Почему факторинг стал полноценной альтернативой кредитам? - «Финансы»
В настоящее время такой инструмент финансирования поставок, как факторинг, по стоимости стал сопоставим с классическим кредитованием. При этом воспользоваться факторингом может быть проще, а полученные в этом случае средства становятся выручкой поставщика, которой он может распоряжаться по своему усмотрению. Возможностям развития бизнеса с использованием факторинга была посвящена конференция, которую Альфа-Банк провел в мае в Новосибирске.
В прошлом году Альфа-Банк продемонстрировал динамичный рост портфеля факторинга и сейчас, по собственным данным, занимает на российском рынке второе место. В сегменте малого и среднего бизнеса банк нарастил факторинговый портфель практически вдвое за последние два года.
«Особенно мы гордимся тем, что за период с 2020–2022 гг. оказались лидером по темпу прироста активных клиентов, — рассказал руководитель дирекции факторинга корпоративного бизнеса Альфа-Банка Павел Шишов. — Мы стремимся сделать факторинг более удобным и выгодным, чтобы он стал инструментом первого выбора как альтернатива классическому кредитованию.
of 2
Во время конференции организаторы поставили себе цель развеять сложившееся представление о факторинге как дорогом и трудоемком инструменте. По словам начальника отдела продаж факторинга среднему бизнесу Альфа-Банка Юлии Чебыкиной, комиссии за факторинговое финансирование сейчас не выше ставок по кредитам. А получить его даже проще: если у банка выделены лимиты на конкретного покупателя (например, крупную федеральную сеть), то для этого достаточно четырех документов.
«В случае кредитования банки предъявляют обширный набор требований, и это нормальная практика, — отметила Юлия Чебыкина. — Например, требование о поддержании оборотов. Если клиент уже кредитуется в другом банке, то возможности перевести обороты у него нет. Тогда факторинг — выгодная и удобная альтернатива».
Факторинг может быть оптимальным выбором и в тех случаях, когда клиенту в целом доступны другие инструменты финансирования. Юлия Чебыкина рассказала о случае из практики Альфа-Банка: поставщик морепродуктов, работающий с федеральными ритейлерами, обратился за факторингом, хотя формально ему было бы проще получить необходимые средства, воспользовавшись овердрафтом. Объяснил он это тем, что кредитные средства должны быть использованы целевым образом. Их нельзя направить на погашение кредитов в других банках, выплату дивидендов, возврат займов и т. д. Деньги, полученные от банка по договору факторинга, становятся выручкой предприятия, и оно может использовать их по своему усмотрению.
Юлия Чебыкина отметила, что классическое кредитование, помимо сравнительно сложной процедуры получения заемных средств, бывает недоступно представителям целых отраслей. В качестве примера она назвала сельское хозяйство, представителей которого готов кредитовать не каждый банк из-за специфических рисков АПК. При этом в факторинговом портфеле Альфа-Банка есть компании из всех сфер деятельности — торговли, промышленности, агропрома, логистической отрасли и т. д.
«Факторинг сейчас сильно шагнул вперед, — рассказывает региональный управляющий Альфа-Банка в Новосибирске Андрей Фишер. — В классическом виде он представлял собой финансирование поставок на условиях отсрочки платежа. Это по-прежнему основное назначение данного инструмента. Однако теперь появился, например, агентский, или закупочный факторинг, подразумевающий, что фактор финансирует закупки клиентом товаров, необходимых ему для осуществления поставок в адрес своих покупателей. В этом случае деньги нужны поставщику раньше, чем он отгрузит свою продукцию».
Андрей Фишер подчеркнул, что факторинг — менее рискованный инструмент, чем классические кредиты и для банка, и для поставщика, и для дебитора. Если покупатель не оплачивает поставку вовремя, а у продавца нет собственных средств для погашения кредита, то он сталкивается с заморозкой кредитных лимитов, штрафами и неустойками, а также ухудшением кредитной репутации. В случае факторинга без регресса этих рисков у него нет: права требования к дебитору переданы банку, который и решает спорную ситуацию с дебитором.
«Необходимо отметить, что не каждый покупатель будет готов подписать уведомление о заключении факторингового договора без регресса с тем или иным поставщиком, — добавила Юлия Чебыкина. — На это идут, как правило, только при сотрудничестве с долгосрочными и проверенными партнерами. Но и факторинга с регрессом, который подразумевает, что фактор может развернуть требования к покупателю обратно на поставщика, бояться не нужно. Мы понимаем, что причины у задержки платежей могут быть разными. Например, произошла пересортица или часть товара оказалась просроченной. Поэтому Альфа-Банк дает сторонам время, чтобы разрешить спорную ситуацию. Этот период ожидания составляет в среднем 42 календарных плюс три рабочих дня, фактически — полтора месяца. Этого времени достаточно в подавляющем большинстве случаев. У Альфа-Банка по договорам факторинга нет ни одной просрочки в сегменте среднего бизнеса с 2008 года, когда мы начали предоставлять эту услугу».
Еще одна отличительная особенность факторинга состоит в том, что в этой схеме банк выступает заинтересованной стороной в возврате платежа, из которого он и получает свою комиссию. Многие клиенты Альфа-Банка отмечают, что факторинговые договоры помогают повысить платежную дисциплину дебиторов. В значительной степени это связано с тем, что покупатели не хотят просрочить задолженность перед одним из крупнейших игроков российского финансового рынка.
Современный факторинг — гибкий финансовый инструмент, который, по словам экспертов, можно использовать даже в ситуациях, где он, казалось бы, неприменим.
«Мы уже используем факторинг Альфа-Банка, — рассказал генеральный директор ООО «СИБИРСКОЕ СТЕКЛО» Антон Мор. — Это востребованный в наше время продукт для развития бизнеса. Факторинг удобен — предприятие получает выручку, не дожидаясь окончания периода отсрочки по договору. При этом стоимость факторинга и классического оборотного кредитования сопоставимы. Отмечу, что мы давно работаем с Альфа-Банком и высоко ценим его клиентоориентированность».
Реклама
alfabank.ru