«Схема стандартная»: как новосибирец переслал мошенникам 43 млн рублей - «Финансы»
Из 57 миллионов рублей, похищенных телефонными и интернет-мошенниками за сутки 4 апреля у жителей Новосибирской области, 43 миллиона пришлось на одного пострадавшего – об этом сообщили в пресс-центре ТАСС 5 апреля представители силовых структур и Сибирского ГУ Банка России.
«К сожалению, вынужден констатировать, что преступность в информационной среде не снижается, а растет, – подчеркнул начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры региона Виталий Чернов. – С начала года было зафиксировано 3251 правонарушение – рост за год более чем на пятьсот. Большую часть преступлений в цифровой среде по-прежнему составляют мошенничества. При этом в соседних регионах – Алтайском, Красноярском крае, Кузбассе – число преступлений с использованием информационных технологий еще больше, но нас этот факт не успокаивает».
Он также отметил, что накануне было совершено крупнейшее с начала года по объему похищенных средств мошенничество в регионе. На вопрос о том, как именно были похищены деньги, Виталий Чернов ответил коротко: «Схема стандартная». Мошенник позвонил потерпевшему через Telegram и представился сотрудником Центробанка. По его словам, регулятор обратил внимание на подозрительные транзакции, которые, предположительно могут использоваться для финансирования экстремистских организаций. После чего мошенник убедил потерпевшего перевести деньги на «безопасные счета». И тот перевел злоумышленникам 43 миллиона рублей несколькими транзакциями.
Всего в 2022 году киберпреступники похитили у граждан России 14,2 миллиарда рублей. В целом число случаев успешного фрода снижается, но средняя сумма ущерба растет и на сегодняшний день составляет 15 тысяч рублей. Такие данные привел заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Павел Вернер.
Представители прокуратуры и МВД констатируют, что шансов на возврат переведенных мошенникам средств крайне мало. «Как показывает практика, «догнать» убегающего с деньгами в виртуальном пространстве мошенника практически невозможно, – резюмировал Виталий Чернов. – Как правило, у них отработаны пути отхода, которые очень трудно отследить. В прошлом году ущерб от «цифровых» хищений в одной Новосибирской области составил около 1,8 млрд рублей. И вернуть удалось лишь ничтожно малую часть».
Куда больший эффект противодействия мошенникам в киберпространстве достигается через распространение финансовой грамотности и работу с банками.
«Прямо сейчас в Госдуме на рассмотрении две инициативы, которые помогут противодействовать киберфроду, – говорит Павел Вернер. – Первая включает в себя двухдневный «период охлаждения», который обязывает банки «замораживать» подозрительные транзакции на двое суток. Вторая предлагает обязать банки возвращать деньги клиенту в течение месяца в случае перевода на ресурсы из списка ФинЦЕРТа». Также рассматривается вариант «второй руки» для социально незащищенных клиентов – когда, например, родственник, имеющий счет в том же банке, получает право блокировать подозрительные действия.
В то же время, если клиент проигнорирует предупреждение банка и настоит на проведении перевода или снятия денег со счета – ответственность с финансовой организации снимается.