Мимо кассы: почему госкомпании не помогают бюджету - «Финансы и Банки» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Мимо кассы: почему госкомпании не помогают бюджету - «Финансы и Банки»

08 окт 2015, 07:30
Новости Банков
176
0
Мимо кассы: почему госкомпании не помогают бюджету - «Финансы и Банки»
Мимо кассы: почему госкомпании не помогают бюджету - «Финансы и Банки»


А ты сдал рублевую выручку в бюджет?

8 октября в правительство должен быть внесен проект бюджета-2016. Доходы российского бюджета ужимаются. Уменьшать или хотя бы не увеличивать его дефицит в условиях резкого падения цен на нефть все сложнее. Это повышает значимость тех видов доходов, которые не зависят от сырьевых цен. Один из них — дивидендные выплаты государственных компаний. Но госкомпании, мягко говоря, не торопятся помочь бюджету. В чем причина?

Потенциал этого источника пополнения федеральной казны поистине колоссален, учитывая масштабы госсектора в экономике: согласно данным рейтинга «Эксперт-400», ранжирующего отечественные компании по размеру выручки, в 2014 году в общей выручке первый сотни из них (37,2 трлн рублей) на долю государственных компаний приходилось 52%.

Полностью раскрыть этот потенциал мешают пробелы действующего законодательства: распоряжение правительства от 29 мая 2006 года № 774-р и приказ Росимущества от 29 декабря 2014 года № 524, установившие порядок формирования, расчета и выплаты дивидендов, носят рекомендательный, а не обязательный к исполнению характер. Как результат, целостный подход к регулированию дивидендной политики в компаниях с государственным участием на практике не реализуется, что, в свою очередь, приводит к проблемам в этой сфере.

Во-первых, несмотря на холдинговую структуру большинства государственных компаний, при калькуляции дивидендов не учитывается отчетность их «дочек». Во-вторых, ряд компаний производят дивидендные выплаты в неденежной форме, хотя у государства отсутствует в этом какая бы то ни было потребность. В-третьих, вопреки рекомендациям Кодекса корпоративного управления Банка России, отчетность большей части государственных компаний, используемая для определения размера их прибыли, составляется по российским, а не по международным стандартам бухгалтерского учета.

Фактически повсеместно дивиденды выплачиваются один раз в год, что противоречит не только интересам государства как акционера, но и опыту зарубежных стран, где поквартальные дивидендные выплаты широко распространены. Одновременно с этим большинство госкомпаний направляют на выплату дивидендов менее 25% собственной прибыли, что противоречит действующим нормам. Наконец, для нужд дивидендной политики компании не используют положение законодательства о соответствии инвестиционных проектов корпоративным требованиям о доходности, что говорит об избыточности этой нормы.

Ряд недостатков дивидендной политики в отношении госкомпаний связан с изъянами законодательства об управлении акциями, находящимися в федеральной собственности. К ним, в частности, относится отсутствие требований по наличию и раскрытию положений о дивидендной политике во всех компаниях с государственным участием, вне зависимости от размера доли, принадлежащей РФ. За рамками нормативного регулирования также остается вопрос привлечения агентов по выплате дивидендов. А также порядок начисления дивидендов в компаниях, акции которых одновременно находятся в собственности нескольких лиц.

Наконец, величина дивидендов российских госкомпаний меньше той, что выплачивают их зарубежные аналоги. По данным экспертно-консультационного совета при Росимуществе, в 2012 году дивиденды «Роснефти» и «Газпрома» составили 25% и 13% от их прибыли соответственно, тогда как зарубежные нефтегазовые компании направляли на эти цели в среднем 54% своей прибыли. Ровно та же самая картина наблюдается в телекоммуникационном («Ростелеком» — 23%, зарубежные компании — 59%) и электроэнергетическом секторах (МРСК Центра — 19%, «РусГидро» — 10%, зарубежные аналоги — 71%).

Какие меры необходимо принять, чтобы оптимизировать дивидендную политику в отношении госкомпаний? Во-первых, внедрить единые для крупнейших госкомпаний страны стандарты формирования дивидендов, отдав при этом в ведение отраслевых министерств эту задачу в отношении средних и мелких компаний. Во-вторых, поставить в зависимость объем требований к дивидендной политике госкомпаний от размера доли государства в их капитале. В-третьих, установить специальные требования к дивидендной политике естественных монополий, прибыль которых полностью зависит от величины тарифов.

Реализация этих шагов вкупе с увеличением доли прибыли, направляемой госкомпаниями на выплату дивидендов, и устранением перечисленных выше изъянов в законодательстве позволит не только увеличить доходы бюджета, но и повысить стандарты корпоративного управления госкомпаний. Что, в свою очередь, отразится на их капитализации. Последнее, впрочем, во многом будет зависеть от общей ситуации в российской экономике.

Макар КУДЕЛИЧ, старший научный сотрудник центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, для


А ты сдал рублевую выручку в бюджет? 8 октября в правительство должен быть внесен проект бюджета-2016. Доходы российского бюджета ужимаются. Уменьшать или хотя бы не увеличивать его дефицит в условиях резкого падения цен на нефть все сложнее. Это повышает значимость тех видов доходов, которые не зависят от сырьевых цен. Один из них — дивидендные выплаты государственных компаний. Но госкомпании, мягко говоря, не торопятся помочь бюджету. В чем причина? Потенциал этого источника пополнения федеральной казны поистине колоссален, учитывая масштабы госсектора в экономике: согласно данным рейтинга «Эксперт-400», ранжирующего отечественные компании по размеру выручки, в 2014 году в общей выручке первый сотни из них (37,2 трлн рублей) на долю государственных компаний приходилось 52%. Полностью раскрыть этот потенциал мешают пробелы действующего законодательства: распоряжение правительства от 29 мая 2006 года № 774-р и приказ Росимущества от 29 декабря 2014 года № 524, установившие порядок формирования, расчета и выплаты дивидендов, носят рекомендательный, а не обязательный к исполнению характер. Как результат, целостный подход к регулированию дивидендной политики в компаниях с государственным участием на практике не реализуется, что, в свою очередь, приводит к проблемам в этой сфере. Во-первых, несмотря на холдинговую структуру большинства государственных компаний, при калькуляции дивидендов не учитывается отчетность их «дочек». Во-вторых, ряд компаний производят дивидендные выплаты в неденежной форме, хотя у государства отсутствует в этом какая бы то ни было потребность. В-третьих, вопреки рекомендациям Кодекса корпоративного управления Банка России, отчетность большей части государственных компаний, используемая для определения размера их прибыли, составляется по российским, а не по международным стандартам бухгалтерского учета. Фактически повсеместно дивиденды выплачиваются один раз в год, что противоречит не только интересам государства как акционера, но и опыту зарубежных стран, где поквартальные дивидендные выплаты широко распространены. Одновременно с этим большинство госкомпаний направляют на выплату дивидендов менее 25% собственной прибыли, что противоречит действующим нормам. Наконец, для нужд дивидендной политики компании не используют положение законодательства о соответствии инвестиционных проектов корпоративным требованиям о доходности, что говорит об избыточности этой нормы. Ряд недостатков дивидендной политики в отношении госкомпаний связан с изъянами законодательства об управлении акциями, находящимися в федеральной собственности. К ним, в частности, относится отсутствие требований по наличию и раскрытию положений о дивидендной политике во всех компаниях с государственным участием, вне зависимости от размера доли, принадлежащей РФ. За рамками нормативного регулирования также остается вопрос привлечения агентов по выплате дивидендов. А также порядок начисления дивидендов в компаниях, акции которых одновременно находятся в собственности нескольких лиц. Наконец, величина дивидендов российских госкомпаний меньше той, что выплачивают их зарубежные аналоги. По данным экспертно-консультационного совета при Росимуществе, в 2012 году дивиденды «Роснефти» и «Газпрома» составили 25% и 13% от их прибыли соответственно, тогда как зарубежные нефтегазовые компании направляли на эти цели в среднем 54% своей прибыли. Ровно та же самая картина наблюдается в телекоммуникационном («Ростелеком» — 23%, зарубежные компании — 59%) и электроэнергетическом секторах (МРСК Центра — 19%, «РусГидро» — 10%, зарубежные аналоги — 71%). Какие меры необходимо принять, чтобы оптимизировать дивидендную политику в отношении госкомпаний? Во-первых, внедрить единые для крупнейших госкомпаний страны стандарты формирования дивидендов, отдав при этом в ведение отраслевых министерств эту задачу в отношении средних и мелких компаний. Во-вторых, поставить в зависимость объем требований к дивидендной политике госкомпаний от размера доли государства в их капитале. В-третьих, установить специальные требования к дивидендной политике естественных монополий, прибыль которых полностью зависит от величины тарифов. Реализация этих шагов вкупе с увеличением доли прибыли, направляемой госкомпаниями на выплату дивидендов, и устранением перечисленных выше изъянов в законодательстве позволит не только увеличить доходы бюджета, но и повысить стандарты корпоративного управления госкомпаний. Что, в свою очередь, отразится на их капитализации. Последнее, впрочем, во многом будет зависеть от общей ситуации в российской экономике. Макар КУДЕЛИЧ, старший научный сотрудник центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, для

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru