Долг платежом красен - «Финансы и Банки» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Долг платежом красен - «Финансы и Банки»

16 июл 2013, 08:00
Новости Банков
182
0
Долг платежом красен - «Финансы и Банки»
Долг платежом красен - «Финансы и Банки»

Согласно данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), предоставленным порталу Банки.ру, с марта текущего года неизменно растет просрочка по кредитам физлицам. Больше всего «страдает» сегмент потребительских кредитов. POS- и автокредиты же, наоборот, показывают снижение просрочки.

Исходя из статистики Объединенного кредитного бюро, которое владеет 115 млн кредитных историй, с марта 2013 года планомерно растет просрочка по розничным кредитам. С марта по июль она выросла на 0,16 процентного пункта и достигла отметки в 6,44%, то есть в базе ОКБ стало на 737,9 тыс. просроченных кредитов больше. В частности, рост просрочки показывают потребительские кредиты. Если в январе просрочка по ним составляла 5,53%, то в июне — уже 5,82%.

Иная ситуация в сегментах POS-кредитования и автокредитования. В них просрочка, наоборот, снижается. Так, POS-кредиты с июня 2012 года «потеряли» 2,67 п. п. — просрочка по ним снизилась с 5,82% до 3,15%. С июня-2012 по май-2013 показывали снижение и автокредиты — просрочка по ним упала с 4,51% до 3,99%, однако в мае она снова показала восходящий тренд, достигнув 4,16%, а в июне опять снизилась до 4,07%.

При этом по активным розничным кредитам (то есть действующим по сей день) с марта 2013 года отмечается рост просрочки с 11,73% до 12,08%. Среди них активные потребительские кредиты выросли с 12,32% до 13,27%, а кредитные карты

— с 9,63% до 10,1%. Активные POS-кредиты «ведут» себя лучше, с марта просрочка по ним снизилась с 21,98% до 15,66%.

Эксперты отмечают, что спрос на автокредиты в отличие от других видов ссуд во многом имеет сезонный характер, им и обусловлена «скачущая» просрочка по данному виду кредитов. «Обычно изменение уровня просрочки подвержено сезонным трендам, а также связано с тем, что рынок автокредитов очень зависит от рынка продаж автомобилей. Продажи автомобилей в последнее время испытывают сильные колебания — например, в этом году автомобилей продается меньше, чем в прошлом. Просрочка всегда растет, когда кредитный рынок

замедляется», — отмечает старший вице-президент, директор по развитию бизнеса потребительского кредитования и стратегических партнерств Альфа-Банка Дмитрий Жиздюк.

Согласен с этим мнением и член управляющего комитета, директор департамента потребительского кредитования Хоум Кредит Банка Александр Антоненко. По его словам, на волне снижения спроса на автокредиты дефолтность по ним стала более заметной в общем объеме розничных кредитов.

Несколько иное видение у заместителя генерального директора Объединенного кредитного бюро Николая Мясникова. В частности, он полагает, что в конце весны автодилеры начали агрессивные продажи автомобилей, активно предлагая скидки и другие льготные условия покупки. «Возможно, шанс на хороших условиях получить автомобиль более высокого класса привлек не совсем платежеспособных клиентов банков либо мошенников, которые воспользовались благоприятной ситуацией, когда банки ослабили требования к заемщикам по автокредитам», — размышляет собеседник.

Как бы то ни было, банкиры подтверждают, что просрочка по розничным кредитам действительно растет, причем наиболее «волнующим» сегментом является в данном плане потребительское кредитование.

«Можно сказать, что в сегменте кредитов наличными мы видим рост дефолтности, чего не наблюдается в сегменте кредитов на товары, — комментирует Антоненко. — Я думаю, что это связано с тем, что целевые кредиты традиционно менее рискованны и средняя сумма по ним меньше. В целом же я полагаю, что просрочка по розничным кредитам будет снижаться, так как все больше банков обращают внимание на этот показатель, это в том числе связано с требованиями Центробанка по досозданию резервов на возможные потери».

Дмитрий Жиздюк обращает внимание на то, что тенденцию к ухудшению качества заемщиков отмечают сейчас многие банки. Он связывает эту тенденцию и с ростом закредитованности россиян, и с замедлением темпов роста экономики и зарплат. «Кроме того, все больше банков выходят на рынок потребительских кредитов, соответственно, все больше слоев населения вовлекается в этот процесс, рисками становится все сложнее управлять, — напоминает банкир. — Что же касается распределения просрочки между продуктами, все это очень индивидуально и зависит от рисковой политики каждого отдельного банка. Я не могу сказать, что в нашем банке просрочка именно по потребкредитам растет, а по POS-кредитам падает. Но вообще, учитывая, что сейчас многие банки начали активно работать в сфере кредитов наличными, можно предположить, что новый сегмент позволил им «наловить» не только новых клиентов, но также и большое количество дефолтов и рисков — процесс калибровки рисковых систем всегда сложен».

Судя по статистике, предоставленной ОКБ, у частных клиентов наименее популярно залоговое кредитование. Причем не ипотека или автокредиты, а кредиты на определенные нужды под залог

недвижимости, ценных бумаг или иной собственности. Если по состоянию на июнь 2013 года всего в ОКБ хранились данные о 101,5 млн оплаченных в срок кредитах за месяц, то наименьшую долю из них занимали именно кредиты с обеспечением (651,5 тыс. оплаченных кредитов за месяц), на втором «непопулярном» месте — ипотека (почти 2 млн оплаченных в срок кредитов), на третьем — автокредиты (2,9 млн). Самыми же востребованными являются потребительские кредиты — их оплачено в срок 68,9 млн.

Примечательно, что, по данным Объединенного кредитного бюро, наименьший объем просрочки приходится на ипотеку — 2,25%, по данным июня, а наибольший — на залоговые кредиты (9,49%). Чаще всего сограждане допускают просрочку до окончания первого «кредитного» месяца (это свойственно клиентам, открывшим ипотечный и автокредит

, либо пользователям кредитных карт), а также спустя полгода после получения кредита (POS-кредиты). Кроме того, ссуды с обеспечением и потребительские кредиты не выплачивают в срок чаще всего на четвертый месяц.

Дмитрий Жиздюк из Альфа-Банка объясняет подобную статистику тем, что в первый месяц после получения кредита обычно «показываются» мошеннические дефолты по тем ссудам, которые в принципе не будут возвращены банку. Просрочки же в следующие месяцы, связанные с социальными дефолтами (когда у заемщика по тем или иным причинам нет возможности внести ежемесячный платеж), сильно зависят от характеристик и типа кредитного продукта, считает эксперт.

Николай Мясников из ОКБ, в свою очередь, говорит о том, что обычно критическим с точки зрения частоты просрочек является срок до 30 дней, так как заемщики только начинают оплачивать кредит и не все вовремя успевают внести первый платеж из-за отсутствия опыта. Также многие допускают просрочки на четвертом и пятом месяцах. «Видимо, на это время приходятся неожиданные события, к которым семьи часто оказываются в финансовом плане не готовыми, — уточняет собеседник. — В обоих случаях можно говорить скорее о неумении управлять деньгами, чем о злом умысле или попытке мошенничества».

