Новый закон не заставит банки блокировать карты клиентов - «Финансы и Банки»
Фото:
Евгения Яблонская для «БанкИнформСервис»
Законодательные поправки, вступающие в силу 26 сентября, уже изрядно переполошили владельцев банковских карт. Слухи о грядущей беспричинной блокировке распространяются по сети. Регулятору пришлось выступить с разъяснениями: в Уральском ГУ на вопросы журналистов ответил замглавы департамента информационной безопасности ЦБ РФ Артем Сычев. Bankinform.ru подготовил небольшую квинтэссенцию о сути нововведений.
1. Банки получили право приостанавливать подозрительные транзакции на 2 суток. Речь не идёт о блокировке карты или счета - все прочие транзакции в течение этих двух дней свободно проходят. Более того - платеж, вызвавший подозрение, тоже не блокируется. Два дня нужны банку, чтобы связаться с держателем карты и получить от него подтверждение либо опровержение платежа. Если клиент не выходит на связь, через два дня транзакция все же будет осуществлена.
Признаки подозрительности банк будет определять самостоятельно. Такими могут быть платежи из удаленных друг от друга географических точек (карту задействовали в одной точке, а через пару часов - в другом конце страны), нетипичное для данного клиента поведение, связанное с крупными суммами, частые транзакции на одинаковые крупные суммы.
2. Вводится обмен информацией о подозрительных счетах между банками. Такой обмен неформально происходил и раньше, теперь он перешел в официальный режим. Речь опять же не идет о блокировке счетов или «черном списке» клиентов. Просто банки будут внимательнее приглядываться к этим счетам, ведь преступники могут использовать карточные счета физлиц без их ведома.
3. Узаконен возврат денег при мошеннических межбанковских переводах. «Сейчас банк-получатель может тормознуть деньги при заявлении банка-отправителя, что перевод проходит без его согласия. Но возврат ушедших денег решался через суд. Большие проблемы возникали у малого и среднего бизнеса - для них такая потеря денег смерти подобна», - объясняет Артем Сычев.
4. Противодействие мошенничеству становится обязательным для банков, вводятся единые стандарты. «У банков с крупным ритейловым бизнесом эти задачи и раньше успешно решались. Но если один банк этим занимается, а другой нет, о защищенности операций можно говорить лишь с натяжкой», - говорит Артем Сычев.