«Рынок космического страхования находится в настороженном состоянии» - «Интервью» » Финансы и Банки
Создать акаунт

«Рынок космического страхования находится в настороженном состоянии» - «Интервью»

21 апр 2016, 20:00
Интервью
375
0
«Рынок космического страхования находится в настороженном состоянии» - «Интервью»
«Рынок космического страхования находится в настороженном состоянии» - «Интервью»

Российские страховщики в 2015 году собрали 9 млрд рублей премии по страхованию космических рисков, а перспективы на 2016 год пока туманны. Как санкции отразились на этом рынке, почему обычно не страхуются запуски Минобороны и кого дешевле застраховать — космонавта или космического туриста, в интервью Банки.ру рассказал президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков и глава центра космического страхования «ВТБ Страхования» Павел ШУТОВ.

— Как себя чувствует рынок космического страхования? В прошлом году из 37 российских запусков не были застрахованы 17. Как это отразилось на рынке?

— Рынок чувствует себя неплохо. 17 незастрахованных запусков из 37 — это совершенно не печальный результат, а, наоборот, положительный. В прежние годы, когда страхование осуществлялось не системно, не было механизмов федеральных субсидий и финансовой поддержки на цели космического страхования от государства, соотношение было гораздо хуже. В России в 2015 году были застрахованы практически все запуски по федеральной космической программе, в том числе все коммерческие запуски. То есть тенденция 2015 года — вполне позитивная. По нашим данным, сборы российских космических страховщиков в 2015 году составили более 9 миллиардов рублей. Не застрахованы в основном запуски по программе Министерства обороны и суборбитальные запуски, которые и во всем мире практически никогда не страхуются.

— Почему?

— Это связано с трудностями доступа к информации, необходимой для оценки рисков. В случаях, когда космическая техника создается для нужд обороны, получение технической информации и иных деталей военных космических проектов весьма затруднительно.

— Какие у вас ожидания от 2016 года? Все, в том числе Роскосмос, говорят о сокращении финансирования…

— Рынок сейчас находится в настороженном состоянии. Потому что никто не понимает, как будут развиваться события в непростом, как мы чувствуем, 2016 году. Но пока мы работаем, как раньше. Как раз в условиях, когда не хватает денег, разумные хозяйственники поворачиваются лицом к вопросам страхования. Ведь каждая авария забирает у отрасли миллиарды рублей. И финансисты космических предприятий понимают, что лучше заплатить за страхование фиксированный процент стоимости от каждого запуска, чем вдруг получить незапланированный многомиллиардный убыток от аварии, разрушающий все бюджетные планы.

Настороженность вызвана в том числе и тем, что до сих пор не согласован ряд ключевых документов, которые дают базу для финансирования и устанавливают максимальные ставки тарифов для космического страхования.

— По ощущениям, как изменятся страховые тарифы в этих документах?

— Ощущение такое, что по ряду ракет-носителей тарифы будут скорректированы на основе летной статистики прежних трех лет. Ракета-носитель «Союз» летала вполне успешно, а «Протон» прошел эти годы с несколькими авариями, которые сопровождались крупными страховыми выплатами. Поэтому по «Протону» стоит ожидать повышения базовых тарифов, а по «Союзу» — снижения.

Кроме того, сейчас проходит согласование концепция страхования рисков космической деятельности. Возможно, она тоже внесет какие-то изменения в порядок страхования космических рисков в 2016 году и на последующие годы.

— Этот документ уже очень долго согласовывается, в чем там загвоздка?

— Да, действительно, концепция создается по поручению президента с 2014 года. Долгое согласование вызвано тем, что параллельно шли реформы космической отрасли. Менялось руководство Роскосмоса, менялась структура. Федеральное космическое агентство «Роскосмос» перестало существовать, теперь это госкорпорация «Роскосмос» — с другими функциями и новыми подходами к развитию космической отрасли. Сейчас документ находится в окончательной фазе разработки, но всю процедуру согласования пока не прошел.

— Как вы смотрите на перспективу работы со страховым брокером, который создается Роскосмосом?

— Мы уже сейчас активно взаимодействуем с новой командой Роскосмоса по страхованию. Сам брокер как юридическое лицо еще не создан, но его создание ожидается в ближайшее время. Подход Роскосмоса к централизации страхования кажется правильным и актуальным. Предприятий космической отрасли, которые объединяет госкорпорация, много. И полезно, чтобы страхование стало централизованным, систематизированным и подконтрольным напрямую руководству Роскосмоса.

— Как вы оцениваете убыточность в страховании спутников?

— При страховании космических аппаратов есть две основных фазы: страхование самого запуска, когда аппарат выводят на орбиту, и страхование орбитальной эксплуатации, когда космический аппарат выполняет свои функции на орбите в течение нескольких лет.

В прошлом году было две аварии на этапе запуска. В апреле был потерян корабль «Прогресс М-27М», который должен был доставить груз на МКС. Российские страховщики выплатили по этому случаю почти 2 миллиарда рублей. И в мае произошла авария ракеты «Протон» с космическим аппаратом «МекСат-1». Страховая выплата составила примерно 390 миллионов долларов. Это был коммерческий запуск в интересах иностранного заказчика. Российские компании не участвовали в страховании и перестраховании данного риска. Соответственно, и в выплате по данной аварии также не участвовали.

Кроме этого, в прошлом году случилось две аварии космических аппаратов на этапе орбитальной эксплуатации. К сожалению, в обоих случаях это были аппараты российского производства — ЕgyptSat и AMOS. По ним сейчас ведется расследование, специальные комиссии выясняют причины аварий, планируются страховые выплаты.

— По каким причинам в выплате может быть отказано?

— В космическом страховании есть типовые исключения из покрытия, и страховщики оценивают, не подпадают ли причины аварии под эти исключения. Поэтому максимально точное определение причин происшествий — это наиболее важный этап при урегулировании космических убытков. Кроме того, в выплате может быть отказано при предоставлении недостоверной информации о космическом риске, либо в случае преднамеренных или умышленных действий, либо бездействия страхователя, которые привели к убытку. Кроме типовых исключений, есть и необычные, характерные только для космического страхования. Например, воздействие противоспутниковых устройств, воздействие химического, биологического, биохимического, электромагнитного, ядерного, лазерного и другого противоспутникового оружия. Помимо этого, стороны договора космического страхования могут согласовать и уникальные исключения из покрытия или, наоборот, расширения покрытия, связанные со спецификой того или иного космического проекта. Например, исключение из покрытия рисков работоспособности каких-либо элементов или блоков космической техники.

— Нет ли сложностей с западными компаниями по перестрахованию космических проектов?

— Разумеется, каждый космический проект в большой доле перестраховывается за границей. Если речь идет о перестраховании серийной космической техники, например запусков ракет-носителей «Союз» на МКС, запусков аппаратов серии «Глонасс» — сложностей нет, есть даже некий переизбыток перестраховочной емкости. Кроме того, западными перестраховщиками рынок не ограничивается, очень активно работают альтернативные рынки — Китай, Вьетнам, Корея, Индия. Уже даже есть некая конкуренция между перестраховщиками классических и альтернативных рынков. Но уровень сложности перестрахования зависит от конкретного проекта, от статистики работоспособности той или иной космической техники и от размера бюджета на перестрахование.

Нередко возникают ситуации, когда размер перестраховочного бюджета ниже мнения рынка о стоимости перестрахования проекта. Или перестраховщиков не устраивает объем информации о риске. Или статистика работы космической техники неудовлетворительная. В таких ситуациях перестрахование становится очень сложным процессом.

— А с санкционными объектами и клиентами как обстоят дела?

— По таким рискам перестрахование сложнее. Здесь есть два варианта трудностей: либо предприятие — производитель космической техники может быть в санкционном списке, либо может быть санкционной сама техника, по своему функциональному назначению. То есть, например, техника для нужд Минобороны — автоматически санкционная. С этими проектами есть сложности с перестрахованием на классических европейских и американских рынках и тех рынках, которые поддерживают санкции. Но мы пытаемся справляться силами российского рынка и рынков альтернативных, которые санкционных обязательств не имеют.

— Национальная перестраховочная компания (НПК, создается как 100-процентная «дочка» Центрального банка. — Прим. ред.) как-то поможет вам в этом?

— НПК — это пока незаконченная история. Эта компания как раз и создается, чтобы работать с санкционными рисками России, но пока непонятны характеристики, что это будет за емкость, ее объем и порядок использования. Иными словами, пока неясно, как и на каких условиях эта компания будет принимать в перестрахование санкционные космические и иные риски.

Пока не появятся нормативные акты о функциях и порядке работы НПК, обсуждать достоинства или недостатки такого варианта решения санкционной проблемы в перестраховании преждевременно.

Близкий нам опыт создания подобной компании есть в Белоруссии. Там создана Белорусская национальная перестраховочная организация, куда, действительно, белорусские страховщики обязаны передавать все риски, которые выходят в перестрахование за рубеж. Они не имеют права самостоятельно перестраховывать свои риски за границей, могут двигаться только через «одни ворота».

— Это негативный опыт?

— Для рынка Белоруссии, где работает небольшое количество страховых компаний, наверное, это нормальный подход для централизации и контроля перестрахования. Для России такой подход вряд ли возможен — это создаст монополию перестраховочной деятельности и будет воспринято негативно и российскими страховщиками, и перестраховщиками зарубежных рынков.

— Как обстоят дела со страхованием космонавтов? Нет ли тут проблем с финансированием?

— Это страхование обязательное, в силу закона о космической деятельности РФ, который действует с 1994 года. При этом законом не установлены страховые суммы и иные условия страхования. Тем не менее сложилась практика, которая повторяется из года в год. Единым договором страхуется весь отряд космонавтов сразу на год. И страхованием покрываются все этапы деятельности космонавтов: подготовка к полету, сам космический полет и послеполетная реадаптация. При работе космонавта на Земле устанавливаются одни страховые лимиты, при работе в космосе — другие.

—- А какие?

— Страховая сумма на одного космонавта — порядка 7 миллионов рублей на Земле, порядка 14 миллионов рублей — в космосе, в таких опасных фазах, как запуск, работа на МКС, спуск с орбиты на Землю.

На период 2016 года тендер на страхование отряда космонавтов выиграло «ВТБ Страхование». По действующему сейчас договору застраховано 37 космонавтов.

— А где перестраховываются договоры по космонавтам?

— Страховые суммы по этим договорам небольшие, поэтому либо риски перестраховываются в России, либо крупная компания может не перестраховывать такие риски, а держать на своей ответственности.

Это что касается профессиональных космонавтов, которые официально входят в состав отряда. Но время от времени возникает эксклюзивная тематика — страхование космических туристов, когда на МКС летит два профессиональных космонавта и один турист. Туристы, как правило, проводят на МКС меньше времени — около недели, летят с одним экипажем, а возвращаются с другим, который закончил выполнение программы полета.

— Космические туристы тоже обязательно должны быть застрахованы?

— Да, конечно. Космические туристы в этом отношении приравниваются к профессиональным космонавтам. И вообще, космический турист — это обиходный термин. На самом деле такие туристы в полете получают статус космонавта-исследователя. Но опять же — для такой категории законом не предусмотрена страховая сумма. Практика показывает, что лимиты таких договоров больше. Стандартная страховая сумма — миллион долларов.

— Почему космического туриста застраховать дороже, чем космонавта?

Одно дело — страховать профессионалов, которые знают, что делать, и у которых риск получить травму меньше, и другое дело — турист, который летит с базовой, не специальной подготовкой.

— Какие именно случаи покрываются страховкой?

— Жизнь, здоровье космонавта, все травмы и увечья. Это одна из разновидностей страхования от несчастных случаев, просто на таких необычных этапах как предполетная подготовка, запуск на МКС, пребывание на МКС, спуск и послеполетная реадаптация на Земле, которая продолжается один или два месяца после полета, в зависимости от срока пребывания космонавта на орбите.

— Цена полиса не меняется в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья?

— Вообще для полета в космос в основном проверяются здоровье и уровень физической подготовки. Если есть понимание, что организм готов для посещения космоса, возраст не помеха. Среди туристов были довольно возрастные люди. Пол тоже не является препятствием: и мужчины, и женщины были в космосе и в качестве профессиональных космонавтов, и в качестве туристов.

Страховой тариф всегда определяется индивидуально, в зависимости от уровня подготовки, возраста, здоровья туриста и программы его полета.

— Какие результаты по сборам за страхование космических рисков у «ВТБ Страхования»?

— «ВТБ Страхование» по сборам находится на четвертом месте на рынке космического страхования. Притом что компания работает в космическом секторе всего около полутора лет — с середины 2014 года.

Беседовала Елена ПЕТЕШОВА,


Российские страховщики в 2015 году собрали 9 млрд рублей премии по страхованию космических рисков, а перспективы на 2016 год пока туманны. Как санкции отразились на этом рынке, почему обычно не страхуются запуски Минобороны и кого дешевле застраховать — космонавта или космического туриста, в интервью Банки.ру рассказал президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков и глава центра космического страхования «ВТБ Страхования» Павел ШУТОВ. — Как себя чувствует рынок космического страхования? В прошлом году из 37 российских запусков не были застрахованы 17. Как это отразилось на рынке? — Рынок чувствует себя неплохо. 17 незастрахованных запусков из 37 — это совершенно не печальный результат, а, наоборот, положительный. В прежние годы, когда страхование осуществлялось не системно, не было механизмов федеральных субсидий и финансовой поддержки на цели космического страхования от государства, соотношение было гораздо хуже. В России в 2015 году были застрахованы практически все запуски по федеральной космической программе, в том числе все коммерческие запуски. То есть тенденция 2015 года — вполне позитивная. По нашим данным, сборы российских космических страховщиков в 2015 году составили более 9 миллиардов рублей. Не застрахованы в основном запуски по программе Министерства обороны и суборбитальные запуски, которые и во всем мире практически никогда не страхуются. — Почему? — Это связано с трудностями доступа к информации, необходимой для оценки рисков. В случаях, когда космическая техника создается для нужд обороны, получение технической информации и иных деталей военных космических проектов весьма затруднительно. — Какие у вас ожидания от 2016 года? Все, в том числе Роскосмос, говорят о сокращении финансирования… — Рынок сейчас находится в настороженном состоянии. Потому что никто не понимает, как будут развиваться события в непростом, как мы чувствуем, 2016 году. Но пока мы работаем, как раньше. Как раз в условиях, когда не хватает денег, разумные хозяйственники поворачиваются лицом к вопросам страхования. Ведь каждая авария забирает у отрасли миллиарды рублей. И финансисты космических предприятий понимают, что лучше заплатить за страхование фиксированный процент стоимости от каждого запуска, чем вдруг получить незапланированный многомиллиардный убыток от аварии, разрушающий все бюджетные планы. Настороженность вызвана в том числе и тем, что до сих пор не согласован ряд ключевых документов, которые дают базу для финансирования и устанавливают максимальные ставки тарифов для космического страхования. — По ощущениям, как изменятся страховые тарифы в этих документах? — Ощущение такое, что по ряду ракет-носителей тарифы будут скорректированы на основе летной статистики прежних трех лет. Ракета-носитель «Союз» летала вполне успешно, а «Протон» прошел эти годы с несколькими авариями, которые сопровождались крупными страховыми выплатами. Поэтому по «Протону» стоит ожидать повышения базовых тарифов, а по «Союзу» — снижения. Кроме того, сейчас проходит согласование концепция страхования рисков космической деятельности. Возможно, она тоже внесет какие-то изменения в порядок страхования космических рисков в 2016 году и на последующие годы. — Этот документ уже очень долго согласовывается, в чем там загвоздка? — Да, действительно, концепция создается по поручению президента с 2014 года. Долгое согласование вызвано тем, что параллельно шли реформы космической отрасли. Менялось руководство Роскосмоса, менялась структура. Федеральное космическое агентство «Роскосмос» перестало существовать, теперь это госкорпорация «Роскосмос» — с другими функциями и новыми подходами к развитию космической отрасли. Сейчас документ находится в окончательной фазе разработки, но всю процедуру согласования пока не прошел. — Как вы смотрите на перспективу работы со страховым брокером, который создается Роскосмосом? — Мы уже сейчас активно взаимодействуем с новой командой Роскосмоса по страхованию. Сам брокер как юридическое лицо еще не создан, но его создание ожидается в ближайшее время. Подход Роскосмоса к централизации страхования кажется правильным и актуальным. Предприятий космической отрасли, которые объединяет госкорпорация, много. И полезно, чтобы страхование стало централизованным, систематизированным и подконтрольным напрямую руководству Роскосмоса. — Как вы оцениваете убыточность в страховании спутников? — При страховании космических аппаратов есть две основных фазы: страхование самого запуска, когда аппарат выводят на орбиту, и страхование орбитальной эксплуатации, когда космический аппарат выполняет свои функции на орбите в течение нескольких лет. В прошлом году было две аварии на этапе запуска. В апреле был потерян корабль «Прогресс М-27М», который должен был доставить груз на МКС. Российские страховщики выплатили по этому случаю почти 2 миллиарда рублей. И в мае произошла авария ракеты «Протон» с космическим аппаратом «МекСат-1». Страховая выплата составила примерно 390 миллионов долларов. Это был коммерческий запуск в интересах иностранного заказчика. Российские компании не участвовали в страховании и перестраховании данного риска. Соответственно, и в выплате по данной аварии также не участвовали. Кроме этого, в прошлом году случилось две аварии космических аппаратов на этапе орбитальной эксплуатации. К сожалению, в обоих случаях это были аппараты российского производства — ЕgyptSat и AMOS. По ним сейчас ведется расследование, специальные комиссии выясняют причины аварий, планируются страховые выплаты. — По каким причинам в выплате может быть отказано? — В космическом страховании есть типовые исключения из покрытия, и страховщики оценивают, не подпадают ли причины аварии под эти исключения. Поэтому максимально точное определение причин происшествий — это наиболее важный этап при урегулировании космических убытков. Кроме того, в выплате может быть отказано при предоставлении недостоверной информации о космическом риске, либо в случае преднамеренных или умышленных действий, либо бездействия страхователя, которые привели к убытку. Кроме типовых исключений, есть и необычные, характерные только для космического страхования. Например, воздействие противоспутниковых устройств, воздействие химического, биологического, биохимического, электромагнитного, ядерного, лазерного и другого противоспутникового оружия. Помимо этого, стороны договора космического страхования могут согласовать и уникальные исключения из покрытия или, наоборот, расширения покрытия, связанные со спецификой того или иного космического проекта. Например, исключение из покрытия рисков работоспособности каких-либо элементов или блоков космической техники. — Нет ли сложностей с западными компаниями по перестрахованию космических проектов? — Разумеется, каждый космический проект в большой доле перестраховывается за границей. Если речь идет о перестраховании серийной космической техники, например запусков ракет-носителей «Союз» на МКС, запусков аппаратов серии «Глонасс» — сложностей нет, есть даже некий переизбыток перестраховочной емкости. Кроме того, западными перестраховщиками рынок не ограничивается, очень активно работают альтернативные рынки — Китай, Вьетнам, Корея, Индия. Уже даже есть некая конкуренция между перестраховщиками классических и альтернативных рынков. Но уровень сложности перестрахования зависит от конкретного проекта, от статистики работоспособности той или иной космической техники и от размера бюджета на перестрахование. Нередко возникают ситуации, когда размер перестраховочного бюджета ниже мнения рынка о стоимости перестрахования проекта. Или перестраховщиков не устраивает объем информации о риске. Или статистика работы космической техники неудовлетворительная. В таких ситуациях перестрахование становится очень сложным процессом. — А с санкционными объектами и клиентами как обстоят дела? — По таким рискам перестрахование сложнее. Здесь есть два варианта трудностей: либо предприятие — производитель космической техники может быть в санкционном списке, либо может быть санкционной сама техника, по своему функциональному назначению. То есть, например, техника для нужд Минобороны — автоматически санкционная. С этими проектами есть сложности с перестрахованием на классических европейских и американских рынках и тех рынках, которые поддерживают санкции. Но мы пытаемся справляться силами российского рынка и рынков альтернативных, которые санкционных обязательств не имеют. — Национальная перестраховочная компания (НПК, создается как 100-процентная «дочка» Центрального банка. — Прим. ред.) как-то поможет вам в этом? — НПК — это пока незаконченная история. Эта компания как раз и создается, чтобы работать с санкционными рисками России, но пока непонятны характеристики, что это будет за емкость, ее объем и порядок использования. Иными словами, пока неясно, как и на каких условиях эта компания будет принимать в перестрахование санкционные космические и иные риски. Пока не появятся нормативные акты о функциях и порядке работы НПК, обсуждать достоинства или недостатки такого варианта решения санкционной проблемы в перестраховании преждевременно. Близкий нам опыт создания подобной компании есть в Белоруссии. Там создана Белорусская национальная перестраховочная организация, куда, действительно, белорусские страховщики обязаны передавать все риски, которые выходят в перестрахование за рубеж. Они не имеют права самостоятельно перестраховывать свои риски за границей, могут двигаться только через «одни ворота». — Это негативный опыт? — Для рынка Белоруссии, где работает небольшое количество страховых компаний, наверное, это нормальный подход для централизации и контроля перестрахования. Для России такой подход вряд ли возможен — это создаст монополию перестраховочной деятельности и будет воспринято негативно и российскими страховщиками, и перестраховщиками зарубежных рынков. — Как обстоят дела со страхованием космонавтов? Нет ли тут проблем с финансированием? — Это страхование обязательное, в силу закона о космической деятельности РФ, который действует с

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика