Райффайзенбанк: у половины жителей крупных городов есть финансовая подушка в период самоизоляции - «Финансы и Банки»
Часть россиян столкнулась со снижением доходов в период самоизоляции, показал опрос Райффайзенбанка. Сильнее всего сокращение заработка ощутили жители Санкт-Петербурга, Краснодара и Уфы, а меньше всего — в Казани и Омске. Почти половина опрошенных в период самоизоляции смогла сократить расходы примерно на треть: экономили на одежде, обуви, ресторанах и бытовой технике. При этом 50% респондентов уже имели накопления на черный день либо начали их создавать.
Как менялись доходы в период самоизоляции
Для большинства участников опроса главным источником дохода остается заработная плата — так ответили более 80% респондентов. На доходы от бизнеса живет около 6%. С начала периода самоизоляции из-за пандемии коронавируса 56% респондентов столкнулись со снижением доходов. Около 40% заявили, что изменение в доходах было не слишком заметным.
Сильнее всего сокращение заработка ощутили в Санкт-Петербурге (63%), Краснодаре (63%) и Уфе (62%). Меньше всего в доходах потеряли жители Омска (45%), Казани (49%) и Волгограда (51%).
Среди тех, кто почувствовал сокращение доходов, почти половина заявили о падении примерно на 30%. Около 26% — потеряли половину дохода, 12% — больше половины, а почти 15% респондентов лишились основного источника заработка.
Среди главных причин потери доходов — увольнение или уход в неоплачиваемый отпуск, так ответили 37% респондентов. Еще 10% были вынуждены закрыть бизнес на время, а 8% заявили о потере своего дела. Остальные ищут новую работу или говорят о снижении спроса на свои товары или услуги.
Преодолевать кризис россияне планируют по-разному. Примерно 30% тратят сбережения, пока находятся в поисках работы. Устроиться на дополнительную работу готовы 48%, а 8% проходят повышение квалификации или получают новую профессию. О наличии сбережений, которыми можно воспользоваться, чаще всех говорят жители Санкт-Петербурга (41%), за ними следуют москвичи (35%), жители Ростова-на-Дону (34%), Волгограда (33%) и Воронежа (33%).
Расходы: сократить нельзя оставить
Более 40% россиян смогли снизить расходы в карантине, 39% не заметили разницы. А оставшиеся 20% даже увеличили траты. Основные расходы у россиян приходятся на продукты питания (71%), обслуживание кредитов (11%), товары повседневного спроса (5%), а также одежду и обувь (4%). При этом больше всего на кредиты тратят жители Красноярска, Уфы и Челябинска (примерно по 15% бюджета).
В период самоизоляции 57% россиян начали экономить. 28% смогли меньше тратить, поскольку находятся дома. Еще 11% заявили о недоступности магазинов для покупки привычных товаров и услуг. При этом 64% опрошенных стараются реже ходить в магазины, 5% — почти не посещают торговые точки, а заказывают доставку. Наиболее популярна доставка в Москве (15%) и Волгограде (8%), а также в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Самаре (по 7%).
Чаще всего россияне экономят на одежде и обуви (66%), развлечениях (56%), ресторанах и кафе (47%), продуктах (44%) и транспорте (38%). 8% опрошенных сэкономили на обслуживании кредитов. Еще 28% стали меньше тратить на алкоголь и сигареты.
Подушка безопасности
Подавляющее большинство опрошенных — 90% — полагают, что в ближайший месяц цены на товары будут расти. Россияне опасаются подорожания продуктов (78%), медикаментов (10%) и товаров первой необходимости (6%).
При этом сформированная «подушка безопасности» есть у только каждого пятого, еще 28% опрошенных отметили, что начинают ее формировать. Половина россиян рассчитывает справиться с текущим кризисом без сбережений.
«Формировать сбережения необходимо даже при небольших доходах. Можно воспользоваться простым правилом — откладывать на счет 10% ежемесячного заработка. Будет лучше, если по этому счету начисляется процент на остаток — например, это может быть накопительный счет, где проценты начисляются ежемесячно, а снятие и пополнение не ограничено. Хорошо, если к этому счету не будет привязана карта — так вы защитите себя от спонтанных покупок. Наличие сбережений позволяет увереннее пройти любой кризис», — отметил Максим Степочкин, руководитель управления некредитных продуктов Райффайзенбанка.