Тяжелая утрата - «Финансы и Банки»
ЦБ обнародовал методику оценки утраты товарной стоимости по ОСАГО, которая может стать обязательной для страховщиков и автовладельцев. Страховщики уже предупредили, что методика регулятора может увеличить убыточность ОСАГО на 5%. Эксперты тем временем подсчитали, что нововведения на руку владельцам новых машин, страховые выплаты для которых вырастут.
Банк России разработал проект указания, которое устанавливает методику расчета размера утраченной товарной стоимости (УТС) при определении размера выплат по договорам обязательного автострахования. Действие документа, обнародованного для публичного обсуждения до 2 сентября, распространяется на страховщиков ОСАГО, а также на потерпевших и лиц, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств. В пояснительной записке к документу говорится, что методика оценки утраты товарной стоимости подготовлена в соответствии с постановлением пленума Верховного суда по ОСАГО. Этот документ обязал страховые компании компенсировать утрату товарной стоимости. Под утратой товарной стоимости понимается уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства или его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных комплектующих изделий.
УТС будет рассчитываться для автомобилей, при осмотре которых выявлена необходимость, в частности, устранения перекоса кузова или рамы, замены элементов каркаса кузова, ремонта отдельных элементов кузова машины, полной или частичной покраски наружных поверхностей кузова.
Величина утраты товарной стоимости автомобиля будет рассчитываться при помощи специальной таблицы коэффициентов УТС. Коэффициенты будут зависеть от вида ремонта и детали. Эти коэффициенты также отличаются для автомобилей отечественного и иностранного производства.
Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс вспоминает, что вопрос об учете утраты товарной стоимости автомобиля и о том, можно ли считать УТС возмещением реального ущерба, долгое время был самым дискутируемым. По сути, утрата товарной стоимости – это процесс естественной эксплуатации машины, рассуждает Юргенс. «Крайне важно утвердить методику расчета УТС, которая не приводила бы к необоснованному обогащению владельцев транспортных средств», — говорит он.
Применение новой методики расчета размера утраченной товарной стоимости при определении размера выплат по договорам обязательного автострахования, проект которой подготовил Банк России, добавит к общей убыточности в ОСАГО примерно 5%, предупреждает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Собеседник Банки.ру поясняет, что выхода этого документа ждут и страховщики ОСАГО, и автовладельцы, и суды.
«С появлением методики исчезнет почва для оставшихся разногласий при определении стоимости восстановительного ремонта в ОСАГО. Споры, в том числе судебные, часто связаны именно с определением оценки выплаты по УТС. Впредь все расчеты возмещения имущественного ущерба в ОСАГО будут максимально прозрачными и понятными всем сторонам. Этот документ станет неотъемлемой частью единой методики расчета стоимости восстановительного ремонта, разработанной РСА в сотрудничестве с экспертами автомобильного рынка и утвержденной Банком России», — говорит Уфимцев. Он уточняет, что все расчеты по возмещению ущерба в ДТП по ОСАГО после выхода методики должны будут включать утрату товарной стоимости в оценку ремонта. При этом само понятие УТС применимо только к автомобилям возрастом до пяти лет.
«В определенной степени рост убыточности ОСАГО произойдет. Однако, считаю, речь идет о нескольких процентах, что не сильно изменит нынешнее положение дел для страховщиков на рынке», — утверждает первый заместитель председателя правления «СОГАЗа» Николай Галушин.
По мнению независимого эксперта страхового рынка Андрея Крупнова, как это всегда происходит на рынке ОСАГО, многое будет зависеть от практики применения учета УТС при расчетах размеров выплат. «С учетом достаточно высокой сложности методики и условности самого предмета расчетов, вероятнее всего, величина УТС будет повсеместно занижаться страховыми компаниями, что даст новую питательную почву для развития бизнеса независимых оценщиков и «автоюристов», — полагает Крупнов. При любых сценариях реализации этой нормы, продолжает эксперт, плюсы от нововведения получат владельцы новых и относительно новых (до пяти лет для легковых автомобилей) транспортных средств, имеющих существенные повреждения в результате ДТП. «Выплаты для таких пострадавших вырастут. Для владельцев более возрастных автомобилей ситуация с введением новой нормы не изменится», — резюмирует Крупнов.
В случае если методика оценки УТС будет принята, произойдет, с одной стороны, увеличение убыточности ОСАГО, с другой — дополнительное улучшение сервисной составляющей, считает директор департамента страховых выплат СК «АльфаСтрахование» Александр Харагезов. «Надеюсь, что исчезнут судебные споры по оспариванию размера выплаты. Это, разумеется, повлечет за собой дополнительное увеличение удовлетворенности клиентов сервисом страховых компаний», — говорит эксперт. Он отмечает, что сегодня на рынке ОСАГО существует ряд методик расчета УТС, но отсутствует единый утвержденный подход в этом вопросе. Поэтому все считают по-разному.
Данис ЮМАБАЕВ,