Приготовиться к блокировке - «Финансы»
Российские банки активизировали борьбу с подозрительными счетами юрлиц. Коснутся ли проверки частных клиентов и что делать, если банк заблокировал счет?
Банки начали активнее проверять счета клиентов, рассказали РБК в кредитных организациях. Это связано с требованием Центрального банка, который усиливает борьбу с отмыванием и обналичиванием денежных средств. Письмо ЦБ с просьбой обратить повышенное внимание на некоторые операции клиентов регулятор распространил еще в декабре 2014 года. Но в последние несколько месяцев работа банков по проверке сомнительных счетов активизировалась.
«Да, действительно, работа в рамках письма ведется интенсивнее, чем раньше, — говорит вице-президент, руководитель службы финансового мониторинга клиентских операций ВТБ24 Игорь Венгеров. — Я бы сказал, что начало усиления этой работы относится на период июль—август 2015 года». Прежде всего она касается клиентов-юрлиц.
Начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова рассказывает, что теперь Центральный банк на регулярной основе рассылает кредитным организациям запросы с просьбой отчитаться о принятых мерах по снижению объемов подозрительных операций и о мерах, принятых в отношении конкретных клиентов.
Зона риска
В письме «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» ЦБ призывает банки обратить особое внимание на клиентов, чья деятельность «не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели».
В первую очередь вопросы вызывают отсутствие или незначительный объем налоговых платежей по отношению к оборотам по счету. Также выглядят подозрительными операции, когда деньги перечисляются от большого количества контрагентов и в тот же день полностью переводятся другим контрагентам. «Признаками «транзита» денег также является отсутствие платежей за аренду помещения, платежей по содержанию офиса, выплаты заработной платы сотрудникам организации, иных расходов, которые так или иначе несет реально работающая организация», — рассказывает Дина Багатова.
Если операции по счету подпадают под эти критерии, у банка появляется основание провести углубленную проверку. У клиентов запрашиваются документы, являющиеся основанием для совершения операций, финансовая отчетность (балансы, налоговые декларации) и т.д. После анализа этих документов банк принимает решение, являются ли операции сомнительными. Если все-таки являются, банк может заблокировать счет.
По словам Багатовой, блокировка счета происходит только в крайнем случае. «Банки делают это лишь при действительно серьезном риске», — говорит она. Каков процент заблокированных счетов, банки не раскрывают. Ни один из девяти крупнейших розничных банков, по данным Frank RG, не ответил РБК на этот вопрос. Пока что проверки проводятся в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Коснутся ли они счетов физлиц?
Граждане под угрозой
Центральный банк не ответил на запрос РБК о том, распространятся ли проверки на счета физлиц. Юридически у банков есть такая возможность — по поправкам к 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов», объясняет главный юрист «Трансперенси Интернешнл — Россия» Денис Примаков. В законе подробно прописано, какие операции с денежными счетами подлежат обязательному контролю. В частности, под особенное внимание банков попадают операции на сумму от 600 тыс. руб., открытие вклада в пользу третьих лиц, операции с организациями, подозреваемыми в терроризме, и др.
На практике сейчас счета физлиц блокируются в совсем экзотических случаях, рассказывает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. Основная ситуация, в которой может возникнуть такой риск: гражданин будет получать на свой счет большие суммы от юридических лиц и оперативно снимать их. «Если вы снимаете миллион рублей наличными, то это не вызовет подозрений. Но когда речь идет о десятках или сотнях миллионов, то у банка возникнут вопросы», — объясняет Матовников.
По его словам, подозрительной операцией также может являться перевод средств за рубеж, если это происходит регулярно и большими суммами. Особенно если у банка есть сомнения, что источником средств являются доходы клиента. Если счет клиента блокируется банком, то деньги клиента остаются на месте, у него лишь отключают дистанционный доступ к счету, объясняет Венгеров из ВТБ24.
В этом случае клиенту придется подтвердить их происхождение. По словам адвоката Алексея Гордейчика, когда клиент способен внятно обосновать свои операции, проблем с банком не возникает. «В случае если вы документально подтвердили законность своих действий, а вам отказывают в совершении операции, нужно обращаться с жалобой к ЦБ и направлять заявление в суд», — советует Гордейчик.