Каско по цене покупателя - «Финансы и Банки»
Компания «Ренессанс страхование» подвела первые итоги работы функционала «Назначь свою цену на каско». Согласно цифрам, которые клиенты забивали в калькулятор, в среднем они готовы платить за каско 45 тыс. рублей. Банки.ру выяснял, от каких пунктов в страховке автовладельцы готовы отказаться, чтобы получить приемлемую цену полиса.
Сколько стоит? Сколько дадите
Компания «Ренессанс страхование» подвела первые итоги функционала «Назначь свою цену на каско», который был запущен на сайте страховщика 1 марта. Суть услуги в том, что клиент выбирает цену, которую он готов заплатить за каско, а компания предлагает наиболее оптимальный вариант страхования, объяснял страховщик при запуске. В калькуляторе клиенты могут увидеть, как та или иная опция влияет на стоимость, и решить, что для них является приоритетом, а от чего можно отказаться.
Средняя цена, которую клиент готов платить за каско, — 45 тыс. рублей, посчитали аналитики «Ренессанс страхования» по итогам более чем двух месяцев работы сервиса. Это на 3% ниже, чем средняя премия по каско до внедрения функционала (средняя по рынку цена полиса каско в 2015 году, исходя из статистики ЦБ РФ, — 49,1 тыс. рублей). «Портрет такого клиента выглядит так: 35—45 лет, опыт вождения — от семи лет, владелец иностранного автомобиля», — рассказывает управляющий директор управления прямых продаж компании Алия Валиуллина. С 1 марта 2016 года таким способом рассчитали себе страховку 63 тыс. человек.
Также в компании отметили, что с запуском калькулятора выросла доля полисов каско с франшизой, то есть неоплачиваемой страховщиком частью убытка (это позволяет сэкономить на страховке): с 68% в феврале до 76% в мае. Типичные исключения из покрытия, от которых клиенты отказывались ради экономии, — исключение риска «несчастный случай», отказ от аварийного комиссара.
«Калькулятор регулирует стоимость, фактически используя два параметра — франшизу и возможность подавать заявление на выплату без справок, — комментирует главный страховой аналитик Банки.ру Дмитрий Жуков. — Отключение дополнительных услуг (вызов аварийного комиссара, оплата такси) оказывает незначительное влияние. При выборе минимальной стоимости рассчитывается самая дешевая из доступных услуг — каско от угона и полной гибели автомобиля».
В «Ренессансе» отмечают, что сервис помог им сохранить уровень продаж каско онлайн, несмотря на падение рынка автострахования.
Спрос на каско ищет дно
Тем временем опрошенные Банки.ру страховщики из топ-15 компаний по каско отмечают, что провал спроса на эти полисы, зафиксированный в 2015 году, продолжается и в 2016-м. Напомним, в 2015 году, по статистике Центробанка, количество договоров каско с физическими лицами упало на 26,9% — от покупки полисов отказались 1,3 млн человек (3,1 млн договоров каско против 4,4 млн в 2014-м). Из-за повышения тарифов собранная премия упала не так сильно — на 14,3% (187,2 млрд рублей страховой премии против 218,6 млрд в 2014-м).
«Можно ожидать, что статистика по итогам первого квартала 2016 года покажет сохранение стагнации рынка автокаско. В 2016 году существенного роста взносов по страхованию автокаско ожидать не стоит из-за сокращения автокредитования и отказа части автовладельцев от подорожавших полисов», — комментирует управляющий директор по страховым рейтингам агентства RAEX Алексей Янин.
РСА: средняя стоимость запчастей по ремонту в ОСАГО выросла на 4—5%
Средняя стоимость запасных частей в ОСАГО выросла примерно на 4–5 %. Об этом говорится в сообщении Российского союза автостраховщиков (РСА), который провел очередную актуализацию справочников стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ в ОСАГО.
Основное падение спроса пришлось на рубеж 2014—2015 годов, а в 2016-м оно замедлится, считает руководитель департамента ценообразования и андеррайтинга СГ «Уралсиб» Сергей Тепляков. По его прогнозам, к концу года сегмент сократится на 6—10%.
По оценкам руководителя управления андеррайтинга СК «АльфаСтрахование» Ильи Григорьева, по итогам 2016 года рынок каско «покажет нулевые темпы роста» — у самой компании на фоне общего падения портфель по каско увеличился на 5%. «На рынке появилось большое количество предложений, позволяющих оптимизировать стоимость каско. Мы видим, что эти продукты пользуются большой популярностью у страхователей. Это определит прекращение снижения проникновения каско по итогам 2016 года», — говорит он. Среди антикризисных предложений страховщиков, позволяющих сэкономить на каско, — полисы с франшизой, телематикой (устройство, которое отслеживает стиль вождения), ограничение набора рисков (например, страховка только от угона и тотальной гибели машины), отказ от ряда сервисных опций.
Сокращение объема продаж каско связано, с одной стороны, с ростом цен на эти программы, которые на 80% формируются в зависимости от стоимости запчастей и ремонтных работ, отмечает директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. С другой стороны, негативное влияние на продажи каско оказывает ситуация на авторынке, который продолжает сокращаться.
Франшиза: чем больше, тем дешевле
Все опрошенные Банки.ру страховщики отметили рост популярности продуктов с франшизой. В СГ «Уралсиб» доля таких полисов по сравнению с I кварталом 2015 года выросла с 16% до 46%. Средний размер франшизы также увеличился — с 15,8 тыс. до 20 тыс. рублей. В «Ингосстрахе» в целом по портфелю проникновение франшизы составляет 20%, при этом 60% новых договоров заключается с франшизой, средний размер которой составляет 10—30 тыс. рублей.
Статистических данных ЦБ РФ по рынку каско в I квартале 2016 года пока нет, при этом опрос показывает, что ценовую политику компании выбрали разную. В СГ «Уралсиб» по сравнению с I кварталом 2015 года размер средней премии практически не изменился, в «АльфаСтраховании» средняя стоимость защиты автомобиля с помощью полиса каско выросла на 30—40% по сравнению с прошлым годом.
Средняя цена каско не отражает реального положения дел, полагает Виталий Княгиничев из «Ингосстраха». «Цены на каско за год выросли, а наполнение полисов, напротив, сократилось, как и количество действующих программ. Кроме того, появились продукты с минимальным набором опций по самой низкой цене», — говорит он. Поэтому, по его мнению, сравнивать среднюю стоимость программ каско годичной давности и сегодняшние предложения некорректно.
Не надо мне вашего комиссара
Помимо франшизы, для экономии на каско клиенты ограничивают покрытие полиса, исключая некоторые риски или сервисные опции, рассказывают страховщики. «Покупатели каско с готовностью отказываются от дополнительных опций (выезд аварийного комиссара, помощь на дороге, эвакуация с места ДТП и т. д.) ради экономии, а также снижают стоимость страхования за счет исключения из покрытия отдельных элементов (бамперов, зеркал, фар, лакокрасочного покрытия и т. п.)», — перечисляет Виталий Княгиничев.
Также есть вариант отказаться от так называемого GAP-страхования, добавляет Сергей Тепляков. Такая опция гарантирует сохранение стоимости автомобиля. То есть при страховой выплате не учитывается износ машины. Кроме того, у клиентов популярно удешевление каско путем обязательного наличия справок по любому убытку. Но самыми распространенными способами снижения стоимости страховки у клиентов СГ «Уралсиб» остаются франшиза и телематика.
Наконец, «скинуть» стоимость полиса можно, если выбрать в качестве возмещения ремонт автомобиля не у официального дилера, отмечает Илья Григорьев из «АльфаСтрахования». Компания предлагает также программы, которые предусматривают стопроцентное покрытие при угоне и ремонт машины после ДТП, если застрахованный в нем не виноват, а виновник известен — даже если у виновника отсутствует полис ОСАГО.
Елена ПЕТЕШОВА,