Анна ДУБРОВСКАЯ,


Согласно данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), предоставленным порталу Банки.ру, с марта текущего года неизменно растет просрочка по кредитам физлицам. Больше всего «страдает» сегмент потребительских кредитов. POS- и автокредиты же, наоборот, показывают снижение просрочки. Исходя из статистики Объединенного кредитного бюро, которое владеет 115 млн кредитных историй, с марта 2013 года планомерно растет просрочка по розничным кредитам. С марта по июль она выросла на 0,16 процентного пункта и достигла отметки в 6,44%, то есть в базе ОКБ стало на 737,9 тыс. просроченных кредитов больше. В частности, рост просрочки показывают потребительские кредиты. Если в январе просрочка по ним составляла 5,53%, то в июне — уже 5,82%. Иная ситуация в сегментах POS-кредитования и автокредитования. В них просрочка, наоборот, снижается. Так, POS-кредиты с июня 2012 года «потеряли» 2,67 п. п. — просрочка по ним снизилась с 5,82% до 3,15%. С июня-2012 по май-2013 показывали снижение и автокредиты — просрочка по ним упала с 4,51% до 3,99%, однако в мае она снова показала восходящий тренд, достигнув 4,16%, а в июне опять снизилась до 4,07%. При этом по активным розничным кредитам (то есть действующим по сей день) с марта 2013 года отмечается рост просрочки с 11,73% до 12,08%. Среди них активные потребительские кредиты выросли с 12,32% до 13,27%, а кредитные карты — с 9,63% до 10,1%. Активные POS-кредиты «ведут» себя лучше, с марта просрочка по ним снизилась с 21,98% до 15,66%. Эксперты отмечают, что спрос на автокредиты в отличие от других видов ссуд во многом имеет сезонный характер, им и обусловлена «скачущая» просрочка по данному виду кредитов. «Обычно изменение уровня просрочки подвержено сезонным трендам, а также связано с тем, что рынок автокредитов очень зависит от рынка продаж автомобилей. Продажи автомобилей в последнее время испытывают сильные колебания — например, в этом году автомобилей продается меньше, чем в прошлом. Просрочка всегда растет, когда кредитный рынок замедляется», — отмечает старший вице-президент, директор по развитию бизнеса потребительского кредитования и стратегических партнерств Альфа-Банка Дмитрий Жиздюк. Согласен с этим мнением и член управляющего комитета, директор департамента потребительского кредитования Хоум Кредит Банка Александр Антоненко. По его словам, на волне снижения спроса на автокредиты дефолтность по ним стала более заметной в общем объеме розничных кредитов. Несколько иное видение у заместителя генерального директора Объединенного кредитного бюро Николая Мясникова. В частности, он полагает, что в конце весны автодилеры начали агрессивные продажи автомобилей, активно предлагая скидки и другие льготные условия покупки. «Возможно, шанс на хороших условиях получить автомобиль более высокого класса привлек не совсем платежеспособных клиентов банков либо мошенников, которые воспользовались благоприятной ситуацией, когда банки ослабили требования к заемщикам по автокредитам», — размышляет собеседник. Как бы то ни было, банкиры подтверждают, что просрочка по розничным кредитам действительно растет, причем наиболее «волнующим» сегментом является в данном плане потребительское кредитование. «Можно сказать, что в сегменте кредитов наличными мы видим рост дефолтности, чего не наблюдается в сегменте кредитов на товары, — комментирует Антоненко. — Я думаю, что это связано с тем, что целевые кредиты традиционно менее рискованны и средняя сумма по ним меньше. В целом же я полагаю, что просрочка по розничным кредитам будет снижаться, так как все больше банков обращают внимание на этот показатель, это в том числе связано с требованиями Центробанка по досозданию резервов на возможные потери». Дмитрий Жиздюк обращает внимание на то, что тенденцию к ухудшению качества заемщиков отмечают сейчас многие банки. Он связывает эту тенденцию и с ростом закредитованности россиян, и с замедлением темпов роста экономики и зарплат. «Кроме того, все больше банков выходят на рынок потребительских кредитов, соответственно, все больше слоев населения вовлекается в этот процесс, рисками становится все сложнее управлять, — напоминает банкир. — Что же касается распределения просрочки между продуктами, все это очень индивидуально и зависит от рисковой политики каждого отдельного банка. Я не могу сказать, что в нашем банке просрочка именно по потребкредитам растет, а по POS-кредитам падает. Но вообще, учитывая, что сейчас многие банки начали активно работать в сфере кредитов наличными, можно предположить, что новый сегмент позволил им «наловить» не только новых клиентов, но также и большое количество дефолтов и рисков — процесс калибровки рисковых систем всегда сложен». Судя по статистике, предоставленной ОКБ, у частных клиентов наименее популярно залоговое кредитование. Причем не ипотека или автокредиты, а кредиты на определенные нужды под залог недвижимости, ценных бумаг или иной собственности. Если по состоянию на июнь 2013 года всего в ОКБ хранились данные о 101,5 млн оплаченных в срок кредитах за месяц, то наименьшую долю из них занимали именно кредиты с обеспечением (651,5 тыс. оплаченных кредитов за месяц), на втором «непопулярном» месте — ипотека (почти 2 млн оплаченных в срок кредитов), на третьем — автокредиты (2,9 млн). Самыми же востребованными являются потребительские кредиты — их оплачено в срок 68,9 млн. Примечательно, что, по данным Объединенного кредитного бюро, наименьший объем просрочки приходится на ипотеку — 2,25%, по данным июня, а наибольший — на залоговые кредиты (9,49%). Чаще всего сограждане допускают просрочку до окончания первого «кредитного» месяца (это свойственно клиентам, открывшим ипотечный и автокредит , либо пользователям кредитных карт), а также спустя полгода после получения кредита (POS-кредиты). Кроме того, ссуды с обеспечением и потребительские кредиты не выплачивают в срок чаще всего на четвертый месяц. Дмитрий Жиздюк из Альфа-Банка объясняет подобную статистику тем, что в первый месяц после получения кредита обычно «показываются» мошеннические дефолты по тем ссудам, которые в принципе не будут возвращены банку. Просрочки же в следующие месяцы, связанные с социальными дефолтами (когда у заемщика по тем или иным причинам нет возможности внести ежемесячный платеж), сильно зависят от характеристик и типа кредитного продукта, считает эксперт. Николай Мясников из ОКБ, в свою очередь, говорит о том, что обычно критическим с точки зрения частоты просрочек является срок до 30 дней, так как заемщики только начинают оплачивать кредит и не все вовремя успевают внести первый платеж из-за отсутствия опыта. Также многие допускают просрочки на четвертом и пятом месяцах. «Видимо, на это время приходятся неожиданные события, к которым семьи часто оказываются в финансовом плане не готовыми, — уточняет собеседник. — В обоих случаях можно говорить скорее о неумении управлять деньгами, чем о злом умысле или попытке мошенничества». Анна ДУБРОВСКАЯ,

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика