Долг платежом красен - «Финансы и Банки» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Долг платежом красен - «Финансы и Банки»

16 июл 2013, 08:00
Новости Банков
234
0
Долг платежом красен - «Финансы и Банки»
Долг платежом красен - «Финансы и Банки»

Согласно данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), предоставленным порталу Банки.ру, с марта текущего года неизменно растет просрочка по кредитам физлицам. Больше всего «страдает» сегмент потребительских кредитов. POS- и автокредиты же, наоборот, показывают снижение просрочки.

Исходя из статистики Объединенного кредитного бюро, которое владеет 115 млн кредитных историй, с марта 2013 года планомерно растет просрочка по розничным кредитам. С марта по июль она выросла на 0,16 процентного пункта и достигла отметки в 6,44%, то есть в базе ОКБ стало на 737,9 тыс. просроченных кредитов больше. В частности, рост просрочки показывают потребительские кредиты. Если в январе просрочка по ним составляла 5,53%, то в июне — уже 5,82%.

Иная ситуация в сегментах POS-кредитования и автокредитования. В них просрочка, наоборот, снижается. Так, POS-кредиты с июня 2012 года «потеряли» 2,67 п. п. — просрочка по ним снизилась с 5,82% до 3,15%. С июня-2012 по май-2013 показывали снижение и автокредиты — просрочка по ним упала с 4,51% до 3,99%, однако в мае она снова показала восходящий тренд, достигнув 4,16%, а в июне опять снизилась до 4,07%.

При этом по активным розничным кредитам (то есть действующим по сей день) с марта 2013 года отмечается рост просрочки с 11,73% до 12,08%. Среди них активные потребительские кредиты выросли с 12,32% до 13,27%, а кредитные карты

— с 9,63% до 10,1%. Активные POS-кредиты «ведут» себя лучше, с марта просрочка по ним снизилась с 21,98% до 15,66%.

Эксперты отмечают, что спрос на автокредиты в отличие от других видов ссуд во многом имеет сезонный характер, им и обусловлена «скачущая» просрочка по данному виду кредитов. «Обычно изменение уровня просрочки подвержено сезонным трендам, а также связано с тем, что рынок автокредитов очень зависит от рынка продаж автомобилей. Продажи автомобилей в последнее время испытывают сильные колебания — например, в этом году автомобилей продается меньше, чем в прошлом. Просрочка всегда растет, когда кредитный рынок

замедляется», — отмечает старший вице-президент, директор по развитию бизнеса потребительского кредитования и стратегических партнерств Альфа-Банка Дмитрий Жиздюк.

Согласен с этим мнением и член управляющего комитета, директор департамента потребительского кредитования Хоум Кредит Банка Александр Антоненко. По его словам, на волне снижения спроса на автокредиты дефолтность по ним стала более заметной в общем объеме розничных кредитов.

Несколько иное видение у заместителя генерального директора Объединенного кредитного бюро Николая Мясникова. В частности, он полагает, что в конце весны автодилеры начали агрессивные продажи автомобилей, активно предлагая скидки и другие льготные условия покупки. «Возможно, шанс на хороших условиях получить автомобиль более высокого класса привлек не совсем платежеспособных клиентов банков либо мошенников, которые воспользовались благоприятной ситуацией, когда банки ослабили требования к заемщикам по автокредитам», — размышляет собеседник.

Как бы то ни было, банкиры подтверждают, что просрочка по розничным кредитам действительно растет, причем наиболее «волнующим» сегментом является в данном плане потребительское кредитование.

«Можно сказать, что в сегменте кредитов наличными мы видим рост дефолтности, чего не наблюдается в сегменте кредитов на товары, — комментирует Антоненко. — Я думаю, что это связано с тем, что целевые кредиты традиционно менее рискованны и средняя сумма по ним меньше. В целом же я полагаю, что просрочка по розничным кредитам будет снижаться, так как все больше банков обращают внимание на этот показатель, это в том числе связано с требованиями Центробанка по досозданию резервов на возможные потери».

Дмитрий Жиздюк обращает внимание на то, что тенденцию к ухудшению качества заемщиков отмечают сейчас многие банки. Он связывает эту тенденцию и с ростом закредитованности россиян, и с замедлением темпов роста экономики и зарплат. «Кроме того, все больше банков выходят на рынок потребительских кредитов, соответственно, все больше слоев населения вовлекается в этот процесс, рисками становится все сложнее управлять, — напоминает банкир. — Что же касается распределения просрочки между продуктами, все это очень индивидуально и зависит от рисковой политики каждого отдельного банка. Я не могу сказать, что в нашем банке просрочка именно по потребкредитам растет, а по POS-кредитам падает. Но вообще, учитывая, что сейчас многие банки начали активно работать в сфере кредитов наличными, можно предположить, что новый сегмент позволил им «наловить» не только новых клиентов, но также и большое количество дефолтов и рисков — процесс калибровки рисковых систем всегда сложен».

Судя по статистике, предоставленной ОКБ, у частных клиентов наименее популярно залоговое кредитование. Причем не ипотека или автокредиты, а кредиты на определенные нужды под залог

недвижимости, ценных бумаг или иной собственности. Если по состоянию на июнь 2013 года всего в ОКБ хранились данные о 101,5 млн оплаченных в срок кредитах за месяц, то наименьшую долю из них занимали именно кредиты с обеспечением (651,5 тыс. оплаченных кредитов за месяц), на втором «непопулярном» месте — ипотека (почти 2 млн оплаченных в срок кредитов), на третьем — автокредиты (2,9 млн). Самыми же востребованными являются потребительские кредиты — их оплачено в срок 68,9 млн.

Примечательно, что, по данным Объединенного кредитного бюро, наименьший объем просрочки приходится на ипотеку — 2,25%, по данным июня, а наибольший — на залоговые кредиты (9,49%). Чаще всего сограждане допускают просрочку до окончания первого «кредитного» месяца (это свойственно клиентам, открывшим ипотечный и автокредит

, либо пользователям кредитных карт), а также спустя полгода после получения кредита (POS-кредиты). Кроме того, ссуды с обеспечением и потребительские кредиты не выплачивают в срок чаще всего на четвертый месяц.

Дмитрий Жиздюк из Альфа-Банка объясняет подобную статистику тем, что в первый месяц после получения кредита обычно «показываются» мошеннические дефолты по тем ссудам, которые в принципе не будут возвращены банку. Просрочки же в следующие месяцы, связанные с социальными дефолтами (когда у заемщика по тем или иным причинам нет возможности внести ежемесячный платеж), сильно зависят от характеристик и типа кредитного продукта, считает эксперт.

Николай Мясников из ОКБ, в свою очередь, говорит о том, что обычно критическим с точки зрения частоты просрочек является срок до 30 дней, так как заемщики только начинают оплачивать кредит и не все вовремя успевают внести первый платеж из-за отсутствия опыта. Также многие допускают просрочки на четвертом и пятом месяцах. «Видимо, на это время приходятся неожиданные события, к которым семьи часто оказываются в финансовом плане не готовыми, — уточняет собеседник. — В обоих случаях можно говорить скорее о неумении управлять деньгами, чем о злом умысле или попытке мошенничества».

Анна ДУБРОВСКАЯ,


Согласно данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), предоставленным порталу Банки.ру, с марта текущего года неизменно растет просрочка по кредитам физлицам. Больше всего «страдает» сегмент потребительских кредитов. POS- и автокредиты же, наоборот, показывают снижение просрочки. Исходя из статистики Объединенного кредитного бюро, которое владеет 115 млн кредитных историй, с марта 2013 года планомерно растет просрочка по розничным кредитам. С марта по июль она выросла на 0,16 процентного пункта и достигла отметки в 6,44%, то есть в базе ОКБ стало на 737,9 тыс. просроченных кредитов больше. В частности, рост просрочки показывают потребительские кредиты. Если в январе просрочка по ним составляла 5,53%, то в июне — уже 5,82%. Иная ситуация в сегментах POS-кредитования и автокредитования. В них просрочка, наоборот, снижается. Так, POS-кредиты с июня 2012 года «потеряли» 2,67 п. п. — просрочка по ним снизилась с 5,82% до 3,15%. С июня-2012 по май-2013 показывали снижение и автокредиты — просрочка по ним упала с 4,51% до 3,99%, однако в мае она снова показала восходящий тренд, достигнув 4,16%, а в июне опять снизилась до 4,07%. При этом по активным розничным кредитам (то есть действующим по сей день) с марта 2013 года отмечается рост просрочки с 11,73% до 12,08%. Среди них активные потребительские кредиты выросли с 12,32% до 13,27%, а кредитные карты — с 9,63% до 10,1%. Активные POS-кредиты «ведут» себя лучше, с марта просрочка по ним снизилась с 21,98% до 15,66%. Эксперты отмечают, что спрос на автокредиты в отличие от других видов ссуд во многом имеет сезонный характер, им и обусловлена «скачущая» просрочка по данному виду кредитов. «Обычно изменение уровня просрочки подвержено сезонным трендам, а также связано с тем, что рынок автокредитов очень зависит от рынка продаж автомобилей. Продажи автомобилей в последнее время испытывают сильные колебания — например, в этом году автомобилей продается меньше, чем в прошлом. Просрочка всегда растет, когда кредитный рынок замедляется», — отмечает старший вице-президент, директор по развитию бизнеса потребительского кредитования и стратегических партнерств Альфа-Банка Дмитрий Жиздюк. Согласен с этим мнением и член управляющего комитета, директор департамента потребительского кредитования Хоум Кредит Банка Александр Антоненко. По его словам, на волне снижения спроса на автокредиты дефолтность по ним стала более заметной в общем объеме розничных кредитов. Несколько иное видение у заместителя генерального директора Объединенного кредитного бюро Николая Мясникова. В частности, он полагает, что в конце весны автодилеры начали агрессивные продажи автомобилей, активно предлагая скидки и другие льготные условия покупки. «Возможно, шанс на хороших условиях получить автомобиль более высокого класса привлек не совсем платежеспособных клиентов банков либо мошенников, которые воспользовались благоприятной ситуацией, когда банки ослабили требования к заемщикам по автокредитам», — размышляет собеседник. Как бы то ни было, банкиры подтверждают, что просрочка по розничным кредитам действительно растет, причем наиболее «волнующим» сегментом является в данном плане потребительское кредитование. «Можно сказать, что в сегменте кредитов наличными мы видим рост дефолтности, чего не наблюдается в сегменте кредитов на товары, — комментирует Антоненко. — Я думаю, что это связано с тем, что целевые кредиты традиционно менее рискованны и средняя сумма по ним меньше. В целом же я полагаю, что просрочка по розничным кредитам будет снижаться, так как все больше банков обращают внимание на этот показатель, это в том числе связано с требованиями Центробанка по досозданию резервов на возможные потери». Дмитрий Жиздюк обращает внимание на то, что тенденцию к ухудшению качества заемщиков отмечают сейчас многие банки. Он связывает эту тенденцию и с ростом закредитованности россиян, и с замедлением темпов роста экономики и зарплат. «Кроме того, все больше банков выходят на рынок потребительских кредитов, соответственно, все больше слоев населения вовлекается в этот процесс, рисками становится все сложнее управлять, — напоминает банкир. — Что же касается распределения просрочки между продуктами, все это очень индивидуально и зависит от рисковой политики каждого отдельного банка. Я не могу сказать, что в нашем банке просрочка именно по потребкредитам растет, а по POS-кредитам падает. Но вообще, учитывая, что сейчас многие банки начали активно работать в сфере кредитов наличными, можно предположить, что новый сегмент позволил им «наловить» не только новых клиентов, но также и большое количество дефолтов и рисков — процесс калибровки рисковых систем всегда сложен». Судя по статистике, предоставленной ОКБ, у частных клиентов наименее популярно залоговое кредитование. Причем не ипотека или автокредиты, а кредиты на определенные нужды под залог недвижимости, ценных бумаг или иной собственности. Если по состоянию на июнь 2013 года всего в ОКБ хранились данные о 101,5 млн оплаченных в срок кредитах за месяц, то наименьшую долю из них занимали именно кредиты с обеспечением (651,5 тыс. оплаченных кредитов за месяц), на втором «непопулярном» месте — ипотека (почти 2 млн оплаченных в срок кредитов), на третьем — автокредиты (2,9 млн). Самыми же востребованными являются потребительские кредиты — их оплачено в срок 68,9 млн. Примечательно, что, по данным Объединенного кредитного бюро, наименьший объем просрочки приходится на ипотеку — 2,25%, по данным июня, а наибольший — на залоговые кредиты (9,49%). Чаще всего сограждане допускают просрочку до окончания первого «кредитного» месяца (это свойственно клиентам, открывшим ипотечный и автокредит , либо пользователям кредитных карт), а также спустя полгода после получения кредита (POS-кредиты). Кроме того, ссуды с обеспечением и потребительские кредиты не выплачивают в срок чаще всего на четвертый месяц. Дмитрий Жиздюк из Альфа-Банка объясняет подобную статистику тем, что в первый месяц после получения кредита обычно «показываются» мошеннические дефолты по тем ссудам, которые в принципе не будут возвращены банку. Просрочки же в следующие месяцы, связанные с социальными дефолтами (когда у заемщика по тем или иным причинам нет возможности внести ежемесячный платеж), сильно зависят от характеристик и типа кредитного продукта, считает эксперт. Николай Мясников из ОКБ, в свою очередь, говорит о том, что обычно критическим с точки зрения частоты просрочек является срок до 30 дней, так как заемщики только начинают оплачивать кредит и не все вовремя успевают внести первый платеж из-за отсутствия опыта. Также многие допускают просрочки на четвертом и пятом месяцах. «Видимо, на это время приходятся неожиданные события, к которым семьи часто оказываются в финансовом плане не готовыми, — уточняет собеседник. — В обоих случаях можно говорить скорее о неумении управлять деньгами, чем о злом умысле или попытке мошенничества». Анна ДУБРОВСКАЯ,

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru