Деньги — лучшее лекарство - «Финансы и Банки»
Полис обязательного медицинского страхования может оказаться необязательным для больницы
В ноябре на всю страну прогремела история нижегородской больницы № 3. Там возникли проблемы с бесплатной медпомощью – якобы из-за того, что лимиты числа больных на 2015 год выбраны досрочно и лечить пациентов по полису обязательного медицинского страхования не на что. Банки.ру выяснил, что делать в такой ситуации пациентам и какую помощь по полису ОМС получить сложнее всего.
«Эпидемий аппендицита не бывает»
По подсчетам экспертов, в России на лечение одного гражданина тратится в 20 раз меньше, чем в США. И все равно денег не хватает.
История о проблемах в нижегородской больнице № 3 дошла до федерального Министерства здравоохранения. Как рассказали в пресс-службе ведомства, министр Вероника Скворцова дала поручение Росздравнадзору и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования провести проверку по данному факту.
«Региональным Министерством здравоохранения уже принято решение об увеличении объемов госпитализаций для данного учреждения еще на 300 законченных случаев. В случае необходимости данные объемы будут дополнительно скорректированы. Больница продолжает работу в обычном режиме», — заявили в пресс-службе Минздрава.
При этом такой глобальной проблемы, как прекращение оказания бесплатной медпомощи гражданам с полисами ОМС, не существует, считает председатель правления общественной организации защиты прав потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» Максим Стародубцев. «Отказов с такой мотивировкой в неотложной помощи не бывает и быть не может. Более того: отказы при плановой медицинской помощи при наличии правильно оформленного направления и показаний к лечению незаконны. Если такой факт будет доказан юридически, главного врача тут же уволят, а следующий главный врач начнет исправно принимать пациентов с полисами ОМС», — утверждает эксперт.
Частные случаи отказа, подобные произошедшему в Нижнем Новгороде, по мнению Стародубцева, могут возникать по двум причинам: здесь имеет место либо дефект планирования со стороны больницы, либо ее «провокационное поведение по отношению к Министерству здравоохранения, чтобы доказать свою востребованность». Для этого больница может, например, необоснованно госпитализировать пациента, который мог бы лечиться амбулаторно. По его словам, реальных оснований для перевыполнения плана практически не бывает.
«Заболеваемость поддается планированию, за исключением, например, сезонных эпидемий, но под них идет отдельное финансирование, – объясняет эксперт. – А эпидемий аппендицита, холецистита и инфаркта миокарда не бывает. По этим заболеваниям больницам выделяются квоты».
Больница «в пуху»
При этом больницы, реально и обоснованно пролечившие больше пациентов, чем было для них запланировано, регулярно обращаются за дополнительным финансированием в комиссию по разработке территориальной программы ОМС. Это нормальная практика, пояснил Банки.ру президент Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС) Дмитрий Кузнецов.
«Сразу корректно распределить объемы на весь год и учесть все нюансы не всегда получается по объективным причинам — например, из-за внепланового закрытия профильного отделения, открепления пациентов от одной медицинской организации и прикрепления ее к другой», — поясняет эксперт.
По его словам, если медучреждение за дополнительными объемами не обращается, а ставит пациентов перед фактом, что кончились деньги, – это, скорее всего, означает, что у больницы есть нарушения, которые она хочет скрыть. Поскольку при получении такого обращения комиссия и страховые компании проводят экспертизу: имели ли место необоснованные госпитализации и выявлялись ли приписки. «Медорганизации, которые знают, что у них не все в порядке, скорее всего, не будут требовать дополнительные объемы у комиссии. Им проще еще раз нарушить закон и отказать пациенту в оказании медицинской помощи под предлогом того, что у них кончились объемы», — говорит Дмитрий Кузнецов.
Он также утверждает, что подобная ситуация не является системной. «Однако если пациент сталкивается с отказом в медпомощи или любой иной проблемой, то ему следует сразу обращаться в страховую компанию, полис которой у него есть. Или в территориальный фонд ОМС, если вопрос не был решен», — поясняет президент МСМС, отмечая, что таких жалоб в союз практически не поступает.
Все беды от безденежья
Хотя прямой отказ в оказании медпомощи – это скорее медийная «страшилка», чем реальная тенденция, одной из основных проблем российской системы ОМС действительно остается «колоссальная нехватка денег», считает Максим Стародубцев. На лечение одного гражданина в РФ в год тратится в 20 раз меньше средств, чем в США, и в семь раз меньше, чем в Великобритании, – при том что показатель визитов к врачу и госпитализаций в России на 325% выше по амбулаторному сектору и 144% — по госпитальному (по данным Росстата, Всемирного банка, Всемирной организации здравоохранения, Организации экономического сотрудничества и развития).
«На 2014 год в России на тысячу человек приходилось более девяти коек, это в 2,5 раза больше, чем в США и Великобритании; около пяти врачей (почти на 100% больше); мощность амбулаторной системы рассчитана примерно на 17 визитов каждого гражданина в год (почти в четыре раза выше); среднее пребывание в расчете на одну госпитализацию оценивается на уровне от 9—15 койко-дней (выше в три раза), — рассказывает эксперт. — При этом консолидированные затраты федерального бюджета и бюджетов субъектов не превышают в том же 2014 году 2,6 триллиона рублей, или 68 миллиардов долларов США. Рынок ДМС и рынок частной медицины суммарно оценен в 2014 году на уровне 550 миллиардов рублей, или 14,5 миллиарда долларов США. Иными словами, все затраты системы в 2014 году укладываются в 82 миллиарда долларов США. Это примерно 575 долларов на человека в год, что в 20 раз ниже, чем в США (11,8 тысячи долларов), и в семь раз меньше, чем в Великобритании (4 тысячи долларов). Очевидно, что в 2015 году ситуация будет много хуже».
Дефицит средств, по словам Максима Стародубцева, порождает проблемы с качеством и доступностью бесплатной медпомощи – в том числе очереди, длительное ожидание, трудности для работающего человека добраться до необходимого специалиста.
«Формально в программу госгарантий входит практически любая помощь, а та, что не входит, оплачивается из бюджета. Вопрос – в качестве и доступности, — поясняет эксперт. – И здесь наибольшие проблемы возникают в области онкологии и реабилитации детей, в том числе ставших инвалидами в результате родовых травм». По словам главы МСМС Дмитрия Кузнецова, в основном затруднения с получением конкретной медуслуги связаны с нехваткой конкретных специалистов.
Решить проблему нехватки денег, по мнению Стародубцева, могла бы частичная оплата из средств ОМС платных услуг, оказываемых в частных клиниках: при условии соответствующего направления «бюджетной» больницы, вхождения частной клиники в реестр услуг сооказания помощи по ОМС и наличия признаков добросовестности пациента, аналогично «кредитной» истории. Стародубцев полагает, что такая схема помогает поощрять пациентов, снижающих нагрузку на «бюджетное» здравоохранение, позволяя легализовать и встроить» в систему ОМС частные средства. Как уточнил Банки.ру Максим Стародубцев, с такой инициативой по реформированию системы ОМС в соответствующие инстанции он не обращался.
Тем временем, по данным Газеты.ру, 24 ноября в Национальном исследовательском финансовом институте (НИФИ; подведомственное учреждение Минфина) должно было пройти совещание по оптимизации расходов на здравоохранение путем сокращения объемов медицинской помощи. В частности, по данным издания, эксперты НИФИ и РАНГХиС предлагали сократить число больничных коек, ограничить число визитов к терапевту и отменить бесплатный вызов на дом врача для всех, кроме малолетних, инвалидов и немобильных граждан. На запрос Банки.ру, состоялось ли такое совещание и какие на нем были приняты решения, в НИФИ и Минфине не ответили.
Ранее первый заместитель министра здравоохранения Игорь Каграмян заявлял, что нормативы на оказание медпомощи сокращаться не будут. Напротив, в проекте бюджета на 2016 год эти нормативы увеличены на 2,2%. Также, по его словам, планируется увеличить норматив на лекарственное обеспечение населения. «Если в 2015 году он составил 707 рублей в месяц на одного гражданина, то в 2016 году полагается к принятию в размере 758 рублей без межбюджетных трансфертов», — сказал Каграмян (цитата по РИА Новости).
Елена ПЕТЕШОВА,