К 1 сентября заместитель директора регионального центра «Уральский» по корпоративному бизнесу Райффайзенбанка рассказал «БанкИнформСервису», как прививает финансовую грамотность своим детям
Многие считают, что если человек - банкир, то «у него только деньги на уме». Я работаю в банковской сфере без малого двадцать лет, но у меня нет какого-то особого, трепетного отношения к деньгам. При этом я не готов на сто процентов сказать, что разделяю расхожее утверждение «не в деньгах счастье». В терминах логики и математики, моих любимых дисциплин, деньги для счастья меня и моей семьи - необходимое условие, но еще не достаточное. Но необходимое. У человека с деньгами гораздо больше возможностей ощутить счастье, чем у человека без них. А уж воспользуется ли он этими возможностями или нет - это уже зависит не от денег, а от него самого.
Мои сыновья считают, что деньги у уважающего себя человека должны просто быть. И точка. Точнее даже не сами деньги, а умение их в любой момент заработать. Я считаю, что в детском и юношеском возрасте человек не должен сильно зацикливаться на деньгах и много думать о них. Понимать ценность и предназначение - да. Обладать основами финансовой грамотности - да. Отодвинуть на второй план учебу, радость общения со сверстниками и переживать, как заработать деньги - нет, всему свое время. Я стараюсь донести до своих детей такую мысль: чтобы научиться обеспечивать себя деньгами во взрослой жизни, нужно не только постоянно чему-то учиться и быть открытым для нового опыта, но и уметь общаться с людьми, чувствовать их интересы, сопоставлять со своими и уметь договариваться на взаимовыгодных условиях.
Моему старшему сыну Дмитрию 12 лет, он увлекается чтением, Lego, компьютерами и любой современной техникой и технологиями, которые интуитивно осваивает порой безо всяких инструкций. А еще любит слушать музыку и неплохо поет, хоть и не занимается пением целенаправленно. Младший, Андрей - очень творческий, всегда что-то придумывает, устраивает различные шоу и конкурсы, что-то конструирует и мастерит, ставит научные эксперименты, а в перерывах покоряет бесконечные уровни своих игр на PlayStation.
Конечно, большинство их увлечений имеют свою цену, порой, немалую даже для взрослого. А у моих детей из источников для получения средств - лишь карманные деньги. Мне не очень по душе идея платить, допустим, за хорошие оценки или за домашние дела. Это должно быть само собой. Мне легче объяснить, почему учиться без троек - это круто, и как это может пригодиться в жизни. И дарить деньги на день рождения я не люблю - даже если сын утверждает, что на что-то копит, и это сделает его счастливым. Подарить деньги - это слишком легко, гораздо сложнее действительно «погрузиться» в человека, понять, что его порадует, раздобыть это и подарить. Вот это ценно!
Чаще всего увлечения Димы и Андрея оплачиваются из наших кошельков, реже - самостоятельно. Есть у нас и возможность софинансирования, когда какую-нибудь вещь сыновья приобретают с моим частичным участием. Приоткрою секрет, размер карманных денег моих сыновей - по тысяче рублей в начале каждого месяца. Понимание суммы и регулярность позволяет им строить свои планы. Мы учимся не только тратить на мороженое-пирожное, но и копить на что-то. В начале лета мне на помощь пришла детская банковская карта, благодаря которой карманные деньги у нас теперь строго безналичные, а у меня, как у родителя, есть возможность контроля их расходования. При этом у сыновей персональные дебетовые карты, которыми они с гордостью расплачиваются в магазинах. Освоение рублевых транзакций идет полным ходом, а вот к изучению валютных операций и хеджированию мы еще не приступали.
Маленькому человеку в нашем мире манящей со всех сторон рекламы очень тяжело справиться со всеми своими желаниями и разобраться, где он сам принял решение о покупке, а где очень грамотный психолог-маркетолог какой-нибудь транснациональной корпорации подсказал, где полезное, а где не очень, где проявление твоей уникальности, а где дань сиюминутной моде. Сам порой с трудом справляюсь, а тут ребенку нужно помочь разобраться. Не всегда получается быть убедительнее рекламы, но я работаю над этим. Недавно мы были с семьей в спортивном магазине, покупали кроссовки, экипировку и т. п., и вдруг младший сын приносит мне зарядку на солнечных батареях и говорит: «Давай купим». Я отвечаю: «Я не готов, это какая-то импульсивная покупка» - понимая, что, скорее всего, зарядка с тройной наценкой, так как вещь для магазина - непрофильная. При этом добавляю: «У тебя есть свои деньги, сам решай, готов ли ты их потратить прямо сейчас или продолжать копить на гироскутер». В итоге мы купили эту зарядку, а срок накопления на гироскутер увеличился на пару месяцев. Но он продолжает откладывать, копит. А после опыта со спонтанно купленной зарядкой прекрасно разбирается, что его приближает к цели, а что отдаляет. Мне важно, чтобы сын понял, что это его сознательный выбор в условиях ограниченности ресурсов. В жизни пригодится, и не только с деньгами. И он это понимает. I am happy!
Мне кажется, с детьми нужно открыто делиться некоторыми и своими планами, когда речь идет о семейных тратах. Например, я рассказываю, что для поездки в отпуск каждый месяц откладываю на целевой счет определенную сумму. И что путешествие может себе позволить только тот, кто усердно трудится, имеет регулярный доход и умеет грамотно распоряжаться заработанным. Личный пример и открытость - лучшие учителя.
К 1 сентября заместитель директора регионального центра «Уральский» по корпоративному бизнесу Райффайзенбанка рассказал «БанкИнформСервису», как прививает финансовую грамотность своим детям Многие считают, что если человек - банкир, то «у него только деньги на уме». Я работаю в банковской сфере без малого двадцать лет, но у меня нет какого-то особого, трепетного отношения к деньгам. При этом я не готов на сто процентов сказать, что разделяю расхожее утверждение «не в деньгах счастье». В терминах логики и математики, моих любимых дисциплин, деньги для счастья меня и моей семьи - необходимое условие, но еще не достаточное. Но необходимое. У человека с деньгами гораздо больше возможностей ощутить счастье, чем у человека без них. А уж воспользуется ли он этими возможностями или нет - это уже зависит не от денег, а от него самого. Мои сыновья считают, что деньги у уважающего себя человека должны просто быть. И точка. Точнее даже не сами деньги, а умение их в любой момент заработать. Я считаю, что в детском и юношеском возрасте человек не должен сильно зацикливаться на деньгах и много думать о них. Понимать ценность и предназначение - да. Обладать основами финансовой грамотности - да. Отодвинуть на второй план учебу, радость общения со сверстниками и переживать, как заработать деньги - нет, всему свое время. Я стараюсь донести до своих детей такую мысль: чтобы научиться обеспечивать себя деньгами во взрослой жизни, нужно не только постоянно чему-то учиться и быть открытым для нового опыта, но и уметь общаться с людьми, чувствовать их интересы, сопоставлять со своими и уметь договариваться на взаимовыгодных условиях. Моему старшему сыну Дмитрию 12 лет, он увлекается чтением, Lego, компьютерами и любой современной техникой и технологиями, которые интуитивно осваивает порой безо всяких инструкций. А еще любит слушать музыку и неплохо поет, хоть и не занимается пением целенаправленно. Младший, Андрей - очень творческий, всегда что-то придумывает, устраивает различные шоу и конкурсы, что-то конструирует и мастерит, ставит научные эксперименты, а в перерывах покоряет бесконечные уровни своих игр на PlayStation. Конечно, большинство их увлечений имеют свою цену, порой, немалую даже для взрослого. А у моих детей из источников для получения средств - лишь карманные деньги. Мне не очень по душе идея платить, допустим, за хорошие оценки или за домашние дела. Это должно быть само собой. Мне легче объяснить, почему учиться без троек - это круто, и как это может пригодиться в жизни. И дарить деньги на день рождения я не люблю - даже если сын утверждает, что на что-то копит, и это сделает его счастливым. Подарить деньги - это слишком легко, гораздо сложнее действительно «погрузиться» в человека, понять, что его порадует, раздобыть это и подарить. Вот это ценно! Чаще всего увлечения Димы и Андрея оплачиваются из наших кошельков, реже - самостоятельно. Есть у нас и возможность софинансирования, когда какую-нибудь вещь сыновья приобретают с моим частичным участием. Приоткрою секрет, размер карманных денег моих сыновей - по тысяче рублей в начале каждого месяца. Понимание суммы и регулярность позволяет им строить свои планы. Мы учимся не только тратить на мороженое-пирожное, но и копить на что-то. В начале лета мне на помощь пришла детская банковская карта, благодаря которой карманные деньги у нас теперь строго безналичные, а у меня, как у родителя, есть возможность контроля их расходования. При этом у сыновей персональные дебетовые карты, которыми они с гордостью расплачиваются в магазинах. Освоение рублевых транзакций идет полным ходом, а вот к изучению валютных операций и хеджированию мы еще не приступали. Маленькому человеку в нашем мире манящей со всех сторон рекламы очень тяжело справиться со всеми своими желаниями и разобраться, где он сам принял решение о покупке, а где очень грамотный психолог-маркетолог какой-нибудь транснациональной корпорации подсказал, где полезное, а где не очень, где проявление твоей уникальности, а где дань сиюминутной моде. Сам порой с трудом справляюсь, а тут ребенку нужно помочь разобраться. Не всегда получается быть убедительнее рекламы, но я работаю над этим. Недавно мы были с семьей в спортивном магазине, покупали кроссовки, экипировку и т. п., и вдруг младший сын приносит мне зарядку на солнечных батареях и говорит: «Давай купим». Я отвечаю: «Я не готов, это какая-то импульсивная покупка» - понимая, что, скорее всего, зарядка с тройной наценкой, так как вещь для магазина - непрофильная. При этом добавляю: «У тебя есть свои деньги, сам решай, готов ли ты их потратить прямо сейчас или продолжать копить на гироскутер». В итоге мы купили эту зарядку, а срок накопления на гироскутер увеличился на пару месяцев. Но он продолжает откладывать, копит. А после опыта со спонтанно купленной зарядкой прекрасно разбирается, что его приближает к цели, а что отдаляет. Мне важно, чтобы сын понял, что это его сознательный выбор в условиях ограниченности ресурсов. В жизни пригодится, и не только с деньгами. И он это понимает. I am happy! Мне кажется, с детьми нужно открыто делиться некоторыми и своими планами, когда речь идет о семейных тратах. Например, я рассказываю, что для поездки в отпуск каждый месяц откладываю на целевой счет определенную сумму. И что путешествие может себе позволить только тот, кто усердно трудится, имеет регулярный доход и умеет грамотно распоряжаться заработанным. Личный пример и открытость - лучшие учителя. Фотография предоставлена банком.
Правительство Дмитрия Медведева проработало первые полгода. В интервью «Ъ» премьер-министр рассказывает о будущем «Роснефти» и идеологических спорах в Белом доме, об общественных настроениях и
Счастье купишь, если вы в принципе способны его испытывать. Дядюшка Скрудж не даст соврать Существует негласное, известное всем «правило», что счастье не купишь. Но так ли это на самом деле?
Из окон кабинета начальника московского управления ЦБ Константина ШОРА открывается роскошный панорамный вид на Кремль, Красную площадь и храм Христа Спасителя. Шор сам придумывал проект этого здания
О своем взгляде на продолжающийся мировой кризис и экономическую ситуацию в России в эфире радиостанции «Эхо Москвы» рассказал экс-министр финансов РФ Алексей КУДРИН. О. Бычкова: Добрый вечер. Мы
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются