У «бедных» запросы выше - «Финансы и Банки»
Фото:
pixabay.com
Лишь 3% россиян считают, что на оплату продуктов и прочих товаров и услуг, а также на обязательные платежи в их населенном пункте достаточно суммы в пределах 10 тыс. рублей в месяц. Таковы данные опроса ВЦИОМ. Между тем, средний прожиточный минимум, по последним данным Минтруда (за 1 квартал 2018 года), составляет 10038 рублей.
Вопрос, при котором социологи просили респондентов назвать цифру «реального» прожиточного минимума, был открытым (люди называли цифру произвольно). Однако, к сожалению, ВЦИОМ не привел среднюю цифру ответа и разбивку сделал очень крупно - по десяткам тысяч (было бы очень интересно посмотреть, например, на доли ответов, попадающих в разряды 10-15 тысяч и 15-20 тысяч). Пользуясь тем, что есть, можно сказать, что в пределах 10-20 тыс. рублей «реальный» прожиточный минимум оценили 45% опрошенных, в 20-30 тыс. рублей - 29%, еще выше - 17%.
При этом в двух основных группах ответов (10-20 и 20-30 тыс. рублей) проявляется любопытная деталь. Респонденты, считающие себя бедными («материальное положение плохое или очень плохое»), оценивают прожиточный минимум выше, чем относящие себя к среднему либо зажиточному классу. Цифру в пределах 20-30 тыс. рублей назвали 37% «бедных», 28% «представителей среднего класса» и всего 24% «богатых». При этом доли крайних оценок (ниже 10 тыс. и выше 30 тыс.) практически не различаются в зависимости от самоидентификации по доходам. Здесь ярко проявился эффект субъективной бедности: значительная доля людей, считающих себя бедными, по факту такими не являются, они просто завышают порог бедности. Как следствие, и оценки прожиточного минимума у них завышены. В то же время люди, относящие себя к среднему классу и богатым, оценивают сумму, минимально необходимую для жизни, более трезво, хотя на практике и не сталкиваются с материальными трудностями.
Кстати, согласно недавнему опросу Национального агентства финансовых исследований, каждый четвертый россиянин (25%) считает себя бедным или нищим. И это даже несмотря на то, что НАФИ при опросе называло критерии бедности (хватает денег на продукты, покупка одежды уже вызывает затруднения).