Маньке — облигация - «Финансы и Банки»
Знаменитая героиня братьев Вайнеров Манька Облигация не рекламировала займы, но напоминала о них народу своим прозвищем
Во время бюджетных кризисов наше правительство вспоминает, что деньги в долг можно взять и у населения. Например, по программе выпуска облигационных займов для частного инвестора. Нынешний кризис не исключение. Банки.ру изучил, как государство занимало деньги у народа в советские времена и как намерено сделать это сейчас.
Вместо эпиграфа
«А ну гони назад подарок — телик и трехпроцентный выгрышный заем!»
Леонид Сергеев, «Свадьба № 2»
Купи немножко ОФЗ на ужин и обед
Правительство и лично Министерство финансов с 2016 года намерены расширить доступ физических лиц к государственным облигациям — ОФЗ. Речь идет как о возможности выпуска специального долгового инструмента для населения, так и о продаже облигаций через уполномоченные банки — аналог депозита, удостоверяемого ценной бумагой.
Выпуск облигаций федерального займа для населения – идея, которая уже несколько лет витает в воздухе и временами возвращается Минфином на рынок. Новые ОФЗ предполагают особый порядок размещения и обращения облигаций, ориентированный на неквалифицированного инвестора – то есть человека, оперирующего свободными суммами менее 1,5 млн рублей. Частные клиенты и сегодня могут приобретать ОФЗ на Московской бирже, используя для этого доступ, предоставляемый инвестиционными компаниями. Приходишь в офис брокера, подключаешься через него к торгам на бирже и сам совершаешь операции с ценными бумагами, оплачивая брокеру комиссию от объема совершенных сделок. Теперь же предлагается, чтобы клиенты банков могли приобрести ОФЗ, открыв счет в банке.
Аналитики финансового рынка полагают, что залог успешности идеи облигаций для населения – это максимально простой доступ к ним для покупки и продажи. Если доступ к бумагам будет организован легко и ориентирован на понимание этого продукта как пенсионерами, у которых, как правило, есть какие-то «заначки денег для инвестирования в будущее», так и студентами, у которых свободных денег мало, а желание заработать есть, можно ожидать притока желающих помочь российскому бюджету.
«Если речь идет об идее выпуска ОФЗ для населения, то условия покупки таких бумаг должны быть максимально простыми, входной порог – доступным, а точек приобретения – чем больше, тем лучше», – считает аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. По ее мнению, сам облигационный рынок сейчас довольно интересен физическим лицам, поскольку при сравнительно небольшой доходности все же дает инвестору защиту от рисков – государственную гарантию. Облигации часто используют при формировании сложных структурированных продуктов, чтобы захеджировать риски второй части этого портфеля. Однако облигационные предложения интересны в большей степени профессиональным участникам рынка, а не рядовым гражданам, поскольку это довольно сложный инструмент, отмечает аналитик.
Гражданам при покупке ОФЗ надо предложить такую схему, чтобы человек, купивший бумагу, мог ее в любой момент продать, а не «сидеть в ней до погашения», отмечает начальник аналитического департамента ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко. Поэтому одна сторона вопроса – организовать пункты продажи облигаций в банках. Вторая, причем не менее важная, – не только сделать так, чтобы банки были агентами по выплате купонного дохода по ОФЗ, но и обязать эти же банки выкупать бумаги у народа. Пусть даже по рыночной цене с небольшим дисконтом, покрывающим издержки самого банка, уверен Иван Манаенко. Он приводит пример неудачной организации продажи населению такого финансового инструмента, как золотые слитки: в этой схеме купить-то слиток можно, и даже не только в Сбербанке. А вот для того, чтобы продать его банку обратно, придется изрядно помучиться и ощутимо потерять в цене.
ОФЗ для населения должны показывать максимальную прозрачность, стоить недорого при выпуске, иметь четкую информацию о сроках обращения и прочих нюансах и быть как можно более понятными целевой группе населения, считает Анна Бодрова. Они должны быть ясны для бюджетников – например, для военнослужащих, учителей, пенсионеров. По мнению Бодровой, экономически активное население в возрасте от 30 до 50 лет предпочтет более доходные инструменты при сбалансированном риске.
Дороже вклада
Пока Минфин не определился, как будет реализован процесс упрощения доступа физических лиц к ОФЗ. На каких условиях эти облигации будут продавать банки. Будут ли покупатели обязаны платить НДФЛ в 13% с курсовой разницы между покупкой и продажей бумаги. Должен ли этот налог удерживать банк, или самому человеку придется заполнять налоговую декларацию. Неясно даже, будет ли это внебиржевой инструмент с фиксированной стоимостью, которая не будет меняться со временем.
Чтобы физическим лицам покупка ОФЗ была интересна, доходность облигаций должна быть выше доходности обычного вклада, говорит Иван Манаенко. Доходность кривой ОФЗ сейчас – 11–12,5% годовых в зависимости от сроков погашения бумаги. По такой доходности можно найти обычный вклад в банке из топ-100, и этот вклад будет застрахован государством. «Поэтому такой плюс, что ОФЗ – это государственный долг и по займу не будет отказа от выплат, нивелируется. А на премию к доходности по ОФЗ исключительно для физлиц Минфин не пойдет, иначе такую позицию не поймут другие инвесторы», — говорит аналитик.
Над пропастью во ржи, сахаре и хлебе
Займы государства у населения в СССР имеют длинную историю. Советская власть обращалась к внутренним займам, когда в финансовой системе намечалась очередная «дыра», то есть фактически всегда: в период индустриализации, во время войны, в эпоху застоя. Латать финансовые «дыры» с помощью облигаций, которые было вынуждено покупать население (займы были принудительные, а не добровольные) было удобно и, главное, просто.
Всего в СССР было выпущено порядка 65 облигационных займов, и большая часть из них находилась в обращении до 1957 года, когда и была свернута десятилетняя программа принудительных займов. После этого вышло лишь пять эмиссий.
В 1917 году, практически сразу же после революции, рынок ценных бумаг в России прекратил существование: акции и облигации царского режима объявлялись утратившими свою юридическую силу. Но уже 20 мая 1922 года был выпущен первый государственный заем. Выпущен он был в натуральном исчислении, номинирован 10 млн пудов ржи и имел срок обращения восемь месяцев. Как только стало ясно, что денежная реформа 1922–1924 годов реализована успешно, займы стали выпускаться в денежном эквиваленте.
31 октября 1922 года было объявлено о подписке на первый советский денежный заем на 100 млн рублей. В следующем году выпустили еще два беспроцентных займа: хлебный и сахарный.
Первый принудительный заем был размещен в 1923 году и распространялся через систему сберкасс. Это были выигрышные облигации для имущих слоев населения – то есть среди билетов займа планировалось провести лотерею и наградить ее победителей денежным призом. Доходность этого займа была 6% годовых. Их обязаны были приобретать комиссионеры, подрядчики, ... и прочие частные предприниматели, разбогатевшие в годы НЭПа.
Петя Петелькин и девушка с коробкой
В 1925 году в СССР увидел свет фильм «Закройщик из Торжка» режиссера Якова Протазанова. Действие происходит в Советской России во времена НЭПа, в маленьком уездном городке. Петя Петелькин – работник швейной мастерской, принадлежащей вдове Ширинкиной. Вдова решила женить на себе своего работника. Неунывающий Петя отправился за подарком невесте и неожиданно по дороге купил облигацию государственного займа. Облигация, на которую выпал крупный выигрыш, в процессе фильма кочует из рук в руки.
Сатирическая комедия изначально планировалась как реклама государственного займа, но сразу вышла за пределы простой «агитки». Главную роль в фильме играл Игорь Ильинский, культовый актер советского театра и кино. В фильме для продвижения государственных займов было решено использовать технологию, которая сейчас именуется product placement. Картина даже была снята на деньги Народного комиссариата финансов.
Два года спустя Наркомфин профинансировал съемки еще одного фильма – «Девушка с коробкой». Поставленная ради пропаганды государственных выигрышных займов, комедия «интересна своими новаторскими попытками в разработке характеров героев, привлекает лиризмом повествования», значилось в титрах фильма.
Выход обоих фильмов на экраны сопровождался всплеском спроса на облигации у населения.
После 1930 года подписка в рассрочку на облигации фактически стала принудительной. Она проводилась следующим образом: на предприятия, в организации и колхозы из сберегательных касс поступали инструкции о порядке размещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовая сумма облигаций.
Чтобы частично списать долг перед гражданами, в 1930–1941 годах была проведена унификация всех облигаций. Срок всех займов теперь составлял 20 лет, погашение было отложено на срок до 19 лет, а доходность была снижена до 3–4% годовых.
Многие советские люди действительно вызывались помочь государству рублем совершенно добровольно. Особенно ярко их энтузиазм проявился в годы Великой Отечественной войны. Тогда были выпущены четыре 20-летних займа под 4% годовых, которые позволили собрать 72 млрд рублей: на 25,97% больше, чем рассчитывали тогда экономисты. Всего расходы советского правительства на ведение войны составили 551 млрд рублей, и 13% этой суммы было собрано с покупателей займов.
В 1948 году вышел конверсионный двухпроцентный заем для обмена практически всех облигаций, выпущенных до 1947 года. Старые облигации обменивались на новые в пропорции 3 к 1.
Несмотря на регулярные конверсии и постоянное несоблюдение сроков гашения облигаций и порядка выплаты процентов по ним, в конце 1950-х годов сложилась ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию всех выпущенных государственных займов превысили поступления в казну от размещения новых ценных бумаг.
Понятно, что государство так и не расплатилось по своим долгам – бумажки пылились в сундуках, зачастую ими играли в песочнице дети.
Валютные «обманки»
Самый последний пока обман государства своих граждан на облигационном поле – отказ от выплат по облигациям внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Облигации внутреннего валютного займа были выпущены в обращение 14 мая 1993 года Минфином России. Учитывая, что обанкротившийся Внешэкономбанк СССР был государственным, правительство России признало его долги перед клиентами и вкладчиками. В результате банкротства банка на его счетах оказались замороженными средства физических и юридических лиц. Поэтому государство в качестве долговых обязательств эмитировало эти облигации. Процедура погашения задолженности перед гражданами, у которых счета находились во Внешэкономбанке, предусматривала прямое погашение задолженности в полном размере начиная с 1 июля 1993 года, а задолженность банка перед предприятиями была покрыта облигациями на общую сумму 7,8 млрд долларов. ОВВЗ выпущены пятью траншами со сроками погашения от одного года до 15 лет. Но и по ним государство так и не расплатилось.
Единственные долги, которые Минфин все же погасил нашим гражданам по государственным займам, – это государственные краткосрочные облигации (ГКО), дефолт по которым российский Минфин объявил 17 августа 1998 года. Тогда облигации, бывшие на руках у физических лиц, были погашены строго по номиналу до 1 января 1999 года. Правда, это было слабым утешением в ситуации, когда стоимость рубля за этот же период снизилась с 6,5 рубля за доллар до 20,65 рубля на 1 января 1999 года.
Елена ГОСТЕВА,