«Иногда, отзывая лицензии, ЦБ нарушает закон о себе» - «Интервью» » Финансы и Банки
Создать акаунт

«Иногда, отзывая лицензии, ЦБ нарушает закон о себе» - «Интервью»

06 мар 2014, 22:31
Интервью
162
0
«Иногда, отзывая лицензии, ЦБ нарушает закон о себе» - «Интервью»
Павел Медведев
финансовый омбудсмен


«Иногда, отзывая лицензии, ЦБ нарушает закон о себе» - «Интервью»

В России скоро должен заработать институт финансового омбудсмена. О том, как он будет финансироваться, а также о проблемах банковского сектора и отношении к надзорной политике Центробанка в интервью порталу Банки.ру рассказал финансовый омбудсмен Павел МЕДВЕДЕВ.

— На днях заместитель министра финансов Алексей Моисеев заявил, что институт финансового омбудсмена будет создан при ЦБ РФ и за его счет. Расскажите, как будет работать финансовый омбудсмен?

— То, что институт финансового омбудсмена будет создан при ЦБ, не совсем точно. Если соответствующий законопроект будет принят Госдумой в текущей редакции, то ЦБ исполнит партию первый скрипки. Регулятор даст импульс, и если финансовый омбудсмен столкнется с дефицитом бюджета, то ЦБ будет покрывать издержки на его содержание. Но Банк России не будет командовать финансовым омбудсменом. В рамках института финансового омбудсмена будет создан наблюдательный совет, в который войдут представители Банка России, правительства, различных объединений профессиональных участников рынка — банков и страховщиков, а также представители самих граждан.

— Помимо вложений Центробанка, будут ведь еще и взносы участников финансового рынка на содержание института финансового омбудсмена? Есть ли понимание, каким окажется размер взноса и как он будет рассчитываться?

— Понимание пока очень слабое. Моисеев, сославшись на меня, называл сумму на содержание института финансового омбудсмена в течение одного года — порядка 120 миллионов рублей. На самом деле этот расчет был сделан главой Ассоциации российских банков Гарегином Тосуняном, Александром Турбановым (бывший глава Агентства по страхованию вкладов. — Прим. ред.), финансовым директором АРБ Тамарой Вахрушиной и мной. Полученная сумма представляется действительно ничтожной для запуска и работы института омбудсмена в течение года.

Но, по-видимому, на запуске эти деньги придется дать Центральному банку. Некоторое время назад у первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло совещание, на котором, в частности, обсуждался вопрос создания в России института финансового омбудсмена. В этом совещании участвовал первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов (возглавляет службу Банка России по финансовым рынкам. — Прим. ред.). Он, конечно, без особого восторга, но все же согласился, что для Центрального банка это несущественная сумма и что регулятор их может с легкостью предоставить. И, по-видимому, ему придется их дать. А дальше надо будет приспосабливаться к реальной жизни.

На самом деле эти 120 миллионов рублей получились в результате очень грубой экстраполяции, потому что у нас совсем крошечный опыт, а мы экстраполировали на значительно больший запрос общества. Эта экстраполяция получилась, на самом деле, в результате моей ошибки: однажды, выступая по радио, я дал номер телефона для обращения граждан. Причем это был даже не официальный номер службы, а телефон моей сотрудницы. В течение следующих двух недель после этого интенсивность обращений граждан выросла в 20 раз. Мы приняли консервативное предположение, что потребность в наших услугах в 10 раз больше, чем мы реально сейчас предоставляем. Но еще раз повторю, цифра очень приблизительная. В начальный период может понадобиться одна сумма, но по мере роста узнаваемости услуг финансового омбудсмена возрастет и необходимая для его работы сумма денег.

Так как Центральный банк готов покрывать дефицит бюджета финансового омбудсмена, точная оценка взносов участников рынка не очень важна.

— Речь идет именно о двух видах профессиональных участников финансового рынка — банках и страховщиках?

— Пока только о них. По-видимому, размер их взноса в институт финансового омбудсмена будет пропорционален вовлеченности в обслуживание физических лиц.

