Кто в России лучший «вездеход» - «Финансы и Банки»
Несмотря на то что рынок автокредитования сужается, как и рынок автопродаж, банки активно конкурируют за свое «место под солнцем». Группа Сбербанка вернула себе лидерство по объему портфеля, ВТБ 24 внезапно стал лидером прошедшего полугодия по количеству выданных автокредитов. Тем не менее как минимум у трети крупнейших игроков кредитного рынка автокредиты в линейке на текущий момент не значатся. Банки.ру представляет очередной рейтинг автокредитных банков.
Роскошь, а не средство передвижения
Рынок автокредитования мельчает, и это уже ни для кого не секрет. Основная причина, по сути, одна — падение уровня доходов населения, из него вытекает падение темпов автопродаж, а довершает все это снижение количества выдач автокредитов.
Крупнейшие игроки автокредитного рынка «тают» в портфелях, но продолжают «толкаться локтями» и конкурировать за клиента, тесня друг друга с одного места на другое.
Так, если на 1 января 2016 года самым большим объемом автопортфеля — 111,8 млрд рублей — могла похвастаться группа Societe Generale (SG) в России (в нее входят Росбанк и Русфинанс Банк), то в июле лидерство вернулось к группе Сбербанка России. В ней выдачами автокредитов занимается Сетелем Банк, но также присутствует значительный портфель самого «Сбера». Итого совокупный объем портфеля группы Сбербанка России на 1 июля 2016 года составил 98,4 млрд рублей, что почти на один миллиард больше, чем у SG. На третьем месте уверенно восседает ВТБ 24 — его портфель находится на уровне 83,8 млрд рублей.
Рейтинг российских автокредитных банков по итогам первого полугодия 2016 года
Несмотря на то, что рынок автокредитования сужается, как и рынок автопродаж, банки активно конкурируют за свое «место под солнцем». Группа Сбербанка вернула себе лидерство по объему портфеля, ВТБ 24 внезапно стал лидером прошедшего полугодия по количеству выданных автокредитов. Тем не менее как минимум у трети крупнейших игроков кредитного рынка автокредиты в линейке на текущий момент не значатся. Банки.ру представляет очередной рейтинг автокредитных банков.
Тем не менее именно на примере лидеров рынка заметно «проседание» портфелей как тренд.
За год (июль-2015 — июль-2016) автокредитный портфель группы Сбербанка России сократился на 28 млрд рублей, группы SG — на 26 млрд, а ВТБ 24 — на 17 млрд рублей. Значительное сокращение портфелей показали также Юникредит Банк, Тойота Банк, Московский Кредитный Банк.
В то же время Плюс Банк приплюсовал себе более 6 млрд рублей, Меткомбанк (Череповец) и Связь-Банк прибавили почти по 2 миллиарда. На фоне их показателей это значительный рост.
«Сокращение портфеля автокредитов связано в первую очередь с уменьшением объема рынка продаж автомобилей и, как следствие, объема рынка кредитов на покупку автомобилей. Так, если в 2014 году объем выданных Сетелем Банком автокредитов составил 71,8 миллиарда рублей, то в 2015 году выдачи снизились до 42,1 миллиарда рублей, — пояснили в пресс-службе Сбербанка России. — Стоит отметить, что в 2016 году на рынке автокредитования наблюдается положительная динамика, и мы ожидаем стабилизации портфеля или даже небольшого роста. Что касается суммы кредита, то средний чек за прошедшие несколько лет, наоборот, увеличился на 7—10%, это связано в основном с подорожанием большинства новых автомобилей».
Схожую статистику приводит и директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова. В частности, ситуацию с «покусанными» портфелями она объясняет тем, что пик продаж на автомобильном рынке пришелся на 2014 год, далее произошло сокращение авторынка и, как следствие, спад автокредитования.
«В этой ситуации активные кредиты заемщиков, составляющие портфель банка, гасились быстрее, чем выдавались новые. В результате у всех участников рынка автокредитования произошло сокращение портфеля. Стоит отметить, что, несмотря на данную тенденцию, совокупный портфель автокредитов группы SG по итогам 2015 года был самым большим на рынке (по данным Банки.ру)», — уточняет Русова.
Начальник управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Денис Алферов напоминает, что за последние три года продажи новых авто сократились в два раза — с 2,8 млн штук в 2013 году до ориентировочно 1,4 млн штук в 2016 году. Для сравнения: в июле 2015 года было продано 131 тыс. автомобилей, годом позже — всего 109,4 тыс. (минус 16,5%). Алферов указывает, что, помимо прочего, существенно изменился спрос: основной объем продаж сейчас приходится на автомобили массового сегмента. В автокредитовании это смещение усиливается под влиянием госпрограммы, которая в 2013 году поддерживала только автомобили стоимостью до 750 тыс. рублей, в 2015 году — стоимостью до 1 млн рублей, в 2016-м — стоимостью до 1,15 млн.
«В настоящее время от 50% до 70% рынка автокредитования приходится именно на госпрограмму, — добавляет банкир. — Учитывая опыт предыдущего кризиса, на рынке автокредитования преобладают программы с первоначальным взносом от 20%. Банки ответственно подходят к кредитованию и не развивают предложения без предоплаты за автомобиль. Это также снижает средний чек по автокредиту. Таким образом, объема выдаваемых автокредитов в 2016 году не хватает для поддержания разросшихся портфелей банков в период 2012—2014 годов. Весь рынок автокредитования России снизился на 15% в июле 2016 года к аналогичному периоду 2015 года (с 808 млрд до 686 млрд рублей)».
В то же время исполнительный директор Плюс Банка Кирилл Григорьев обращает внимание, что за последнее время не только уменьшились реальные доходы населения, но и выросли цены на новые автомобили — в связи с изменением курса валют.
Согласно данным «Автостата», за девять месяцев 2016 года средняя стоимость новенького легкового автомобиля в России выросла на 17%. Средневзвешенная цена такой машины в январе — сентябре нынешнего года равнялась 1,4 млн рублей, что практически на одну пятую больше, чем за аналогичный период годом ранее.
«Падение реальных доходов также отражается на модели покупки автомобиля — доля кредитных покупок растет, что означает, что все большей части клиентов не хватает средств на прямую покупку авто (даже после продажи предыдущего авто с учетом доплаты). Но рост доли кредитных продаж не компенсирует общее падение продаж автомобильного рынка, — говорит Григорьев. — При этом спрос на авто цикличен — предыдущий пик продаж авто наблюдался в 2012—2013 годах. Цикл пользования новым автомобилем составляет 3—5 лет, и он особенно удлиняется в период кризисов. Исходя из длинного цикла пользования новым авто, мы ожидаем возвращения к росту во второй половине 2017-го — 2018 году. Касательно жителей крупных городов могу заметить следующее. В России исторически достаточно сильно развита инфраструктура и доступность общественного транспорта и, в свою очередь, недостаточно развита инфраструктура для личного транспорта — в сравнении с международными лидерами автомобильных продаж (США, Германия). Соответственно, авто до сих пор является скорее предметом роскоши, чем повседневной необходимостью».
Рейтинг российских автокредитных банков по итогам 2015 года
Банки.ру подготовил рейтинг автокредитных банков по итогам 2015 года. В рамках исследования рассмотрены объемы автокредитных портфелей банков, уровень просрочки по ним, а также объемы выдач и количество выданных автокредитов по регионам, виду и цели кредитования. Главная сенсация — группа Societe Generale в России обогнала группу Сбербанка в части автокредитования.
Причины для грусти и поводы для оптимизма
Примечательным является тот факт, что с каждым новым «рейтинговым» полугодием все меньше банков готовы предоставить свои данные. Кто-то ссылается на то, что не развивает сейчас автокредитование, кто-то выдает автокредиты только существующим клиентам, а кто-то не видит смысла «светиться» в рейтинге, если не попадает в топ-10.
В настоящем рейтинге были рассмотрены показатели 20 банков и двух банковских групп. По тем или иным причинам в рейтинге отказались участвовать такие крупные фигуранты, как «Уралсиб» (он был на девятом месте по объему портфеля автокредитов по итогам 2015 года), Газпромбанк (12-е место), «Зенит» (19-е место) и СМП Банк (замыкал двадцатку).
Заметим, что анкеты для участия в рейтинге были разосланы банкам из топ-100 по объему розничного кредитного портфеля, а также предыдущим участникам рейтинга и тем, кто самолично изъявил желание принять участие. Таблицы с данными необходимо было заполнить тем финансовым учреждениям, чей автокредитный портфель превышает 100 млн рублей на указанную дату (1 июля 2016 года) и кто осуществлял выдачи в течение рассматриваемого периода (первое полугодие 2016 года).
Но есть здесь и положительный момент: несколько участников банковского рынка заявили, что первый раз запустили или возобновили автокредитование летом — осенью 2016 года.
Не может не радовать и то, что банки все меньше боятся озвучивать уровень своей просрочки по автокредитам.
Третий рейтинг подряд наименьшую просрочку показывает банк «Центр-Инвест». На 1 июля 2016 года она составляла 1,16%. Впрочем, на автокредиты приходится лишь около 7% розничного портфеля данного банка.
Самая большая просрочка — у «Ак Барса» (23,14%). При этом доля автокредитов в бизнесе банка находится на уровне 6%.
В принципе, самые «автозакредитованные» — это Сетелем Банк, Русфинанс Банк, Тойота Банк, Меткомбанк, Плюс Банк и БМВ Банк. В их бизнесе под автокредиты отведено от 77% до почти 100% кредитного портфеля физлиц.
К слову, Национальное бюро кредитных историй и «Автостат» совсем недавно подсчитали: в III квартале 2016 года доля автокредитов в продажах авто в России достигла «рекордных» значений — 46,4%.
«Доля продаж автомобилей в кредит продолжает расти — в III квартале 2016 года она составила 46,4%. Таким образом, по сравнению со II кварталом этот показатель вырос на 2,8 процентного пункта. Всего же в III квартале 2016 года количество купленных в кредит автомобилей составило 146,7 тыс. единиц, увеличившись за квартал на 10,8%», — говорится в отчете.
Если возвращаться к просрочке, в целом можно заметить ее рост по рынку. Однако единого тренда нет. Тем не менее банки, показавшие наибольший уровень просроченной задолженности в автопортфеле, увеличили этот показатель за первое полугодие 2016 года на 6—8 п. п.
Готовы выдать, не готовы взять
По объему выдач автокредитов за первые шесть месяцев текущего года чемпион — группа Сбербанка России в лице Сетелем Банка. Он выдал автокредитов на 20,8 млрд рублей, причем на Москву приходится порядка трети выдач.
«Серебро» в этот раз забрал ВТБ 24 — 20,3 млрд рублей выданных автокредитов. Он занял место группы SG, которая опустилась на третью позицию. Так, Русфинанс Банк выдал кредитов на 18,5 млрд рублей.
В отношении количества выданных автокредитов ВТБ 24 и вовсе обскакал всех в январе — июне (включительно) текущего года, чего не случалось за последние два года. Он выдал 38,3 тыс. автокредитов. При этом Русфинанс Банк вместе с Росбанком выдали на тысячу кредитов меньше. Третьим стал Сетелем Банк, показавший результат в 35,2 тыс. автокредитов.
Если посмотреть на цифры выдач автокредитов по полугодиям (по объемам, а не по количеству), в глаза бросается такая тенденция: банки открывали в первом полугодии 2016 года меньше автокредитов, чем во втором полугодии прошлого года, однако больше, чем за первые шесть месяцев 2015 года.
Рассмотрим эту тенденцию на примере Плюс Банка. В первой половине 2015 года он выдал автокредитов на 3,9 млрд, во второй половине — на 9,8 млрд, а за первые шесть месяцев 2016 года — на 6,1 млрд рублей.
Как рассказал исполнительный директор Плюс Банка Кирилл Григорьев, причин для такой картины по объемам выдач несколько. Во-первых, в первом полугодии 2015 года наблюдался кредитный шок — рост ставок на кредиты составил 7—8 п. п. вследствие резкого скачка ключевой ставки в декабре 2014 года. Во-вторых, здесь присутствует цикличность. По данным НБКИ, новые выдачи автокредитов по полугодиям составили 210 тыс. в первой половине 2015 года, 298 тыс. — во втором полугодии и 234 тыс. в первой половине 2016 года. В-третьих, цифры обусловлены рыночной конъюнктурой.
«За 2015 год с нашего сегмента рынка (авто с пробегом, неофициальные дилеры) ушло несколько игроков (АйМаниБанк, «Советский», «Балтинвест»), что дало возможность нарастить долю рынка конкретно нашему банку, — говорит Григорьев. — В конце 2015-го — начале 2016 года начали появляться новые игроки на нашем сегменте рынка. Четвертая причина — это госпрограмма. Запущенная весной 2015 года, она переориентировала как клиентов, так и автодилеров на сегмент авто, попадающих в программу. Соответственно, эта ориентация пришлась на второе полугодие 2015 года. Откладываемый спрос реализовался как раз в этом полугодии. Действие программы в 2016 году уже не может породить такой ажиотажный спрос, как это было в самом начале ее действия.
Отложенный платеж, экономичный выбор, потребительский кредит, ожидание
Банки, не специализирующиеся на автокредитовании, замечают одну особенность — клиенты охотно берут на машину и «простые» кредиты.
«В настоящее время РНКБ Банк не выделяет автокредитование как отдельный сегмент потребительского кредитования. При этом стоит отметить, что более трети потребительских кредитов банк выдает на покупку автомобилей, — рассказали в пресс-службе РНКБ. — Так, розничный кредитный портфель нашего банка превысил отметку в 9,3 миллиарда рублей, из которых 3,8 миллиарда выданы жителям Республики Крым и города Севастополя на приобретение автомобилей. За два года банк выдал около 11 тысяч потребительских кредитов на покупку личных транспортных средств».
По данным банка, чаще всего кредит на покупку автомобиля берут молодые люди в возрасте 30—35 лет, средняя сумма такого кредита составляет 400 тыс. рублей. Доля клиентов РНКБ, которые приобрели в кредит новые автомобили, составляет 30%, автомобили с пробегом купили еще 70% клиентов. При этом 75% владельцев новых автомобилей осуществили покупку в автосалонах Крыма и Севастополя, остальные — на материковой части Российской Федерации. Наиболее популярными марками автомобилей являются «Лада», Hyundai, Kia, Volkswagen, Geely.
«Мы наблюдаем падение рынка автокредитов на 10% в 2016 году относительно 2015-го, что связано с повышением цен на автомобили. Мы также отметили, что наши клиенты для совершения покупки машины берут не целевой кредит, а потребительский, — отмечают в Уральском Банке Реконструкции и Развития. — Доля таких клиентов в общем объеме заявок на кредиты составляет 8%. По сравнению с автокредитом потребительский заем можно оформить проще и быстрее: не требуется залог и поручительство, нет ограничения по выбору места покупки машины. Одновременно мы фиксируем рост спроса на потребительские займы. Так, в третьем квартале 2016 года по сравнению со вторым количество заявок на кредиты выросло на 35%, соответственно, количество выдач кредитов на покупку авто в УБРиР также увеличилось».
Тем не менее крупные банки, в которых автокредиты выделены в отдельную линию бизнеса, ухода клиентов в «автопотребы» не замечают. Они, наоборот, считают такой подход невыгодным. По их мнению, автокредиты по госпрограмме субсидирования, а также по программам с автопроизводителями могут быть взяты под значительно меньшую ставку, нежели в случае выбора нецелевого потребительского кредита.
По словам Дениса Алферова, процентные ставки по автокредитам минимум на 2—3 п. п. ниже беззалоговых займов, а в сегменте госпрограммы (которая занимает половину рынка автокредитования) предложения сейчас начинаются от 7—8% годовых.
«Среди новых тенденций мы наблюдаем, во-первых, активное развитие программ автокредитования с отложенным платежом, которые позволяют снизить размер ежемесячного платежа для клиента. Мы видим рост интереса к таким продуктам как со стороны заемщиков, так и со стороны автопроизводителей — участников рынка. Во-вторых, повышается интерес автодилеров и автопроизводителей к сегменту подержанных авто. Многие автопроизводители начали активно развивать собственные программы кредитования для б/у автомобилей. Отмечу, что в 2016 году все производители, входящие в топ-10, предлагают фирменные программы на подержанные автомобили, за исключением отечественных авто. Вслед за дилерами и автопроизводителями банки также активно развивают продуктовые линейки для кредитования в сегменте подержанных авто», — перечисляет Наталья Русова из Русфинанс Банка.
Денис Алферов из ЮниКредит Банка наблюдает, что господдержка существенно сдвинула спрос в сторону массовых автомобилей. В остальных сегментах действительно накапливается отложенный спрос: граждане не торопятся с заменой автомобиля, увеличивая срок пользования машиной.
Как и коллеги, он тоже замечает реальное оживление рынка автомобилей с пробегом. «Он кратно больше рынка новых автомобилей, и многие участники давно пытались активнее на нем работать. Но, пожалуй, только за последний год покупатели автомобилей с пробегом начали получать интересные предложения: проверку технического и юридического состояния у дилера, доступную страховку, доступное кредитование, — размышляет наш собеседник. — Подержанный автомобиль перестал быть «котом в мешке» — при покупке у дилера клиент получает всю необходимую информацию. Решены некоторые правовые вопросы: единый государственный реестр залогов оберегает добросовестного покупателя от возможных претензий со стороны бывших кредиторов».
Анна ДУБРОВСКАЯ,