закрыл с нашей помощью и продолжает дальше сотрудничество с нами.
— В какой степени сибирские компании в целом, по вашим оценкам, осведомлены о возможностях и преимуществах лизинга?
— Опираясь на вышеуказанный пример, можно сказать, что сейчас практически все сферы бизнеса знают о таком инструменте финансирования. Здесь больше действует система рекомендаций от поставщиков или самих бизнес-партнеров. Но наша задача — создавать качественные продукты и сервис, чтобы конкурировать с другими компаниями на рынке.
Немаловажную роль играют и госорганы в продвижении лизинга, так как проекты в поддержку лизинговой отрасли и отечественных производителей создаются, хотя и в небольшом объеме, но все это в совокупности влияет на выбор клиентов в пользу лизинговых компаний.
На сегодняшний день, в Сибири существует более 30 лизинговых компаний, а этого достаточно, чтобы закрыть потребности клиентов в этой услуге.
— Как сферу лизинга затронул тренд на цифровизацию?
— С 2020 года мы перешли не только на частично удаленный формат работы, но и на электронный документооборот, который значительно упрощает и ускоряет все процессы, особенно для других регионов или отдаленных районов.
Активное развитие онлайн-взаимодействия через личный кабинет — необходимое условие сотрудничества. Там можно решить все вопросы, связанные с обработкой заявок на лизинг, их подачей, согласованием, запросом счетов-фактур и др. Все это можно оформить удаленно, без телефонных звонков — через личный кабинет.
Наша задача — создавать качественные продукты и сервис, чтобы конкурировать с другими компаниями на рынке
— 2022 год прошел под знаком импортозамещения. Как изменился портфель предлагаемых вами брендов техники?
— Рынок поставщиков подвергся глобальным изменениям. Лизинговые компании переходят на работу с представителями дружественных стран: это китайские и турецкие поставщики. Также вперед выходит отечественная грузовая и спецтехника, если же альтернативу среди техники из дружественных стран найти не получается, то рынок б/у закрывает запрос по европейским маркам. В сегменте легковых автомобилей выросла доля автомобилей GEELY, CHERY, HAVAL, EXEED, в сегменте грузовой техники — SITRAK, SHACMAN, FAW, HOWO, спецтехники — SANY, XCMG, ZOOMLION, LOVOL, SDLG.
Пока еще рано судить о качестве представленных марок, так как многие клиенты на них работают только первый год, и отзывов еще не так много. Другие же, наоборот, присматриваются к неизвестным моделям и предпочитают не рисковать, а пользоваться проверенной б/у техникой, которая в достаточном количестве имеется на рынке.
— Если резюмировать, то каков для вас итог 2022 года?
— Несмотря на нестабильную обстановку, нам удалось сохранить результаты по продажам, в этом году они не ниже, чем в 2021-м. По итогам 9 месяцев общий объем продаж компании составил 23,9 млрд рублей (с НДС). Если говорить конкретно о Сибири, то у нас были закрыты сделки на сумму более 3,5 млрд рублей (с НДС). А это признак того, что мы достаточно стабильны. Результат по итогам этого периода пока не известен, поэтому есть еще вероятность прирасти к концу года, а соответственно, получить показатели продаж больше, чем в прошлом. В 2023 году, как я говорил, мы планируем увеличить объемы продаж как минимум в два раза, а также хотим расширить свое присутствие на рынке Сибири в новых отраслях.