— Тут как раз может пригодиться всеми давно ожидаемый список системно значимых банков и финансовых институтов…

— Здесь дело не в системной значимости. Важнее понять, насколько вероятно обращение гражданина — клиента того или иного банка с проблемами. В первом грубом приближении представляется, что чем больше физлиц имеют дело с данным банком, тем больше вероятность их обращений к финансовому омбудсмену. Следовательно, тем больше надо взять денег на первом этапе. А потом посмотреть, действительно ли количество обращений пропорционально масштабу деятельности этого банка, связанной с обслуживанием граждан.

— В чем заключаются основные трудности запуска института финансового омбудсмена?

— На данный момент остается только принять закон. А у меня лично полно трудностей. В частности, я должен учитывать интересы и граждан, получающих кредиты, и граждан, доверяющих свои деньги банкам. Поэтому я не могу быть слишком добрым.

— В чем разница при работе с обращениями граждан с претензиями в адрес банков и МФО?

— Разница в том, что обращений от клиентов банков поступает несравненно больше. Просто потому, что масштаб деятельности банков по сравнению с МФО больше на два порядка. Но боюсь, что если МФО будут продолжать развиваться нынешними темпами, эта разница скоро нивелируется.

— А не боитесь, что на этом поприще такие МФО потеснят банки?

— Эти МФО, конечно, не потеснят банки по части масштаба деятельности. Но в смысле напряженности отношений с клиентами, возможно, и потеснят.

— Давайте вернемся к списку системно значимых банков. Недавно стало понятно, что ЦБ сознательно не хочет спешить с его публикацией. Как вы считаете, нужен ли вообще этот список и стоит ли его делать публичным?

— Я вслед за президентом АРБ Гарегином Тосуняном считаю, что Центральный банк должен довольно существенно, хотя и не очень резко, поменять свою надзорную политику. Не очень важно, какие банки системно значимы, а какие нет. В каждом банке находятся счета юридических лиц, которые обязаны эти счета иметь — государство закрепило данное требование законодательно. Когда банк банкротится, предприятиям говорят: извините, ваши деньги пропали. Это нелогично. Я думаю, что Центральный банк должен быть более открытым, прежде всего, по отношению к банкам. Не просто приходить с дубиной, а приходить сначала с разговором. В случае возникновения каких-то сомнений в устойчивости банка не наказывать его сразу же, а пытаться что-то посоветовать. Если же дело зашло далеко — перехватить инициативу. Ведь ЦБ имеет право вводить в кредитные организации временную администрацию.

— Вы о той инициативе, которая обсуждается еще с 2008 года, чтобы Агентство по страхованию вкладов могло санировать банки, которые не находятся в критическом состоянии?

— Я имею в виду помощь банкам, которые еще не достигли состояния, при котором регулятор должен отозвать у них лицензию. Такой помощью может быть человеческий разговор с банком, который подозревается в неблагополучии. Это неблагополучие надо попытаться ликвидировать, а не дожидаться образования «дыр» в балансах и капитале.

Строго говоря, Центральный банк регулярно нарушает положения закона «О Центральном банке», который я написал своей рукой, поддавшись настоятельной просьбе Козлова (Андрей Козлов, бывший первый заместитель председателя ЦБ, трагически погиб в 2006 году. -Прим. ред.). Он в свое время настаивал на включении в нормативный акт пункта, согласно которому Центральный банк обязан отозвать лицензию, если показатель достаточности капитала опускается до уровня 2% или ниже. Я же был против наложения на ЦБ каких-либо обязательств, так как они, как мне казалось, уменьшают независимость регулятора. Но если бы ЦБ отзывал лицензии у банков при 2% достаточности капитала, тогда у всех лишенных лицензии на данный момент банков был бы положительный капитал. Однако все банки, лишившиеся лицензии в последнее время, залезли в карман своих вкладчиков.

— Но в большинстве случаев ликвидированным банкам не хватало резервов, адекватных кредитной политике…

— При создании резервов снижается капитал, следовательно, снижается его относительная достаточность. Отзывать лицензии надо, когда относительная достаточность капитала 2%, то есть пока капитал еще положительный.

— То есть, если ЦБ изменит подходы надзорной политики, список системно значимых банков будет не нужен?

— Список в принципе не очень важен. Хотя я понимаю ЦБ, который хочет выделить банки, неустойчивость которых может быть опасна для системы. Я думаю, что по отношению к каждому банку ЦБ должен вести себя более лояльно и осторожно. Должна вестись дискуссия с банком, должны быть попытки исправить положение. Нельзя забывать, что альтернатива этому — цинизм закона.

— А в нынешних условиях ЦБ не поздно становиться лояльнее к банкам, если доверие россиян к банковской системе снижается?

— Я бы не сказал, что доверие граждан сильно снизилось, ведь количество граждан — клиентов банков не сокращается. Подавляющее большинство россиян продолжают нести деньги в банки. Но люди с большими деньгами забеспокоились.

К сожалению, денежные средства среди населения РФ распределены неравномерно. В России застраховано 98% вкладов в количественном выражении, а по объему, по-моему, и 50% нет. То есть в очень маленькое количество вкладов — 2% — попадает практически 50% от объема депонированных гражданами денег.

— В качестве одной из мер разрешения данной ситуации Минфин предлагает повысить размер страхового возмещения до 1 миллиона рублей…

— Это не очень принципиально. На самом деле существенной разницы между 700 тысячами и 1 миллионом рублей нет.

— Как обстоят дела с доверием банков друг к другу?

— Тут нет сильного доверия, межбанк в конце прошлого года просел очень сильно, и пока не очевидно, что он стал возрождаться.

— Как бы вы охарактеризовали банковскую систему России в данный момент?

— Сейчас она не очень стабильна, потому что экономика страны в целом неблагополучна. Но следует признать, что банковская система функционирует в среднем лучше, чем другие финансовые институты.

— Что бы вы в первую очередь изменили в российской банковской системе?

— Мои мечты не ограничиваются банковской системой…

— …в экономике?

— Да. В ней нужно побудить органы власти слушаться президента. Ведь он уже неоднократно подавал сигналы, не прямым текстом, конечно, что в экономике серьезные проблемы. Если не будет притока инвестиций, страна может погрузиться в рецессию. Инвестиций не будет, если не будет нормального инвестиционного климата. А инвестиционного климата не будет, если не будут эффективно защищаться права собственности. Увы, российская правоприменительная практика абсолютно абсурдна.

Беседовал Михаил ТЕГИН,


Павел Медведев финансовый омбудсмен В России скоро должен заработать институт финансового омбудсмена. О том, как он будет финансироваться, а также о проблемах банковского сектора и отношении к надзорной политике Центробанка в интервью порталу Банки.ру рассказал финансовый омбудсмен Павел МЕДВЕДЕВ. — На днях заместитель министра финансов Алексей Моисеев заявил, что институт финансового омбудсмена будет создан при ЦБ РФ и за его счет. Расскажите, как будет работать финансовый омбудсмен? — То, что институт финансового омбудсмена будет создан при ЦБ, не совсем точно. Если соответствующий законопроект будет принят Госдумой в текущей редакции, то ЦБ исполнит партию первый скрипки. Регулятор даст импульс, и если финансовый омбудсмен столкнется с дефицитом бюджета, то ЦБ будет покрывать издержки на его содержание. Но Банк России не будет командовать финансовым омбудсменом. В рамках института финансового омбудсмена будет создан наблюдательный совет, в который войдут представители Банка России, правительства, различных объединений профессиональных участников рынка — банков и страховщиков, а также представители самих граждан. — Помимо вложений Центробанка, будут ведь еще и взносы участников финансового рынка на содержание института финансового омбудсмена? Есть ли понимание, каким окажется размер взноса и как он будет рассчитываться? — Понимание пока очень слабое. Моисеев, сославшись на меня, называл сумму на содержание института финансового омбудсмена в течение одного года — порядка 120 миллионов рублей. На самом деле этот расчет был сделан главой Ассоциации российских банков Гарегином Тосуняном, Александром Турбановым (бывший глава Агентства по страхованию вкладов. — Прим. ред.), финансовым директором АРБ Тамарой Вахрушиной и мной. Полученная сумма представляется действительно ничтожной для запуска и работы института омбудсмена в течение года. Но, по-видимому, на запуске эти деньги придется дать Центральному банку. Некоторое время назад у первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло совещание, на котором, в частности, обсуждался вопрос создания в России института финансового омбудсмена. В этом совещании участвовал первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов (возглавляет службу Банка России по финансовым рынкам. — Прим. ред.). Он, конечно, без особого восторга, но все же согласился, что для Центрального банка это несущественная сумма и что регулятор их может с легкостью предоставить. И, по-видимому, ему придется их дать. А дальше надо будет приспосабливаться к реальной жизни. На самом деле эти 120 миллионов рублей получились в результате очень грубой экстраполяции, потому что у нас совсем крошечный опыт, а мы экстраполировали на значительно больший запрос общества. Эта экстраполяция получилась, на самом деле, в результате моей ошибки: однажды, выступая по радио, я дал номер телефона для обращения граждан. Причем это был даже не официальный номер службы, а телефон моей сотрудницы. В течение следующих двух недель после этого интенсивность обращений граждан выросла в 20 раз. Мы приняли консервативное предположение, что потребность в наших услугах в 10 раз больше, чем мы реально сейчас предоставляем. Но еще раз повторю, цифра очень приблизительная. В начальный период может понадобиться одна сумма, но по мере роста узнаваемости услуг финансового омбудсмена возрастет и необходимая для его работы сумма денег. Так как Центральный банк готов покрывать дефицит бюджета финансового омбудсмена, точная оценка взносов участников рынка не очень важна. — Речь идет именно о двух видах профессиональных участников финансового рынка — банках и страховщиках? — Пока только о них. По-видимому, размер их взноса в институт финансового омбудсмена будет пропорционален вовлеченности в обслуживание физических лиц. — Тут как раз может пригодиться всеми давно ожидаемый список системно значимых банков и финансовых институтов… — Здесь дело не в системной значимости. Важнее понять, насколько вероятно обращение гражданина — клиента того или иного банка с проблемами. В первом грубом приближении представляется, что чем больше физлиц имеют дело с данным банком, тем больше вероятность их обращений к финансовому омбудсмену. Следовательно, тем больше надо взять денег на первом этапе. А потом посмотреть, действительно ли количество обращений пропорционально масштабу деятельности этого банка, связанной с обслуживанием граждан. — В чем заключаются основные трудности запуска института финансового омбудсмена? — На данный момент остается только принять закон. А у меня лично полно трудностей. В частности, я должен учитывать интересы и граждан, получающих кредиты, и граждан, доверяющих свои деньги банкам. Поэтому я не могу быть слишком добрым. — В чем разница при работе с обращениями граждан с претензиями в адрес банков и МФО? — Разница в том, что обращений от клиентов банков поступает несравненно больше. Просто потому, что масштаб деятельности банков по сравнению с МФО больше на два порядка. Но боюсь, что если МФО будут продолжать развиваться нынешними темпами, эта разница скоро нивелируется. — А не боитесь, что на этом поприще такие МФО потеснят банки? — Эти МФО, конечно, не потеснят банки по части масштаба деятельности. Но в смысле напряженности отношений с клиентами, возможно, и потеснят. — Давайте вернемся к списку системно значимых банков. Недавно стало понятно, что ЦБ сознательно не хочет спешить с его публикацией. Как вы считаете, нужен ли вообще этот список и стоит ли его делать публичным? — Я вслед за президентом АРБ Гарегином Тосуняном считаю, что Центральный банк должен довольно существенно, хотя и не очень резко, поменять свою надзорную политику. Не очень важно, какие банки системно значимы, а какие нет. В каждом банке находятся счета юридических лиц, которые обязаны эти счета иметь — государство закрепило данное требование законодательно. Когда банк банкротится, предприятиям говорят: извините, ваши деньги пропали. Это нелогично. Я думаю, что Центральный банк должен быть более открытым, прежде всего, по отношению к банкам. Не просто приходить с дубиной, а приходить сначала с разговором. В случае возникновения каких-то сомнений в устойчивости банка не наказывать его сразу же, а пытаться что-то посоветовать. Если же дело зашло далеко — перехватить инициативу. Ведь ЦБ имеет право вводить в кредитные организации временную администрацию. — Вы о той инициативе, которая обсуждается еще с 2008 года, чтобы Агентство по страхованию вкладов могло санировать банки, которые не находятся в критическом состоянии? — Я имею в виду помощь банкам, которые еще не достигли состояния, при котором регулятор должен отозвать у них лицензию. Такой помощью может быть человеческий разговор с банком, который подозревается в неблагополучии. Это неблагополучие надо попытаться ликвидировать, а не дожидаться образования «дыр» в балансах и капитале. Строго говоря, Центральный банк регулярно нарушает положения закона «О Центральном банке», который я написал своей рукой, поддавшись настоятельной просьбе Козлова (Андрей Козлов, бывший первый заместитель председателя ЦБ, трагически погиб в 2006 году. -Прим. ред.). Он в свое время настаивал на включении в нормативный акт пункта, согласно которому Центральный банк обязан отозвать лицензию, если показатель достаточности капитала опускается до уровня 2% или ниже. Я же был против наложения на ЦБ каких-либо обязательств, так как они, как мне казалось, уменьшают независимость регулятора. Но если бы ЦБ отзывал лицензии у банков при 2% достаточности капитала, тогда у всех лишенных лицензии на данный момент банков был бы положительный капитал. Однако все банки, лишившиеся лицензии в последнее время, залезли в карман своих вкладчиков. — Но в большинстве случаев ликвидированным банкам не хватало резервов, адекватных кредитной политике… — При создании резервов снижается капитал, следовательно, снижается его относительная достаточность. Отзывать лицензии надо, когда относительная достаточность капитала 2%, то есть пока капитал еще положительный. — То есть, если ЦБ изменит подходы надзорной политики, список системно значимых банков будет не нужен? — Список в принципе не очень важен. Хотя я понимаю ЦБ, который хочет выделить банки, неустойчивость которых может быть опасна для системы. Я думаю, что по отношению к каждому банку ЦБ должен вести себя более лояльно и осторожно. Должна вестись дискуссия с банком, должны быть попытки исправить положение. Нельзя забывать, что альтернатива этому — цинизм закона. — А в нынешних условиях ЦБ не поздно становиться лояльнее к банкам, если доверие россиян к банковской системе снижается? — Я бы не сказал, что доверие граждан сильно снизилось, ведь количество граждан — клиентов банков не сокращается. Подавляющее большинство россиян продолжают нести деньги в банки. Но люди с большими деньгами забеспокоились. К сожалению, денежные средства среди населения РФ распределены неравномерно. В России застраховано 98% вкладов в количественном выражении, а по объему, по-моему, и 50% нет. То есть в очень маленькое количество вкладов — 2% — попадает практически 50% от объема депонированных гражданами денег. — В качестве одной из мер разрешения данной ситуации Минфин предлагает повысить размер страхового возмещения до 1 миллиона рублей… — Это не очень принципиально. На самом деле существенной разницы между 700 тысячами и 1 миллионом рублей нет. — Как обстоят дела с доверием банков друг к другу? — Тут нет сильного доверия, межбанк в конце прошлого года просел очень сильно, и пока не очевидно, что он стал возрождаться. — Как бы вы охарактеризовали банковскую систему России в данный момент? — Сейчас она не очень стабильна, потому что экономика страны в целом неблагополучна. Но следует признать, что банковская система функционирует в среднем лучше, чем другие финансовые институты. — Что бы вы в первую очередь изменили в российской банковской системе? — Мои мечты не ограничиваются банковской системой… — …в экономике? — Да. В ней нужно побудить органы власти слушаться президента. Ведь он уже неоднократно подавал сигналы, не прямым текстом,

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика